Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Яркий колорит казачьего «Благовеста»

Общество, 09:39, 22 октября 2010,
Слушать новость
Яркий колорит казачьего «Благовеста» . .

фестиваль
Почти тысяча участников из нескольких казачьих обществ (Южно-Тобольского, Обь-Иртышского, Обско-Полярного, Омского, Оренбургского, Новосибирского) приехала в Тюмень в середине октября, чтобы поучаствовать в ежегодном фольклорном фестивале «Благовест». Нынешний был двенадцатым по счету.

------

Колоритный праздник проходит со второй половины девяностых и все эти годы выполняет высокодуховную миссию – знакомит с богатейшим культурным наследием российского казачества, а в данном случае – с хранителями и продолжателями фольклорных традиций Урала и Сибири. Неисчерпаемость народной культуры, ее глубина, высокие нравственные начала, мощное жизнелюбие – все это снова наполнило сердца участников и зрителей, зарядило энергией как минимум на целый год, до следующего большого казачьего смотра.
Нынешний праздник, пожалуй, стал самым масштабным за последнее время, он привлек подлинных приверженцев многовековой народной культуры, настоящих ее ценителей и ревнителей по обе стороны сцены. В Тюмень приехали взрослые и детские самодеятельные коллективы (вокальные, хореографические, инструментальные), солисты, а также мастера казачьих народных промыслов и ремесел. Это десятки творческих групп, бесчисленное множество отдельных исполнителей песни, танцоров, народных музыкантов, мастеров декоративно-прикладного творчества, представляющих казачьи сообщества юга области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов, Новосибирска, Кургана, Свердловской области…

Специалисты отмечали бережное отношение участников фестиваля «Благовест» к песням донских, кубанских, уральских и сибирских казаков, тонкое чувство стиля как в их обработке, распеве, так и в манере исполнения. За это они удостоились высоких оценок жюри. Как и в предыдущие годы, в рамках фестиваля проходили творческие лаборатории и мастер-классы лучших коллективов и отдельных представителей казачьей художественной самодеятельности, концерты, выставки изделий народных промыслов и ремесел… Традиционно яркой по цветам и разнообразной по техникам и жанрам предстала взору посетителей экспозиция декоративно-прикладного творчества.

…Бравые мужчины в военной форме, при папахах, погонах и в начищенных до блеска сапогах, гарны дивчины да почтенные матроны в традиционных украшениях, одетые в красивейшие платья самых разных фасонов, которые испокон веку «были в моде», да, пожалуй, и сегодня дадут фору иным новоявленным моделям. Все это дружное сообщество вдохновенно играло на гармонях, баянах, аккордеонах, балалайках, лихо отплясывало старинные и вечно молодые танцы. Песни — заводные, озорные, лирические, протяжные, обрядовые, беседные, свадебные, исторические, военно-бытовые, строевые, баллады, плясовые скоморошины, частушки-припевки — кажется, не имели конца и края, их мелодии и сюжеты брали за сердце – благо исполнители знают толк в деле и могут затронуть самую тонкую струну в душе.

У «Благовеста» давние традиции, идущие из глубин истории, и проходит фестиваль именно в это время года не случайно. Как отмечает в исследованиях писатель из Тюмени Анатолий Васильев, в такие же осенние дни 1582 года «атаман Иван Черкас Александров от имени Ермака бил челом царю Иоанну Грозному новым царством Сибирским. Никаких кольчуг, никаких шуб со своего плеча при этом Иван Васильевич никому не дарил, лишь сказано было, что Ермаку можно быть на Москве. …Люди, пришедшие с Ермаком, стали первыми сибирскими казаками, и назывались они тюменскими. С заложением Тобольска появились казаки тобольские, ими стала ермаковская «старая сотня». С появлением новых городов, новых острогов появлялись новые казаки – сургутские, обдорские, березовские, томские, кузнецкие городовые…»

Сибирское казачество, отмечает литератор, «комплектовалось» в том числе и «иноземцами, большую часть их составляли «черкасы» – украинцы, «литва» – поляки, немцы.

…Оставаясь здесь навсегда, они превращались в Литвиновых, Поляковых, Запорожских, Черкасовых, Французовых и Францевых. Принимая православие, Ян Березуцкий превращался в Ивана Березовского, Иозеф Кобылинский – в Осипа Кобылина, Грицко Негода – в Григория Негодина…» Вот такой интернационал, что, собственно, не помешало его представителям вместе с русскими казаками заложить основы будущего сибирского могущества, привести край к цивилизованному мироустройству.

Что касается толерантности, или по-простому – житейской мудрости и народной дипломатии, то в этой связи вспоминаются слова Владимира Есикова, атамана областного центра казачьей культуры «Благоросичи», руководителя ансамбля «Тюмень казачья», поэта, композитора и гармониста: «Все наши предки родом с нижнего Дона.

А жены наши – самых разных национальностей, с самых разных мест. Казак ведь как женится? Чтобы женка по сердцу была, а национальность у нее никто не спрашивает. Но какого бы она ни была роду-племени, в замужестве за казаком становится православной. Потому что православие – основа, фундамент казачества. Хотя известно, что в воинстве Ермака и Пугачева находились и башкиры, и татары, и калмыки, и буряты… С нами во все времена были служивые, представляющие другие народы. Они не были казаками, но, сохраняя свою веру, культуру, обычаи, одежду — словом, чтя свои традиции, тянулись к нам. Эта добрая традиция сплачивает народы разных национальностей на казачьей идее. Будет сильным казачество – Россия останется непобедимой».

Завершали праздник гала-концерт лауреатов и награждение их дипломами, грамотами и памятными призами. По мнению жюри и зрителей, это настоящие знатоки традиций, подлинные мастера декоративно-прикладного творчества, ремесел и промыслов, живописи, лучшие исполнители в фестивальных номинациях: вокал (ансамбли и солисты), хореография, инструментальное исполнение, художественное слово. Критерии неизменны: мастерство, артистичность, сценическая культура, эмоциональность, художественная выразительность, режиссерское решение программы (ее сценическое воплощение), этнодостоверность, эстетичность костюмов плюс самобытность и оригинальность подачи материала.

«Благовест» – это любовь к фольклорно-этнографическому, музыкальному богатству, грамотный подход к его сценической обработке, чуткое внимание к талантам. Казачья культура, по сути, часть духовного наследия русского народа, а сам фестиваль – лучший способ ее пропаганды и популяризации в среде молодежи, привлечения к ней внимания самой широкой общественности.

фестиваль
Почти тысяча участников из нескольких казачьих обществ (Южно-Тобольского, Обь-Иртышского, Обско-Полярного, Омского, Оренбургского, Новосибирского) приехала в Тюмень в середине октября, чтобы поучаствовать в ежегодном фольклорном фестивале «Благовест». Нынешний был двенадцатым по счету.

------

Колоритный праздник проходит со второй половины девяностых и все эти годы выполняет высокодуховную миссию – знакомит с богатейшим культурным наследием российского казачества, а в данном случае – с хранителями и продолжателями фольклорных традиций Урала и Сибири. Неисчерпаемость народной культуры, ее глубина, высокие нравственные начала, мощное жизнелюбие – все это снова наполнило сердца участников и зрителей, зарядило энергией как минимум на целый год, до следующего большого казачьего смотра.
Нынешний праздник, пожалуй, стал самым масштабным за последнее время, он привлек подлинных приверженцев многовековой народной культуры, настоящих ее ценителей и ревнителей по обе стороны сцены. В Тюмень приехали взрослые и детские самодеятельные коллективы (вокальные, хореографические, инструментальные), солисты, а также мастера казачьих народных промыслов и ремесел. Это десятки творческих групп, бесчисленное множество отдельных исполнителей песни, танцоров, народных музыкантов, мастеров декоративно-прикладного творчества, представляющих казачьи сообщества юга области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов, Новосибирска, Кургана, Свердловской области…

Специалисты отмечали бережное отношение участников фестиваля «Благовест» к песням донских, кубанских, уральских и сибирских казаков, тонкое чувство стиля как в их обработке, распеве, так и в манере исполнения. За это они удостоились высоких оценок жюри. Как и в предыдущие годы, в рамках фестиваля проходили творческие лаборатории и мастер-классы лучших коллективов и отдельных представителей казачьей художественной самодеятельности, концерты, выставки изделий народных промыслов и ремесел… Традиционно яркой по цветам и разнообразной по техникам и жанрам предстала взору посетителей экспозиция декоративно-прикладного творчества.

…Бравые мужчины в военной форме, при папахах, погонах и в начищенных до блеска сапогах, гарны дивчины да почтенные матроны в традиционных украшениях, одетые в красивейшие платья самых разных фасонов, которые испокон веку «были в моде», да, пожалуй, и сегодня дадут фору иным новоявленным моделям. Все это дружное сообщество вдохновенно играло на гармонях, баянах, аккордеонах, балалайках, лихо отплясывало старинные и вечно молодые танцы. Песни — заводные, озорные, лирические, протяжные, обрядовые, беседные, свадебные, исторические, военно-бытовые, строевые, баллады, плясовые скоморошины, частушки-припевки — кажется, не имели конца и края, их мелодии и сюжеты брали за сердце – благо исполнители знают толк в деле и могут затронуть самую тонкую струну в душе.

У «Благовеста» давние традиции, идущие из глубин истории, и проходит фестиваль именно в это время года не случайно. Как отмечает в исследованиях писатель из Тюмени Анатолий Васильев, в такие же осенние дни 1582 года «атаман Иван Черкас Александров от имени Ермака бил челом царю Иоанну Грозному новым царством Сибирским. Никаких кольчуг, никаких шуб со своего плеча при этом Иван Васильевич никому не дарил, лишь сказано было, что Ермаку можно быть на Москве. …Люди, пришедшие с Ермаком, стали первыми сибирскими казаками, и назывались они тюменскими. С заложением Тобольска появились казаки тобольские, ими стала ермаковская «старая сотня». С появлением новых городов, новых острогов появлялись новые казаки – сургутские, обдорские, березовские, томские, кузнецкие городовые…»

Сибирское казачество, отмечает литератор, «комплектовалось» в том числе и «иноземцами, большую часть их составляли «черкасы» – украинцы, «литва» – поляки, немцы.

…Оставаясь здесь навсегда, они превращались в Литвиновых, Поляковых, Запорожских, Черкасовых, Французовых и Францевых. Принимая православие, Ян Березуцкий превращался в Ивана Березовского, Иозеф Кобылинский – в Осипа Кобылина, Грицко Негода – в Григория Негодина…» Вот такой интернационал, что, собственно, не помешало его представителям вместе с русскими казаками заложить основы будущего сибирского могущества, привести край к цивилизованному мироустройству.

Что касается толерантности, или по-простому – житейской мудрости и народной дипломатии, то в этой связи вспоминаются слова Владимира Есикова, атамана областного центра казачьей культуры «Благоросичи», руководителя ансамбля «Тюмень казачья», поэта, композитора и гармониста: «Все наши предки родом с нижнего Дона.

А жены наши – самых разных национальностей, с самых разных мест. Казак ведь как женится? Чтобы женка по сердцу была, а национальность у нее никто не спрашивает. Но какого бы она ни была роду-племени, в замужестве за казаком становится православной. Потому что православие – основа, фундамент казачества. Хотя известно, что в воинстве Ермака и Пугачева находились и башкиры, и татары, и калмыки, и буряты… С нами во все времена были служивые, представляющие другие народы. Они не были казаками, но, сохраняя свою веру, культуру, обычаи, одежду — словом, чтя свои традиции, тянулись к нам. Эта добрая традиция сплачивает народы разных национальностей на казачьей идее. Будет сильным казачество – Россия останется непобедимой».

Завершали праздник гала-концерт лауреатов и награждение их дипломами, грамотами и памятными призами. По мнению жюри и зрителей, это настоящие знатоки традиций, подлинные мастера декоративно-прикладного творчества, ремесел и промыслов, живописи, лучшие исполнители в фестивальных номинациях: вокал (ансамбли и солисты), хореография, инструментальное исполнение, художественное слово. Критерии неизменны: мастерство, артистичность, сценическая культура, эмоциональность, художественная выразительность, режиссерское решение программы (ее сценическое воплощение), этнодостоверность, эстетичность костюмов плюс самобытность и оригинальность подачи материала.

«Благовест» – это любовь к фольклорно-этнографическому, музыкальному богатству, грамотный подход к его сценической обработке, чуткое внимание к талантам. Казачья культура, по сути, часть духовного наследия русского народа, а сам фестиваль – лучший способ ее пропаганды и популяризации в среде молодежи, привлечения к ней внимания самой широкой общественности.



В тюменском сквере Никольский открыли каток площадью 1300 квадратных метров

21 декабря

Тюмень встретила день зимнего солнцестояния паргелием и световыми столбами

21 декабря