Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Врач, педагог, мыслитель

Общество, 11:38, 28 октября 2010, Станислав ЛОМАКИН
Слушать новость
Врач, педагог, мыслитель. .

К 200-летию выдающегося хирурга россии ХIX века Николая Пирогова


Личность
Какое созвездие великих имен предстает перед человеком, дерзнувшим погрузиться в историю русской культуры, философии, педагогики России на всех этапах ее развития. Николай Пирогов (1810–1881) – один из этого созвездия, крупное русское явление XIX столетия. В 23 года защитил докторскую диссертацию по медицине, а через два года занял кафедру хирургии в Дерпте. До конца жизни его считали самым выдающимся хирургом России.

------

Будучи профессором Медицинской академии в Петербурге, он, как практический врач-хирург, находил время для научной и общественной деятельности. Не прерывал ее даже в период русско-турецкой войны 1853–1856 гг., во время которой был главным хирургом русской армии.

Основные философские и богословские произведения Николая Ивановича опубликованы после смерти мыслителя в «Дневнике старого врача». В 1952 году издательством академии педагогических наук опубликованы избранные педагогические сочинения.

В этих научных трактатах Пирогов выступает в начале своей научной деятельности как материалист, усвоивший натурфилософские учения своего времени. Он писал в «Дневнике»: «Я – один из тех, кто едва сошел со студенческой скамьи, с жаром предавался эмпирическому направлению науки, несмотря на то, что вокруг все еще простирались дебри натуральной и гегелевской философии». И надо сказать, что эмпириком, добросовестным исследователем фактов ученый оставался до конца и свою гносеологическую позицию как врача-мыслителя распространил и на педагогическую деятельность.

Позднее Пирогов отходит от материалистического взгляда на развитие науки. Он вводит такое понятие, как «мировые тайны», и подвергает критике материализм и культ науки. Эта критика связана с невозможностью объяснить возникновение жизни (недостаточность атомизма, понимаемого им как учения, исходящего из отвлеченных понятий). «На каждом шагу мы встречаемся с тяготеющей над нами тайной, скрытой под научными именами. Мы окружены со всех сторон мировыми тайнами». Мыслитель приходит к утверждению биоцентрического мировоззрения, к признанию вечности «всеюдности» жизни, беспредельности «океана жизни», к осознанию значимости мирового ума. Ум каждого человека – проявление высшего, мирового, жизненного начала, которое ученый обнаруживает во всей Вселенной. «Я» – это олицетворение и воплощение мирового разума. Мировая мысль сделала своим органом Вселенную и мозг человека. «Для меня, – размышляет Пирогов, – неоспоримо то, что высшая мировая мысль, избравшая органом вселенную, проникая и группируя атомы в известную форму, сделала и мой мозг органом мышления». Под мировым разумом Николай Иванович понимает абсолютное, верховное существо, верховную волю Творца, проявляющуюся целесообразно посредством мирового ума и жизни в веществе.

Становится понятным, что мыслитель восстанавливает основные положения религиозного мирообъяснения и рядом с познанием отводит большое место вере. Абсолют — это Бог, мировой разум, по существу, все эти понятия тождественны также с понятием мировой души.

Для ученого вера присутствует в начале пути познания, которое, пройдя путь сомнения и критики, возвращается к вере. По Пирогову идеалы, прежде всего этические и религиозные, служат основанием веры, они выше знания. Эту же мысль он высказывает по отношению к образованию и воспитанию детей.

В 1856 году Пирогов опубликовал несколько ярких статей под общим названием «Вопросы жизни». В этих статьях он защищал примат воспитания над образованием. Статьи имели огромный успех и были перепечатаны в разных изданиях, в том числе и за рубежом.

В «Вопросах жизни» он писал, что система воспитания озабочена тем, чтобы подготовить молодого человека, только и думающего о том, как скорее вступить на практическое поприще, где воображение ему представляет удачное место по службе, корысть, т.е. типичного карьериста, для которого нет ничего святого, кроме личной выгоды, стремления занять в обществе более выгодное положение. Как это созвучно с нашим временем – началом XXI столетия. Сейчас средняя и высшая школы стоят перед решением тех проблем, которые были в России во второй половине XIX века. В статье «Быть и казаться» Пирогов продолжал отстаивать необходимость воспитания человека внутренне собранного, честного и правдивого, свободного от внешне показного, поддельного, в связи с чем он настаивал на том, чтобы из системы воспитания были исключены те средства, которые могли отрицательно влиять на молодую неокрепшую душу ребенка. Иногда учителя воспитывают в ребенке ложь и лицемерие бессознательно, приучают казаться не тем, что он есть на самом деле. Интересны его замечания об участии детей в сценических постановках – он боялся, что это развивает такие черты, как неискренность, поддельность. Он был противником такого образования, когда ребенку давали только знания, не прививая ему нравственные ценности предшествующих поколений.

Понятие «человек», отмечал Пирогов, в системе воспитания заменено другими понятиями — специалист, механик, врач, юрист и т.д. Его статьи в журнале «Русская школа» о воспитании вызвали бурную реакцию среди интеллигенции России. Николай Чернышевский, Николай Добролюбов, Константин Ушинский с восторгом встретили новое слово великого хирурга о воспитании. Константин Ушинский в статье «Педагогические сочинения Николая Пирогова» писал: «Николай Пирогов первый из нас взглянул на дело воспитания с философской точки зрения и увидел в нем не вопрос школьной дисциплины, дидактики или правил физического воспитания, а глубочайший «вопрос жизни».

Действительно, это не только вопрос жизни, но и величайший вопрос человеческого духа». Человеческий дух формируется в сочетании веры и знания. Вера для Пирогова означала живое ощущение Бога, и, воспитывая детей в духе православия, он зажигал свет, открывал правду религиозного понимания мира.

Посредством религии мыслитель старался задержать раннее раздвоение личности между «быть» и «казаться». У детей в раннем возрасте не проявляется в полной мере различение этих категорий – «казаться» чем-либо и «быть» на самом деле. Что касается взрослых, у них наличествует внутренняя раздвоенность, раздельность подлинного и кажущегося бытия, то есть выступает ложь и перед другими, и перед самим собой. Эта бинарность, дихотомичность глубоко связана с ложью современной жизни, с ее риторикой и театральностью.

Пирогов уповает на то, что в каждом человеке присутствует «подполье» души – духовная жизнь неизбежно переходит во внутреннюю борьбу со всем злом, что может остаться в «подполье» человека. По существу, Пирогов в поисках ответов на заданные им вопросы о воспитании человека приходит к мысли, поставленной трансцендентализмом, о различии индивидуального и общечеловеческого в личности.

В период деятельности Пирогова на педагогическом поприще трудились такие выдающиеся ученые, как Петр Редькин, Константин Ушинский, Петр Лесгафт, Петр Каптерев, Алексей Толстой, Дмитрий Писарев. Это был взлет педагогической мысли России во второй половине XIX века. Каждый из перечисленных мыслителей своим трудом оставил след в истории педагогики. Так, Алексей Толстой призывал, как и Руссо, не отклоняться от путей развития природы, утверждая, что в борьбе с ее могуществом человек готовит себе жалкое существование. Толстой ратовал за свободное посещение учащимися школы, полагая, что принудительное устройство школы исключает возможность всякого прогресса. Пирогов, наоборот, считал, что дисциплина – основа жизненной мудрости, успех во всех делах человека.

Более того, Пирогов утверждал, что за серьезные проступки, например воровство, учащиеся в исключительных случаях могут быть наказаны розгами. Представляю учителя нашего времени, который заговорил бы о телесных наказаниях учащихся. Ему бы сра­зу возразили не только на вербальном уровне, уволили из школы, заметив, что он не знает права ребенка, права человека в целом. Тем не менее Пирогов обогатил своими исследованиями отечественную педагогику, разработал ориги­нальную систему воспитания подрастающего поколения.

Очень современны его идеи о развитии мыслительных способностей детей в процессе обучения и воспитания, а вопросы семейного воспитания, самовоспитания и сегодня являются актуальными.

К 200-летию выдающегося хирурга россии ХIX века Николая Пирогова


Личность
Какое созвездие великих имен предстает перед человеком, дерзнувшим погрузиться в историю русской культуры, философии, педагогики России на всех этапах ее развития. Николай Пирогов (1810–1881) – один из этого созвездия, крупное русское явление XIX столетия. В 23 года защитил докторскую диссертацию по медицине, а через два года занял кафедру хирургии в Дерпте. До конца жизни его считали самым выдающимся хирургом России.

------

Будучи профессором Медицинской академии в Петербурге, он, как практический врач-хирург, находил время для научной и общественной деятельности. Не прерывал ее даже в период русско-турецкой войны 1853–1856 гг., во время которой был главным хирургом русской армии.

Основные философские и богословские произведения Николая Ивановича опубликованы после смерти мыслителя в «Дневнике старого врача». В 1952 году издательством академии педагогических наук опубликованы избранные педагогические сочинения.

В этих научных трактатах Пирогов выступает в начале своей научной деятельности как материалист, усвоивший натурфилософские учения своего времени. Он писал в «Дневнике»: «Я – один из тех, кто едва сошел со студенческой скамьи, с жаром предавался эмпирическому направлению науки, несмотря на то, что вокруг все еще простирались дебри натуральной и гегелевской философии». И надо сказать, что эмпириком, добросовестным исследователем фактов ученый оставался до конца и свою гносеологическую позицию как врача-мыслителя распространил и на педагогическую деятельность.

Позднее Пирогов отходит от материалистического взгляда на развитие науки. Он вводит такое понятие, как «мировые тайны», и подвергает критике материализм и культ науки. Эта критика связана с невозможностью объяснить возникновение жизни (недостаточность атомизма, понимаемого им как учения, исходящего из отвлеченных понятий). «На каждом шагу мы встречаемся с тяготеющей над нами тайной, скрытой под научными именами. Мы окружены со всех сторон мировыми тайнами». Мыслитель приходит к утверждению биоцентрического мировоззрения, к признанию вечности «всеюдности» жизни, беспредельности «океана жизни», к осознанию значимости мирового ума. Ум каждого человека – проявление высшего, мирового, жизненного начала, которое ученый обнаруживает во всей Вселенной. «Я» – это олицетворение и воплощение мирового разума. Мировая мысль сделала своим органом Вселенную и мозг человека. «Для меня, – размышляет Пирогов, – неоспоримо то, что высшая мировая мысль, избравшая органом вселенную, проникая и группируя атомы в известную форму, сделала и мой мозг органом мышления». Под мировым разумом Николай Иванович понимает абсолютное, верховное существо, верховную волю Творца, проявляющуюся целесообразно посредством мирового ума и жизни в веществе.

Становится понятным, что мыслитель восстанавливает основные положения религиозного мирообъяснения и рядом с познанием отводит большое место вере. Абсолют — это Бог, мировой разум, по существу, все эти понятия тождественны также с понятием мировой души.

Для ученого вера присутствует в начале пути познания, которое, пройдя путь сомнения и критики, возвращается к вере. По Пирогову идеалы, прежде всего этические и религиозные, служат основанием веры, они выше знания. Эту же мысль он высказывает по отношению к образованию и воспитанию детей.

В 1856 году Пирогов опубликовал несколько ярких статей под общим названием «Вопросы жизни». В этих статьях он защищал примат воспитания над образованием. Статьи имели огромный успех и были перепечатаны в разных изданиях, в том числе и за рубежом.

В «Вопросах жизни» он писал, что система воспитания озабочена тем, чтобы подготовить молодого человека, только и думающего о том, как скорее вступить на практическое поприще, где воображение ему представляет удачное место по службе, корысть, т.е. типичного карьериста, для которого нет ничего святого, кроме личной выгоды, стремления занять в обществе более выгодное положение. Как это созвучно с нашим временем – началом XXI столетия. Сейчас средняя и высшая школы стоят перед решением тех проблем, которые были в России во второй половине XIX века. В статье «Быть и казаться» Пирогов продолжал отстаивать необходимость воспитания человека внутренне собранного, честного и правдивого, свободного от внешне показного, поддельного, в связи с чем он настаивал на том, чтобы из системы воспитания были исключены те средства, которые могли отрицательно влиять на молодую неокрепшую душу ребенка. Иногда учителя воспитывают в ребенке ложь и лицемерие бессознательно, приучают казаться не тем, что он есть на самом деле. Интересны его замечания об участии детей в сценических постановках – он боялся, что это развивает такие черты, как неискренность, поддельность. Он был противником такого образования, когда ребенку давали только знания, не прививая ему нравственные ценности предшествующих поколений.

Понятие «человек», отмечал Пирогов, в системе воспитания заменено другими понятиями — специалист, механик, врач, юрист и т.д. Его статьи в журнале «Русская школа» о воспитании вызвали бурную реакцию среди интеллигенции России. Николай Чернышевский, Николай Добролюбов, Константин Ушинский с восторгом встретили новое слово великого хирурга о воспитании. Константин Ушинский в статье «Педагогические сочинения Николая Пирогова» писал: «Николай Пирогов первый из нас взглянул на дело воспитания с философской точки зрения и увидел в нем не вопрос школьной дисциплины, дидактики или правил физического воспитания, а глубочайший «вопрос жизни».

Действительно, это не только вопрос жизни, но и величайший вопрос человеческого духа». Человеческий дух формируется в сочетании веры и знания. Вера для Пирогова означала живое ощущение Бога, и, воспитывая детей в духе православия, он зажигал свет, открывал правду религиозного понимания мира.

Посредством религии мыслитель старался задержать раннее раздвоение личности между «быть» и «казаться». У детей в раннем возрасте не проявляется в полной мере различение этих категорий – «казаться» чем-либо и «быть» на самом деле. Что касается взрослых, у них наличествует внутренняя раздвоенность, раздельность подлинного и кажущегося бытия, то есть выступает ложь и перед другими, и перед самим собой. Эта бинарность, дихотомичность глубоко связана с ложью современной жизни, с ее риторикой и театральностью.

Пирогов уповает на то, что в каждом человеке присутствует «подполье» души – духовная жизнь неизбежно переходит во внутреннюю борьбу со всем злом, что может остаться в «подполье» человека. По существу, Пирогов в поисках ответов на заданные им вопросы о воспитании человека приходит к мысли, поставленной трансцендентализмом, о различии индивидуального и общечеловеческого в личности.

В период деятельности Пирогова на педагогическом поприще трудились такие выдающиеся ученые, как Петр Редькин, Константин Ушинский, Петр Лесгафт, Петр Каптерев, Алексей Толстой, Дмитрий Писарев. Это был взлет педагогической мысли России во второй половине XIX века. Каждый из перечисленных мыслителей своим трудом оставил след в истории педагогики. Так, Алексей Толстой призывал, как и Руссо, не отклоняться от путей развития природы, утверждая, что в борьбе с ее могуществом человек готовит себе жалкое существование. Толстой ратовал за свободное посещение учащимися школы, полагая, что принудительное устройство школы исключает возможность всякого прогресса. Пирогов, наоборот, считал, что дисциплина – основа жизненной мудрости, успех во всех делах человека.

Более того, Пирогов утверждал, что за серьезные проступки, например воровство, учащиеся в исключительных случаях могут быть наказаны розгами. Представляю учителя нашего времени, который заговорил бы о телесных наказаниях учащихся. Ему бы сра­зу возразили не только на вербальном уровне, уволили из школы, заметив, что он не знает права ребенка, права человека в целом. Тем не менее Пирогов обогатил своими исследованиями отечественную педагогику, разработал ориги­нальную систему воспитания подрастающего поколения.

Очень современны его идеи о развитии мыслительных способностей детей в процессе обучения и воспитания, а вопросы семейного воспитания, самовоспитания и сегодня являются актуальными.



Александр Моор рассказал о риске подтопления деревни в Ишимском районе

18 апреля

Как изменилась ситуация на реках Тюменской области к вечеру 18 апреля

18 апреля