Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

О казачестве по-научному

Общество, 13:59, 19 ноября 2010, Тодор ВОИНСКИЙ
Слушать новость
О казачестве по-научному. .

традиции
Двадцать лет назад началось возрождение российского казачества. Нынче в Тюмени тема традиций и образа жизни вольнолюбивого сословия звучит чаще, обсуждение идет углубленное, с привлечением знатоков казачьего быта и обычаев,с историческими и культурными экскурсами-исследованиями ученого сообщества. К примеру, в институте гуманитарных исследований ТюмГУ недавно состоялась всероссийская научно-практическая конференция «Казачество Сибири от Ермака до наших дней: история, язык, культура». Ее участники отметили важность того, что конференция уже второй раз проходит в городе, откуда многонациональная дружина знаменитого казачьего атамана положила начало освоению восточных земель России.

------

Выступающие говорили о современном казачестве Сибири как этнополитическом институте, о истории и этнографии, языке, фольклоре, художественной литературе – главных составляющих духовно-нравственной основы жизни, менталитета этой культурно-этнической общности. По некоторым данным, сегодня казаками считают себя около семи миллионов человек в России и ближнем зарубежье. Однако, по мнению исследователей, эта серьезная сила раздирается внутренними и внешними противоречиями, что сильно затягивает процесс организационного сплочения казаков и определения их места в жизни общества.

Один из докладчиков обратил внимание на то, что до сих пор неясно, кто такие казаки с исторической точки зрения (сословие? народ?) и, самое главное, что есть современное казачество. А то вот придумали ученые неплохой термин «этносословная общность», да вот объяснить его толком не смогли и властям сообщить позабыли. Без такой ясности – как решать, куда двигаться? Любая концепция «возрождения казачества» повиснет в воздухе. Нет ясности – нет чаемого многими единства. …Потому и «законы о казачестве» выходят по большей части недоделанные, недодуманные. Все пытаются совсем что-то новое городить. Без прошлого. Ни земли (своей! собственной!), ни культуры, ни общины со старинными традициями самоуправления, хозяйствования и землепользования… Автор высказывания идет дальше. Он считает, что надо восстанавливать настоящие казачьи войска и соответственно территориальные автономно-самоуправляемые области с возвращением потомкам обобранных большевиками казаков гражданских прав, земли, домов, имущества, денежных вкладов… Насколько это реально? Вопрос риторический. И на поверку – лишь путаница в важнейших концептуальных моментах казачьего движения.

Другой участник конференции говорил, что казакам нужно знать свою историю и повторить путь белой армии, но только в обратном  порядке: из общественных организаций дорасти до воинских формирований. Правда, в наших условиях — это титанический труд, но он необходим. Иначе история «возрождения казачества» может закончиться частушками фольклорных казачьих ансамблей о посиделках, называемых Большими войсковыми кругами и конференциями. По мнению выступающего, достижения, конечно, есть, но их могло бы быть и больше, если бы нынешние казаки не замыкались в своих домишках, уподобляясь дедам, отбивавшим нападение красных на станицу и не желавшим идти на помощь соседям.

Неоспоримым, на мой взгляд, было и предложение о том, что казаки должны сесть за стол переговоров и сами определить, какое казачество нужно, какие необходимы структуры, чем они будут заниматься, а также какова должна быть ответственность атаманов перед казаками. В противном случае так и будет бесконечно расти число независимых и нерегистрируемых организаций, объявляющих себя единственно настоящими казаками. И никакими указами и законами сверху этот развал не остановить. Единственным правильным путем было названо создание в регионе одной общественной казачьей организации, куда бы вошли все желающие – с четким пониманием, чем они хотят заниматься (наукой, культурой, сельским хозяйством, производством, несением службы, патриотическим воспитанием).

В этом случае между реестровыми, остальными казачьими структурами области и органами власти заключается соглашение, где все это четко фиксируется. Кстати, утверждает автор предложения, на это нацеливает и Концепция государственной политики РФ в отношении казачества, а именно: на «реализацию потенциала казачьих обществ и общест-венных объединений в интересах национальной безопасности и территориальной целостности государства».

И все-таки что следует взять из прошлого в XXI век? Ответом на этот вопрос, пожалуй, может служить следующее утверждение. Взять можно почти все, внося лишь поправки на новые условия жизни и технический прогресс. Безусловно, сейчас нет возможности вернуть прежний уклад жизни, но необходимо восстановить прерванную связь поколений. Движение за возрождение казачества на базе общих социально-экономических, духовно-нравственных ценностей — одна из форм выражения русского национального самосознания. Сама национальная идея, как заповедь отцов и дедов, не подлежит пересмотру. Необыкновенное сочетание русской вольницы и осознанное желание служить Отечеству всегда было присуще казакам. Поэтому подлинное возрождение российской государственности нельзя представить себе без казачества. Ведь казаки, по словам Владимира Короленко, «среди этой сумятицы занимают особое, прямо выдающееся положение…, знают, чего хотят и при этом знают всей массой…»

Фото автора

традиции
Двадцать лет назад началось возрождение российского казачества. Нынче в Тюмени тема традиций и образа жизни вольнолюбивого сословия звучит чаще, обсуждение идет углубленное, с привлечением знатоков казачьего быта и обычаев,с историческими и культурными экскурсами-исследованиями ученого сообщества. К примеру, в институте гуманитарных исследований ТюмГУ недавно состоялась всероссийская научно-практическая конференция «Казачество Сибири от Ермака до наших дней: история, язык, культура». Ее участники отметили важность того, что конференция уже второй раз проходит в городе, откуда многонациональная дружина знаменитого казачьего атамана положила начало освоению восточных земель России.

------

Выступающие говорили о современном казачестве Сибири как этнополитическом институте, о истории и этнографии, языке, фольклоре, художественной литературе – главных составляющих духовно-нравственной основы жизни, менталитета этой культурно-этнической общности. По некоторым данным, сегодня казаками считают себя около семи миллионов человек в России и ближнем зарубежье. Однако, по мнению исследователей, эта серьезная сила раздирается внутренними и внешними противоречиями, что сильно затягивает процесс организационного сплочения казаков и определения их места в жизни общества.

Один из докладчиков обратил внимание на то, что до сих пор неясно, кто такие казаки с исторической точки зрения (сословие? народ?) и, самое главное, что есть современное казачество. А то вот придумали ученые неплохой термин «этносословная общность», да вот объяснить его толком не смогли и властям сообщить позабыли. Без такой ясности – как решать, куда двигаться? Любая концепция «возрождения казачества» повиснет в воздухе. Нет ясности – нет чаемого многими единства. …Потому и «законы о казачестве» выходят по большей части недоделанные, недодуманные. Все пытаются совсем что-то новое городить. Без прошлого. Ни земли (своей! собственной!), ни культуры, ни общины со старинными традициями самоуправления, хозяйствования и землепользования… Автор высказывания идет дальше. Он считает, что надо восстанавливать настоящие казачьи войска и соответственно территориальные автономно-самоуправляемые области с возвращением потомкам обобранных большевиками казаков гражданских прав, земли, домов, имущества, денежных вкладов… Насколько это реально? Вопрос риторический. И на поверку – лишь путаница в важнейших концептуальных моментах казачьего движения.

Другой участник конференции говорил, что казакам нужно знать свою историю и повторить путь белой армии, но только в обратном  порядке: из общественных организаций дорасти до воинских формирований. Правда, в наших условиях — это титанический труд, но он необходим. Иначе история «возрождения казачества» может закончиться частушками фольклорных казачьих ансамблей о посиделках, называемых Большими войсковыми кругами и конференциями. По мнению выступающего, достижения, конечно, есть, но их могло бы быть и больше, если бы нынешние казаки не замыкались в своих домишках, уподобляясь дедам, отбивавшим нападение красных на станицу и не желавшим идти на помощь соседям.

Неоспоримым, на мой взгляд, было и предложение о том, что казаки должны сесть за стол переговоров и сами определить, какое казачество нужно, какие необходимы структуры, чем они будут заниматься, а также какова должна быть ответственность атаманов перед казаками. В противном случае так и будет бесконечно расти число независимых и нерегистрируемых организаций, объявляющих себя единственно настоящими казаками. И никакими указами и законами сверху этот развал не остановить. Единственным правильным путем было названо создание в регионе одной общественной казачьей организации, куда бы вошли все желающие – с четким пониманием, чем они хотят заниматься (наукой, культурой, сельским хозяйством, производством, несением службы, патриотическим воспитанием).

В этом случае между реестровыми, остальными казачьими структурами области и органами власти заключается соглашение, где все это четко фиксируется. Кстати, утверждает автор предложения, на это нацеливает и Концепция государственной политики РФ в отношении казачества, а именно: на «реализацию потенциала казачьих обществ и общест-венных объединений в интересах национальной безопасности и территориальной целостности государства».

И все-таки что следует взять из прошлого в XXI век? Ответом на этот вопрос, пожалуй, может служить следующее утверждение. Взять можно почти все, внося лишь поправки на новые условия жизни и технический прогресс. Безусловно, сейчас нет возможности вернуть прежний уклад жизни, но необходимо восстановить прерванную связь поколений. Движение за возрождение казачества на базе общих социально-экономических, духовно-нравственных ценностей — одна из форм выражения русского национального самосознания. Сама национальная идея, как заповедь отцов и дедов, не подлежит пересмотру. Необыкновенное сочетание русской вольницы и осознанное желание служить Отечеству всегда было присуще казакам. Поэтому подлинное возрождение российской государственности нельзя представить себе без казачества. Ведь казаки, по словам Владимира Короленко, «среди этой сумятицы занимают особое, прямо выдающееся положение…, знают, чего хотят и при этом знают всей массой…»

Фото автора



В Тюменской области пройдут сплошные проверки водителей на трезвость

22 ноября

Урбанист Дохов считает, что тюменский «муравейник» следует снимать в фильмах

22 ноября