Мир со звонкими песнями добрый, светлый, интересный
Далее в сюжете: Губернатор Владимир Якушев в гостях клуба «От первого лица» газеты «Тюменская область сегодня»
Накануне XVII Всероссийского фестиваля детских радиопрограмм «Птенец-2010» композитор и автор-исполнитель Григорий Гладков побывал в редакции газеты
вопрос-ответ
С первыми ноябрьскими снежинками в город на Туре прилетел добрый волшебник. Правда, не на ковре-самолете, а на обычном Ту-134. Столичная персона, имя которой знает вся Россия и не только, стала тридцать пятым гостем клуба «От первого лица». Вместе с ним в редакции газеты «Тюменская область сегодня» побывали участники XVII Всероссийского фестиваля детских радиопрограмм «Птенец-2010» – представители Тюмени, Казани и Барнаула. Детский композитор. Композитор, пишущий для театра и кино. Рекордсмен отечественной Книги Гиннеса по количеству выпущенных альбомов, компакт-дисков с песнями для малышни. Человек, который считает, что самое высокое звание – бард, а одно из удивительных направлений в музыкальном мире – кантри. Человек, ратующий за фермерство в России. Веселый, непосредственный и остроумный Григорий Гладков. Звезда подобной величины у нас впервые. Столько вопросов накопилось!
------
● Позитивные песни вместо хандры
✍Александр Скорбенко:
– Скажите, как вы докатились до такой жизни? В наше сумрачное время, когда о многом приходится задумываться, а потом вытирать пот со лба, вы пишете оптимистичные, радостные песни, которые призывают к иному… Откуда они?
Григорий Гладков:
– Как человек, воспитанный в советское время, скажу: на моем месте в партию оптимистов вступил бы каждый. (Смеется.) Я и сам задумывался, откуда эти веселые песни. Когда человеку плохо, он ищет себе подобных, включает депрессивную музыку, пребывает в печали. Я же был так воспитан родителями, особенно отцом – каким же сильным характером он обладал! – что не хотел грустить, а пытался как можно быстрее выйти из этого состояния. Сочинялись веселые песни. Это один из методов борьбы с меланхолией. Кстати, это обычное состояние подростков. Первая любовь – она, как правило, несчастная. Человек входит во взрослую жизнь, и у него сплошные обломы.
К тому же у меня мама – педагог, заведующая яслями. Я рос среди утренников, елок, музыки, сказок, стихов…
✍Александр Скорбенко:
– Если вам все время приходилось побеждать депрессию, значит ее у вас было много?
Григорий Гладков:
– Не больше, чем у других. Депрессия – это слово взрослых. А у подростков – облом. Чтобы выйти из обломов, не превратиться в Обломова, а побыстрее стать нормальным, я и сочинял песни. Очень помогает спорт! Мы все время играли в футбол. Походы, общение. Общение – оно заразительно, потому что много смеха, позитива.
● Ключ под ковриком, футбол, музыкальная школа...
✍Раиса Ковденко:
– Григорий Васильевич, расскажите нам и читателям о себе поподробнее. Жизнь вела вас по географической карте страны: родились в Хабаровске, в Брянске учились, потом был внушительный ленинградский период, и теперь Москва. Это целенаправленно или связано с какими-то событиями?
Григорий Гладков:
– Отец окончил Киевский речной техникум и по распределению попал в Хабаровск. Туда же к трем своим братьям уехала мама – они строили Комсомольск-на-Амуре. Там родители встретились. Там и я на свет появился. Потом мы переехали в Брянск – это родина отца, где прошло мое счастливое детство. Ключ под ковриком, футбол, музыкальная школа. Я ни разу не был в пионерском лагере – все лето в деревне. Лес, парное молоко…
Позже это выразилось в любви к кантри-музыке. Я делал фестиваль «Фермер», эмблемой которого были скрещенные банджо и балалайка. Русских постоянно оскорбляли: «Эй, деревня, куда прешь?!» У нас Ваньки да Дуньки. А в Америке Джоны. Иван Гладков, старший брат отца, всю жизнь работал учителем математики в глухой деревне. Глухая – по мнению города. А вообще это райский уголок с лесом, рекой, озером. Мне захотелось изменить образ деревни, отомстить за родственников и друзей с помощью кантри-музыки. На фестивалях сначала играли на банджо, потом выходили русские музыканты и все перемешивалось. Получалось здорово! Я долго искал отечественный коллектив для финала. Не хотелось огромный концерт некрасиво заканчивать. Сначала сделал упор на пение и танцы. Чувствую, чего-то не хватает – люди не шокированы. Тогда нашел коллектив «Русичи». Ребята словно очумевшие выбегали в зал, топотали, кричали, махали косами, вертели саблями. Зритель был не только восхищен, но и напуган!
✍Александр Скорбенко:
– Слушайте, вы, наверное, были озорным ребенком?
Григорий Гладков:
– Не скажу, что был хулиганом. Мама-педагог воспитывала правильно. Считаю, что озорство должно выражаться в творчестве – музыке, стихах, поделках. Чтобы бить стекла и сквернословить, ума не надо. А попробуй-ка выразиться в творчестве?!
● Тюменский Север – не нежный, но памятный
✍Александр Скорбенко:
– Было, когда вас ругали и наказывали? За что?
Григорий Гладков:
– Мама себя так вела, что с детства я считался ее советчиком. «Сынок, не знаю, как поступить…» И я, третьеклассник, ей что-то советовал. Это же величайший педагогический прием!
✍Александр Скорбенко:
– Приносили из школы дневники с двойками?
Григорий Гладков:
– Да, было.
✍Александр Скорбенко:
– А вообще как учились?
Григорий Гладков:
– Учился хорошо. И мог учиться еще лучше, если б не было авторитета двоечников, которые первыми начали курить, носить модные вещи, плеваться. Эдакая богема. Не знаю сейчас ни одного из них. Куда все делись?.. С теми, кто учился нормально, общаюсь до сих пор.
✍Александр Скорбенко:
– Первый раз вы, наверное, влюбились в школе? Может, расскажете, где она, первая любовь?
Григорий Гладков:
– Как сказал режиссер Александр Татарский, с которым мы вместе делали мультфильмы, мужчины об этом не говорят.
Лучше расскажу об отце. Он – один из первопроходцев Тюменской области, участвовал в строительстве Нового Уренгоя и Надыма. Около 15 лет был вдали от семьи. Очень хотел, чтобы я продолжил профессиональную династию. Кстати, в трудовой биографии Василия Григорьевича есть случай, достойный, чтобы на его основе сняли фильм.
Дело было так: папе, как очень ответственному работнику, поручили перегнать канадский болотоход, который пришел на платформе. Его надо было разгрузить в Приобье и переправить в Надым. На календаре – весна. Тогда и началась эпопея с разгрузкой. Поразительно то, что люди без какого-либо материального поощрения взялись помогать Гладкову-старшему. Нашли бесплатный кран, технику, сообща взялись за сбор болотохода. Вот такая существовала в те годы взаимовыручка, чувство сплоченности и дружбы! Сегодня этого, к сожалению, нет – без предоплаты никто ничего делать не будет. Перегонять болотоход пришлось по подтаявшему льду. Отец и его товарищи запрыгнули на самый верх машины, чтобы успеть спастись, если она вдруг провалится под лед. К болотоходу еще прицепили телегу с коровой, которую также предстояло переправить на другой берег. Только преодолели реку, как «канадец» сломался! Отцу пришлось лететь в Тюмень и Москву за запчастями. Вот с такими неприятными приключениями доехали до Надыма, где машину передали в руки специалистов. Через два дня она... утонула в болоте!
Очень хотелось бы снять фильм про этот болотоход, рассказать о героизме людей, которые, рискуя жизнью, осваивали Тюменский Север.
● От «Кукурузы» до «Редиски»
✍Александр Скорбенко:
– Как вам наш чай?
Григорий Гладков:
– Чай прекрасный!
✍Александр Скорбенко:
– Он особенный. Заварен знаменитым консультантом по траволечению, почетным гражданином г. Тюмени Лидией Суриной.
✍ Лидия Сурина:
– Заварка для чая должна состоять из трав, которые растут в родной местности. Не надо брать информацию чужого климата – от этого человек только слабеет. Ведь животные, птицы едят то, что растет в их среде обитания.
И никто не кормит ямальского оленя верблюжьей колючкой. Недавно вернулась с первого мирового конгресса по оздоровительному туризму, проходившего на Алтае. Там много говорилось о необходимости знать растения родной земли. Они прекрасные помощники в борьбе с недугами. А у нас, например в Салехарде,
в магазинах можно купить ананасы, но не местные ягоды.
Григорий Гладков:
– К сожалению, не был в Салехарде. Отец рассказывал, что когда возвращаешься из этого города на поезде, можно наблюдать мгновенную смену климата: из зимы попадаешь в лето. С Ханты-Мансийским округом у меня более теплые отношения, а вот в ЯНАО детских композиторов (не только меня) не жалуют.
✍Ирина Никитина:
– Откуда увлечение музыкой? Кто-то из родителей играл на музыкальных инструментах, или они по примеру многих советских пап и мам записали сына в музыкалку без его воли?
Григорий Гладков:
– В музыкальную школу отвел отец. На тот момент набор уже закончился, но педагогу понравилось мое чувство ритма и меня приняли.
Тамара Рагозина, с. Казанское, Казанский район:
– Григорий Васильевич, одно время вы проводили музыкальные фестивали «Фермер». Расскажите об этих мероприятиях.
Григорий Гладков:
– В конце 80-х годов в нашей стране активно развивалось движение фермеров. Вокруг этой идеи начали объединяться и музыканты.
У нас выступали ансамбли «Кукуруза», «Яблоко», «Деревянное колесо», «Ассорти», «Редиска». К сожалению, фермерство не прижилось – задавила бюрократия. Поэтому перестал проводиться и фестиваль. Мои мама и папа из сельской местности. Им очень близки идеи сельской жизни. Благодаря отцу могу построить дом от фундамента до крыши. Только печку не сложу…
● Главное в жизни – стержень!
✍Светлана Клименко:
– Помните первые композиции, которые освоили на гитаре?
Григорий Гладков:
– Играть учился во дворе. Сначала освоил прием под названием «восьмерка». На гитаре тогда играли в основном шансон. Первое серьезное произведение, которое выучил, – «Дом восходящего солнца» группы Animals. Жаль, что семиструнная гитара когда-то подвергалась осмеянию и даже считалась мещанской. В итоге дошло до того, что этого инструмента практически не стало.
✍Наталья Худорожкова:
– Что вас подтолкнуло к серьезному занятию музыкой?
Григорий Гладков:
– Достаточно сложный вопрос. Для меня он стоит в одном ряду с такими категориями, как «В чем смысл жизни?» и «Что такое счастье?»
К занятию музыкой подтолкнули глубокие социальные переживания духовного, нравственного и эмоционального контекста и субъективно-прогрессивно-методологического характера. Появилось стремление к урбанистическому восприятию данных событий, которые параллельным образом существовали в действительности. (Смеется).
Кирилл Судьенков, г. Тюмень:
– Дмитрию Медведеву как-то задали вопрос: «Что в жизни главное?» Он подумал и ответил: «Любовь». Вы согласны с президентом России?
Григорий Гладков:
– У меня был случай, когда я выступал в городе Горьком. Сломалась ручка, и в карман пришлось положить стержень… И вот пришло время записок. «Что в жизни главное?» – спросил кто-то. А я ответил: «Главное в жизни – иметь стержень». Достал его из кармана и показал залу.
● Гладков – раз, Гладков – два, Гладков – три...
✍Юрий Хозяинов:
– Некоторые думают, что есть один композитор Гладков.
На самом деле их два: Григорий Гладков и Геннадий Гладков. Вам это помогает или мешает?
Григорий Гладков:
– По секрету скажу, что их три! Еще есть писатель Федор Гладков. Роман «Цемент» – его. Есть драматург Александр Гладков, написавший «Гусарскую балладу» в стихах. Было несколько Толстых, Успенских. А Ивановых сколько! Мне еще повезло. Очень горжусь своей творческой фамилией.
Дмитрий Никитин, г. Тюмень:
– Хочу сказать спасибо за ваше творчество! Песню «Пластилиновая ворона» помню с детства. А какую песню вы сочинили самой первой? Это была песенка для детей, какой-нибудь гимн, а может, частушки на заданную тему?
Григорий Гладков:
– Это была песня о войне.
В моем детстве было много военных фильмов, книг. «С боями прошли Украину, и нет больше сил воевать. И в страшную эту годину устала рука убивать. Мы выиграем бой, и конечно, по чарке нам всем поднесут...» Это место особенно восхитило отца. Слова тоже мои.
● Идеи в радиоформате
Екатерина Дронова, г. Тюмень:
– Вы не первый раз приезжаете на Всероссийский фестиваль детских радиопрограмм «Птенец». Какие впечатления?
Григорий Гладков:
– В прошлом году был председателем жюри на этом конкурсе. Для меня честь принять столь высокий пост!
Много работал на радио. Имею высшие награды в области радиовещания: «Радиоманию» как автор-ведущий программы и «Тэфи» в коллективе программы «Спокойной ночи, малыши!». Работал в детской редакции радио: застал Николая Литвинова, участвовал в передачах «Радионяня», «Отзовитесь, горнисты!», «Пионерская зорька». Тогда детская редакция радио занимала весь седьмой этаж, а в одной маленькой комнатке размещалось «Авторадио».
Сейчас детской редакции нет, зато «Авторадио» разрослось до холдинга с четырьмя радиостанциями («Авторадио», «Юмор FМ», «Радио Энерджи» и «Радио Алла»). На «Юмор FМ» веду программу «Друзья детства: истории мультфильмов и детских песен». Достижение XXI века: холдинг открыл сайт www.101.ru, на котором 101 радиостанция. Есть в списке и моя. Наберите «Григорий Гладков» и можете послушать песни.
Рад, что фестиваль «Птенец» есть! Я не знаю его аналогов. Он воспитывает будущих радиожурналистов, ведь число радиостанций год от года только растет. Билл Гейтс два года назад сказал, что грядет самая мощная научно-техническая революция! Так называемый FМ-диапазон вообще исчезнет.
Можно приобрести приемник и с помощью беспроводного Интернета слушать не десять радиостанций, а тысячи и со всего света. И телевидение будет таким же, через Интернет. Рухнет монополизм главных телеканалов. У кого есть «тарелки», тот сам формирует свой «Первый», «Второй», «Третий» каналы. Так вот, для этой области и нужно готовить кадры. «Птенцы» – это кадровый резерв России. Потому что на плохой сайт можно ответить только хорошим. Запретить нельзя, а вот противопоставить! «Птенец» делает огромное дело, собирая лучшие силы страны.
Рад второй год быть председателем жюри. Видно, в отличие от других взрослых, хорошо проявил себя на первом фестивале.
Я корректный, целеустремленный, правильный, ответственный и обязательный. И скромный. За хорошее поведение меня и пригласили еще раз!
✍ Александр Скорбенко:
– Газета «Тюменская область сегодня» не первый год является информационным спонсором фестиваля «Птенец». Мы тоже хотим, чтобы детское радиовещание расцвело, чтобы появились детские каналы и молодые творческие силы.
Григорий Гладков:
– Я вам советую открыть собственное радио в Интернете. Говорит «Тюменская область сегодня»!
✍ Александр Скорбенко:
– Здесь есть перспективы и возможности!
[gallery link="file" columns="7"]
Фото Варвары ДЖУМАНДЖИ и из личного архива
Григория ГЛАДКОВА Видеозапись заседания клуба «От первого лица» с участием Григория Гладкова смотрите на сайте: www.TumenToday.ru
---
блиц-опрос:
– Любимый мультфильм и мультгерой?
– Те, которые делали сами. А еще «Ежик в тумане». Это чудо! Его можно смотреть миллион раз!
– Ваша любимая марка автомобиля?
– Любимая машина – трехдверная «Нива». Однажды мне предложили принять участие в съемках программы «Звезды за рулем». Договорились, что по Москве прокачусь на «Ниве», а в дальнюю поездку, на Волгу, отправлюсь на автомобиле «Мицубиси-Аутлендер XL». И вот на «Ниве» я довольно легко оторвался от других участников, едущих на иномарках… Очень люблю эту машину и никогда ее не продам. До сих пор жалею, что подарил свою первую машину – «копейку». Ее нужно было сохранить. Существует клуб любителей «копейки». Его представители имеют машины разных марок, но преданность первому автомобилю хранят всецело. На мой взгляд, нельзя сравнивать авто: это лучше, а это хуже. У всех свои достоинства. Нет гидроусилителя руля – зато мускулы крепче!
– Есть ли у вас любимое блюдо? Готовите сами? Гордитесь собственными урожаями?
– Люблю самые разные каши. Например, тыквенную, приготовленную по самому простому рецепту. Причем тыква чаще с собственной грядки. Да, иногда урожай бывает хороший! Яблоня, например, один год плодоносит, а на следующий отдыхает. Так и тыква – не каждый год уродится.
– Сколько пластилина ушло на изготовление персонажей мультфильма «Пластилиновая ворона»?
– Пластилина на самом деле ушло немного, но мультфильм был так заразителен, что материал быстро кончился…
– Какую музыку слушаете, кроме своей?
– Как сказал Маршак: «Нужно черпать из двух морей: классики и жизни». Жаль, что у нас нет такого музыкального направления, как кантри или фолк… Зато есть много хороших радиостанций. Предпочитаю, конечно, классическую музыку.
– На каких музыкальных инструментах играете?
– Учился в музыкальной школе по классу баяна, играю на фортепьяно, кое-что могу исполнить на банджо, губной гармошке, на блок-флейте, балалайке. Могу сыграть, наверное, на десяти инструментах.
– Сколько у вас шляп? Есть ли среди них любимая?
– Шляп немного. Собирательство мне претит. Убежден, что шляпы и гитары довольно одной, как и жены.
– Есть ли у вас кумиры?
– Конечно, кумиры есть. Музыканты группы «Битлз». Очень интересно узнать авторов музыки народных песен: «Степь да степь кругом», «Ты не шей мне, матушка, красный сарафан»,
«Однозвучно гремит колокольчик». Кстати, сейчас я записываю диск из серии «Русские народные песни» для детей, чтобы они знали эти замечательные произведения.
По моему убеждению, главные площади городов должны носить имена людей, их прославивших, местных героев и знатных земляков. Чтобы дети имели пример для подражания, знали, чего можно достичь.
– Что вы любите читать? Как относитесь к современным писателям?
– Прочел «Алхимика» Пауло Коэльо. Люблю произведения русских писателей середины XIX века, поэзию. У меня много книг. Завораживает мысль, заключенная в рамки рифмы. Это сродни математике. Еще люблю читать мемуары: в них живая история человеческой жизни, конкретная судьба.
Ранее в сюжете