Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Рука на пульсе мнений

Слушать новость
Рука на пульсе мнений. .

профессия
Нередко, читая газеты, слушая радио- и телепередачи, видим или слышим цифры со ссылкой на Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Это старейшая российская исследовательская организация, регулярно проводящая социологические и маркетинговые исследования на основе опросов мнения общественности. Возможно, возникал вопрос: «Интересно, кого они там опрашивают? Ко мне вот ни разу никто не приходил и вопросов не задавал».

------

Справедливости ради скажу: автору статьи довелось однажды принять участие в подобном соцопросе, который проводился на улицах Тюмени. Тема, правда, сразу же забылась, видимо, не имела ко мне близкого отношения.

Так что опрашивают и мнение общества учитывают. Немалое количество социологических исследований заказывают областные департаменты и администрации города, поскольку власти осознают важность подобного рода информации для принятия решений.

Опросники составляют специалисты – социологи. Как это делается, рассказал кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии института гуманитарных наук ТюмГНГУ Шамиль Фарахутдинов:

– Прежде чем написать анкету, необходимо познакомиться с ситуацией, почитать литературу – публикации, диссертации. Затем выстраивается стратегия: что будет изучаться, с какой целью. С помощью социологического исследования можно проверить какую-то гипотезу. Чаще она подтверждается, но возможно, что результаты опровергнут ее. Хотя если
ситуация понятна и вопросы составлены правильно, то последнее случается редко. Какие проблемы изучаются? К примеру: молодая семья. По сути это некий барометр, чутко реагирующий на любые изменения и требования социальной жизни. Этот возрастной этап совпадает с прохождением определенных ступеней социализации, профессиональным самоопределением, адаптацией к семейной жизни, к рождению детей. Другая особенность – недостаточный уровень материальной обеспеченности и, как следствие, зависимость от родителей. К сожалению, отмечается большое количество разводов. Наблюдается также тенденция к малодетности и откладывание рождения даже первого ребенка.

О приоритетности проблем молодой семьи свидетельствует и проводимая в последнее время государственная политика: стимулирование рождаемости, выплата субсидий на приобретение жилья и прочее.

Почему данным социологических опросов можно доверять? Образная аналогия: чтобы узнать вкус супа, не обязательно съедать для этого весь, который сварили в кастрюле, достаточно одной ложки, важно, чтобы в этом небольшом объеме содержались все ингредиенты. Так же  и в социологии: существует понятие выборки – опрашивается группа людей, в которой представлены все интересующие слои населения, а при необходимости учитываются и территории проживания. Когда структура выборки идентична большой группе людей (населению города, региона, страны), то ошибка бывает в пределах лишь 3–4 процентов, что допускается изначально.

Нефтегазовый университет, имея такой инструмент, пользуется им по максимуму: каков рейтинг университета в ряду других вузов города? по каким принципам абитуриенты выбирают специальность? как оценивают студенты качество образования? каков портрет современной молодежи? Эти  и масса других исследований дают картину деятельности вуза и, что важно, обратную связь от студентов: удовлетворены ли качеством образования, в чем испытывают потребность, чем вообще живут.

Вот, к примеру, критерии, по которым студенты выбрали учебу в нефтегазовом университете в прошлом году: по окончании вуза будет высокий уровень зарплаты (21,6 процента), имидж вуза (16,3 процента), качественное образование (14,5 процента), в этом вузе учатся друзья, знакомые (11,5 процента), узнал о вузе в СМИ (8,8 процента).

В Тюмени уже немало компаний, специализирующихся на социологических и маркетинговых исследованиях. Конкуренция на рынке этих услуг растет. Как  и спектр тематики: изучаются уровень и качество жизни населения, ход реализации нацпроектов, строятся социальные портреты различных групп населения, выясняется общественное мнение относительно актуальных проблем в области.

Шамиль Фарахутдинов считает развитие практики проведения социологических исследований позитивным моментом, поскольку их результаты могут быть учтены при выработке решений, в том числе управленческих.

Чтобы понять оценку общества по изучаемому вопросу в нашем регионе, достаточно опросить от одной до пяти тысяч человек, все определяется темой, целью и задачами исследования. Было бы еще неплохо через СМИ знакомиться с результатами таких опросов, хотя бы самых общих, касающихся большинства населения. В доступной для обычного человека интерпретации.

Фото автора

профессия
Нередко, читая газеты, слушая радио- и телепередачи, видим или слышим цифры со ссылкой на Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Это старейшая российская исследовательская организация, регулярно проводящая социологические и маркетинговые исследования на основе опросов мнения общественности. Возможно, возникал вопрос: «Интересно, кого они там опрашивают? Ко мне вот ни разу никто не приходил и вопросов не задавал».

------

Справедливости ради скажу: автору статьи довелось однажды принять участие в подобном соцопросе, который проводился на улицах Тюмени. Тема, правда, сразу же забылась, видимо, не имела ко мне близкого отношения.

Так что опрашивают и мнение общества учитывают. Немалое количество социологических исследований заказывают областные департаменты и администрации города, поскольку власти осознают важность подобного рода информации для принятия решений.

Опросники составляют специалисты – социологи. Как это делается, рассказал кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии института гуманитарных наук ТюмГНГУ Шамиль Фарахутдинов:

– Прежде чем написать анкету, необходимо познакомиться с ситуацией, почитать литературу – публикации, диссертации. Затем выстраивается стратегия: что будет изучаться, с какой целью. С помощью социологического исследования можно проверить какую-то гипотезу. Чаще она подтверждается, но возможно, что результаты опровергнут ее. Хотя если
ситуация понятна и вопросы составлены правильно, то последнее случается редко. Какие проблемы изучаются? К примеру: молодая семья. По сути это некий барометр, чутко реагирующий на любые изменения и требования социальной жизни. Этот возрастной этап совпадает с прохождением определенных ступеней социализации, профессиональным самоопределением, адаптацией к семейной жизни, к рождению детей. Другая особенность – недостаточный уровень материальной обеспеченности и, как следствие, зависимость от родителей. К сожалению, отмечается большое количество разводов. Наблюдается также тенденция к малодетности и откладывание рождения даже первого ребенка.

О приоритетности проблем молодой семьи свидетельствует и проводимая в последнее время государственная политика: стимулирование рождаемости, выплата субсидий на приобретение жилья и прочее.

Почему данным социологических опросов можно доверять? Образная аналогия: чтобы узнать вкус супа, не обязательно съедать для этого весь, который сварили в кастрюле, достаточно одной ложки, важно, чтобы в этом небольшом объеме содержались все ингредиенты. Так же  и в социологии: существует понятие выборки – опрашивается группа людей, в которой представлены все интересующие слои населения, а при необходимости учитываются и территории проживания. Когда структура выборки идентична большой группе людей (населению города, региона, страны), то ошибка бывает в пределах лишь 3–4 процентов, что допускается изначально.

Нефтегазовый университет, имея такой инструмент, пользуется им по максимуму: каков рейтинг университета в ряду других вузов города? по каким принципам абитуриенты выбирают специальность? как оценивают студенты качество образования? каков портрет современной молодежи? Эти  и масса других исследований дают картину деятельности вуза и, что важно, обратную связь от студентов: удовлетворены ли качеством образования, в чем испытывают потребность, чем вообще живут.

Вот, к примеру, критерии, по которым студенты выбрали учебу в нефтегазовом университете в прошлом году: по окончании вуза будет высокий уровень зарплаты (21,6 процента), имидж вуза (16,3 процента), качественное образование (14,5 процента), в этом вузе учатся друзья, знакомые (11,5 процента), узнал о вузе в СМИ (8,8 процента).

В Тюмени уже немало компаний, специализирующихся на социологических и маркетинговых исследованиях. Конкуренция на рынке этих услуг растет. Как  и спектр тематики: изучаются уровень и качество жизни населения, ход реализации нацпроектов, строятся социальные портреты различных групп населения, выясняется общественное мнение относительно актуальных проблем в области.

Шамиль Фарахутдинов считает развитие практики проведения социологических исследований позитивным моментом, поскольку их результаты могут быть учтены при выработке решений, в том числе управленческих.

Чтобы понять оценку общества по изучаемому вопросу в нашем регионе, достаточно опросить от одной до пяти тысяч человек, все определяется темой, целью и задачами исследования. Было бы еще неплохо через СМИ знакомиться с результатами таких опросов, хотя бы самых общих, касающихся большинства населения. В доступной для обычного человека интерпретации.

Фото автора



В Тобольске восстановят памятник архитектуры – дом Неводчикова

26 ноября

Тюменская область вошла в шорт-лист премии креативных индустрий

26 ноября