Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Полезная прививка от негатива

Общество, 10:54, 21 октября 2010, Ирина НИКИТИНА
Слушать новость
Полезная прививка от негатива. .

Современник
Так получилось, что  в первый класс я пошла, умея только считать. До ста. А вот читать... Увы. Почему? Ума не приложу. Ведь книгами бредила с трех лет. Нравился запах типографской краски и шелест страниц. Нравилось подолгу рассматривать иллюстрации и... фантазировать: неизменно собирала вокруг себя тех, кто еще младше, и «читала».
С чувством, толком, расстановкой. Вернее, сочиняла. Собственные басни, повести и романы. Читать по-настоящему научила школа. За что ей спасибо. Читать хорошие книги – университет. За что ему поклон. В студенчестве, бывало, неделю экономила на обедах и ходила пешком, зато к выходным могла купить несколько новинок. До сих пор книги – моя слабость, а прогнувшиеся под тяжестью томов полки в шкафу – гордость, как  и то, что мой ребенок интересуется ими  с четырех месяцев. До сих пор ему мало что нужно, кроме сказок и стихов, а после их прочтения – беседы с мамой по поводу услышанного. Я думаю, он вырастет счастливым и успешным.

------

В конце октября в областной столице стартует Год чтения. Похоже, чиновники всерьез решили вернуть народ к первоисточнику. О том, что ждет горожан – больших и маленьких, – рассказал директор департамента образования администрации города Тюмени Павел Креков.

– Павел Владимирович, на августовском педагогическом совещании работников городской системы образования вы признались, что необходимо вернуть молодежь к книгам, чтению... Что, все так плохо?

– В настоящее время мы находимся в «полосе» оправданного и логичного реформирования системы образования, поднимаем творческий потенциал учащихся и учителей. При этом вынуждены решать проблемы, которые накап-ливались годами. К их числу относится потеря интереса к чтению. А ведь книга – это  и развитие эрудиции, абстрактного мышления, и помощь в самореализации, в конце концов – вечные истины о высоком, добром и прекрасном. На каком-то этапе в обществе выработалось неправильное мнение, что компьютерные технологии обязательно вытеснят бумажные носители информации. Но ведь это звенья одной цепи: каждое занимает важное место! Прежде чем овладеть калькулятором и компьютером, ребенок должен научиться считать. В чтении буквы – основа, источник, фундамент.

Действительно, в настоящий момент наблюдаем довольно печальную картину: тюменцы (молодежь в первую очередь) мало читают. Эту проблему нужно решать. И здесь понадобится мобилизация сил  и педагогов, и семьи. В общем, всей общественности.

– Скажите, а в школе, случайно, не сократилось количество часов преподавания литературы?

– Не сократилось. Наоборот, с введением стандартов второго поколения будет создаваться единая система «урок и дополнительное занятие по теме во вне-урочное время».
Я скажу, в чем проблема. Негатив со стороны средств массовой информации, общественное мнение и традиции последних лет очень серьезно повлияли на ребенка. Он перестал читать. Для души. Для сердца. Что делать? Я говорю не  о революции в отдельно взятой стране, а о необходимости первого уверенного шага. Если с ранних лет ребенок не уважает книгу, потом ему придется туго.

– Год чтения в России, насколько помню, объявляли в 2007-м. Сейчас он будет проходить только в Тюмени?

– Год чтения должен проходить постоянно! На склоне лет Петр Первый сказал: «Я ученик и всю жизнь ищу учителя». Это совершенно нормальное ощущение. Необходимо постоянно развиваться. Кстати, на одном из заседаний по реализации нацпроекта «Образование» о возвращении к книжным источникам информации и поднятии престижа школьных библиотек говорил губернатор Владимир Якушев.

Какие классные часы проходят в школах? Раз  в месяц детей обязательно пугают кишечными палочками, последствиями правонарушений. Все это, несомненно, важно. Но где, скажите, в последнее время классный руководитель разговаривал с ребятами о любимых книгах?! Все просто забыли об этой простой, но интересной и полезной теме. По сути, поэтому и была составлена городская программа «Год чтения». Мы запускаем серьезные конкурсы. Хочется определить «Самую читающую семью», «Самую читающую школу», класс, ученика. Главное – привить интерес к настоящей художественной литературе. Очень ждем поддержки и участия общественности.

– Это долгоиграющий проект или «разовый выстрел»?

– Период с конца октября 2010 года по конец октября 2011-го – концентрация усилий и определенный прорыв. Начнем говорить о Жюле Верне, Каверине, Булгакове и других нескучных школьных классиках. На уроках, классных часах, родительских собраниях, в походах, у костра... Дальше – больше. Если проект ограничится двенадцатью месяцами, результата не видать. Обязательно должен последовать и второй, и третий, и четвертый «Год чтения». Только непрерывная работа!
Известный режиссер Карен Шахназаров как-то сказал: «Ребенок, который начал знакомство с миром с черепашек ниндзя, и ребенок, который начал знакомство с миром с Андерсена, – это два разных человека...» Когда в домашнем телевизоре от 40 до 80 каналов, а в магазине – масса якобы книжной продукции, взрослые должны успеть помочь ребенку выбрать лучшее.

– Конкретные шаги?

– Как уже сказал, запустим конкурсы на самую читающую семью, школу, класс, ученика. Серьезное финансовое стимулирование гарантировано. Допустим, «Самая читающая школа» реально может получить 200 тысяч рублей на укрепление материальной базы библиотеки. Начнем модернизацию самих школьных библиотек. Проведем целый ряд публичных акций, связанных с популяризацией чтения. Хотелось бы сотрудничать с театрами и филармонией: после прочтения определенных произведений просмотр спектаклей и посещение концертов – совсем не лишнее.

Большинство детей нужно лишь подтолкнуть, направить. И тогда они, что называется, войдут во вкус. Когда ты не можешь оторваться от книги до двух-трех часов ночи, ты уже немного другой человек.

– Планируются ли флеш-мобы? Как-то в Тюмени проводился буккроссинг, когда специально оставленные в общественных местах книги начинали «путешествовать» по городу.

– Формы привлечения общественного внимания могут быть самыми разными. В школе № 15, например, в начале учебного года организовали выставку «Моя первая книга», в которой поучаствовали и ребята, и учителя, и директор. Постепенно возвращаемся к очевидному: книга – спутник человека по жизни!

– Интересно узнать, на каких книгах выросли вы?

– Скажу откровенно, до сих пор тепло вспоминаю все, что касается литературных сказок. Из любимого – поэма Александра Пушкина «Руслан и Людмила». Потом пришли другие вещи: «Человек-амфибия» Александра Беляева, «Отверженные» Виктора Гюго. Еще позднее – «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова.

– Как вы считаете, с какого возраста ребенка нужно знакомить с книгой и во сколько он должен уметь читать?

– Знакомить нужно тогда, когда ребенок способен воспринимать картинки. Берешь книгу и объясняешь, что когда-то ее так же рассматривали мама-папа-бабушка-дедушка, а эти страницы до сих пор хранят тепло их рук. Сначала читайте вслух. Придет время, когда малыш сам захочет научиться.

Некоторые взрослые полагают, что сначала телевизор, а уж потом книга. Нет – наоборот. Я часто задаю родителям вопросы:

– Что читает ваш ребенок?

– Что-то читает. Все время с книгой.

– А что он смотрит по телевизору?

– Да что-то там смотрит… Какие-то мультфильмы…

Не бывает каких-то там книг, мультфильмов и музыкальных композиций. Есть хорошее и плохое, высокое и низкое, доброе и злое. В условиях развития информационного общества, когда масса вариантов занятий в свободное время, необходимо постоянно интересоваться: «Чем ты увлечен? Я бы посоветовал… Обрати внимание…» Если мы «опередим» черепашек ниндзя, то успех будет обеспечен! Со временем у детей выработается определенный иммунитет, который поможет отделять зерна от плевел.

Человечество постоянно что-то изобретает, ищет новые технологии. Изобретать и искать надо. Но при этом не забывать о том вечном, что было, есть и будет.

– Пару лет назад психологи, воспитатели детских садов и учителя начальных классов утверждали, что научить читать ребенка нужно до школы. Сейчас говорят: пусть догуляет, не мучайте... Так все-таки в школе или до школы?

– Райкин когда-то шутил: «Читать и говорить я начал практически с рождения!» Вот  и мы пару лет назад погнались за рекордами… В таких случаях нужно задавать вопрос: «Во имя чего?» Основная задача современного дошкольного образования – не столько научить читать, сколько подготовить к восприятию прочитанного. Совершенно нормально, когда чисто механически он учится читать в самой школе.

– Можете назвать современных детских авторов, которые являются эталоном, которых невозможно пропустить?

– Владислав Крапивин! Я считаю, что его книги, реально формирующие честного и порядочного гражданина, – своего рода прививка от негатива. А начинать нужно с простых сказок. В них в доступной форме изложены все истины. Потом придет другое.

Нужно вовремя, извините, подсунуть нужную книгу... Если взрослые будут учитывать интересы детей и подходить к этому творчески, то достигнут больших результатов.
Конечно, есть ситуации, когда, как  я говорю, реанимация бесполезна. Таких подростков трудоустроить бы, занять, чтоб глупостей не натворили. Их, слава богу, меньшинство. А большинство ждет от родителей простого внимания и участия: «А что ты читаешь? А давай вместе!..» Лена, Петя, Вася прочитают и еще попросят!

– Ваши пожелания читателям газеты «Тюменская область сегодня» как будущим участникам вашего проекта.

– Один политический деятель XX века сказал: «Учиться, учиться и учиться». Я скажу так: «Читать, читать и читать». Что бы ни происходило в мире, человек – всегда человек. У него есть сердце и душа! Повлиять на них способна хорошая книга. Хочу пожелать всем достойных книжных друзей, которые поведут не назад, а вперед.

Фото автора

Современник
Так получилось, что  в первый класс я пошла, умея только считать. До ста. А вот читать... Увы. Почему? Ума не приложу. Ведь книгами бредила с трех лет. Нравился запах типографской краски и шелест страниц. Нравилось подолгу рассматривать иллюстрации и... фантазировать: неизменно собирала вокруг себя тех, кто еще младше, и «читала».
С чувством, толком, расстановкой. Вернее, сочиняла. Собственные басни, повести и романы. Читать по-настоящему научила школа. За что ей спасибо. Читать хорошие книги – университет. За что ему поклон. В студенчестве, бывало, неделю экономила на обедах и ходила пешком, зато к выходным могла купить несколько новинок. До сих пор книги – моя слабость, а прогнувшиеся под тяжестью томов полки в шкафу – гордость, как  и то, что мой ребенок интересуется ими  с четырех месяцев. До сих пор ему мало что нужно, кроме сказок и стихов, а после их прочтения – беседы с мамой по поводу услышанного. Я думаю, он вырастет счастливым и успешным.

------

В конце октября в областной столице стартует Год чтения. Похоже, чиновники всерьез решили вернуть народ к первоисточнику. О том, что ждет горожан – больших и маленьких, – рассказал директор департамента образования администрации города Тюмени Павел Креков.

– Павел Владимирович, на августовском педагогическом совещании работников городской системы образования вы признались, что необходимо вернуть молодежь к книгам, чтению... Что, все так плохо?

– В настоящее время мы находимся в «полосе» оправданного и логичного реформирования системы образования, поднимаем творческий потенциал учащихся и учителей. При этом вынуждены решать проблемы, которые накап-ливались годами. К их числу относится потеря интереса к чтению. А ведь книга – это  и развитие эрудиции, абстрактного мышления, и помощь в самореализации, в конце концов – вечные истины о высоком, добром и прекрасном. На каком-то этапе в обществе выработалось неправильное мнение, что компьютерные технологии обязательно вытеснят бумажные носители информации. Но ведь это звенья одной цепи: каждое занимает важное место! Прежде чем овладеть калькулятором и компьютером, ребенок должен научиться считать. В чтении буквы – основа, источник, фундамент.

Действительно, в настоящий момент наблюдаем довольно печальную картину: тюменцы (молодежь в первую очередь) мало читают. Эту проблему нужно решать. И здесь понадобится мобилизация сил  и педагогов, и семьи. В общем, всей общественности.

– Скажите, а в школе, случайно, не сократилось количество часов преподавания литературы?

– Не сократилось. Наоборот, с введением стандартов второго поколения будет создаваться единая система «урок и дополнительное занятие по теме во вне-урочное время».
Я скажу, в чем проблема. Негатив со стороны средств массовой информации, общественное мнение и традиции последних лет очень серьезно повлияли на ребенка. Он перестал читать. Для души. Для сердца. Что делать? Я говорю не  о революции в отдельно взятой стране, а о необходимости первого уверенного шага. Если с ранних лет ребенок не уважает книгу, потом ему придется туго.

– Год чтения в России, насколько помню, объявляли в 2007-м. Сейчас он будет проходить только в Тюмени?

– Год чтения должен проходить постоянно! На склоне лет Петр Первый сказал: «Я ученик и всю жизнь ищу учителя». Это совершенно нормальное ощущение. Необходимо постоянно развиваться. Кстати, на одном из заседаний по реализации нацпроекта «Образование» о возвращении к книжным источникам информации и поднятии престижа школьных библиотек говорил губернатор Владимир Якушев.

Какие классные часы проходят в школах? Раз  в месяц детей обязательно пугают кишечными палочками, последствиями правонарушений. Все это, несомненно, важно. Но где, скажите, в последнее время классный руководитель разговаривал с ребятами о любимых книгах?! Все просто забыли об этой простой, но интересной и полезной теме. По сути, поэтому и была составлена городская программа «Год чтения». Мы запускаем серьезные конкурсы. Хочется определить «Самую читающую семью», «Самую читающую школу», класс, ученика. Главное – привить интерес к настоящей художественной литературе. Очень ждем поддержки и участия общественности.

– Это долгоиграющий проект или «разовый выстрел»?

– Период с конца октября 2010 года по конец октября 2011-го – концентрация усилий и определенный прорыв. Начнем говорить о Жюле Верне, Каверине, Булгакове и других нескучных школьных классиках. На уроках, классных часах, родительских собраниях, в походах, у костра... Дальше – больше. Если проект ограничится двенадцатью месяцами, результата не видать. Обязательно должен последовать и второй, и третий, и четвертый «Год чтения». Только непрерывная работа!
Известный режиссер Карен Шахназаров как-то сказал: «Ребенок, который начал знакомство с миром с черепашек ниндзя, и ребенок, который начал знакомство с миром с Андерсена, – это два разных человека...» Когда в домашнем телевизоре от 40 до 80 каналов, а в магазине – масса якобы книжной продукции, взрослые должны успеть помочь ребенку выбрать лучшее.

– Конкретные шаги?

– Как уже сказал, запустим конкурсы на самую читающую семью, школу, класс, ученика. Серьезное финансовое стимулирование гарантировано. Допустим, «Самая читающая школа» реально может получить 200 тысяч рублей на укрепление материальной базы библиотеки. Начнем модернизацию самих школьных библиотек. Проведем целый ряд публичных акций, связанных с популяризацией чтения. Хотелось бы сотрудничать с театрами и филармонией: после прочтения определенных произведений просмотр спектаклей и посещение концертов – совсем не лишнее.

Большинство детей нужно лишь подтолкнуть, направить. И тогда они, что называется, войдут во вкус. Когда ты не можешь оторваться от книги до двух-трех часов ночи, ты уже немного другой человек.

– Планируются ли флеш-мобы? Как-то в Тюмени проводился буккроссинг, когда специально оставленные в общественных местах книги начинали «путешествовать» по городу.

– Формы привлечения общественного внимания могут быть самыми разными. В школе № 15, например, в начале учебного года организовали выставку «Моя первая книга», в которой поучаствовали и ребята, и учителя, и директор. Постепенно возвращаемся к очевидному: книга – спутник человека по жизни!

– Интересно узнать, на каких книгах выросли вы?

– Скажу откровенно, до сих пор тепло вспоминаю все, что касается литературных сказок. Из любимого – поэма Александра Пушкина «Руслан и Людмила». Потом пришли другие вещи: «Человек-амфибия» Александра Беляева, «Отверженные» Виктора Гюго. Еще позднее – «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова.

– Как вы считаете, с какого возраста ребенка нужно знакомить с книгой и во сколько он должен уметь читать?

– Знакомить нужно тогда, когда ребенок способен воспринимать картинки. Берешь книгу и объясняешь, что когда-то ее так же рассматривали мама-папа-бабушка-дедушка, а эти страницы до сих пор хранят тепло их рук. Сначала читайте вслух. Придет время, когда малыш сам захочет научиться.

Некоторые взрослые полагают, что сначала телевизор, а уж потом книга. Нет – наоборот. Я часто задаю родителям вопросы:

– Что читает ваш ребенок?

– Что-то читает. Все время с книгой.

– А что он смотрит по телевизору?

– Да что-то там смотрит… Какие-то мультфильмы…

Не бывает каких-то там книг, мультфильмов и музыкальных композиций. Есть хорошее и плохое, высокое и низкое, доброе и злое. В условиях развития информационного общества, когда масса вариантов занятий в свободное время, необходимо постоянно интересоваться: «Чем ты увлечен? Я бы посоветовал… Обрати внимание…» Если мы «опередим» черепашек ниндзя, то успех будет обеспечен! Со временем у детей выработается определенный иммунитет, который поможет отделять зерна от плевел.

Человечество постоянно что-то изобретает, ищет новые технологии. Изобретать и искать надо. Но при этом не забывать о том вечном, что было, есть и будет.

– Пару лет назад психологи, воспитатели детских садов и учителя начальных классов утверждали, что научить читать ребенка нужно до школы. Сейчас говорят: пусть догуляет, не мучайте... Так все-таки в школе или до школы?

– Райкин когда-то шутил: «Читать и говорить я начал практически с рождения!» Вот  и мы пару лет назад погнались за рекордами… В таких случаях нужно задавать вопрос: «Во имя чего?» Основная задача современного дошкольного образования – не столько научить читать, сколько подготовить к восприятию прочитанного. Совершенно нормально, когда чисто механически он учится читать в самой школе.

– Можете назвать современных детских авторов, которые являются эталоном, которых невозможно пропустить?

– Владислав Крапивин! Я считаю, что его книги, реально формирующие честного и порядочного гражданина, – своего рода прививка от негатива. А начинать нужно с простых сказок. В них в доступной форме изложены все истины. Потом придет другое.

Нужно вовремя, извините, подсунуть нужную книгу... Если взрослые будут учитывать интересы детей и подходить к этому творчески, то достигнут больших результатов.
Конечно, есть ситуации, когда, как  я говорю, реанимация бесполезна. Таких подростков трудоустроить бы, занять, чтоб глупостей не натворили. Их, слава богу, меньшинство. А большинство ждет от родителей простого внимания и участия: «А что ты читаешь? А давай вместе!..» Лена, Петя, Вася прочитают и еще попросят!

– Ваши пожелания читателям газеты «Тюменская область сегодня» как будущим участникам вашего проекта.

– Один политический деятель XX века сказал: «Учиться, учиться и учиться». Я скажу так: «Читать, читать и читать». Что бы ни происходило в мире, человек – всегда человек. У него есть сердце и душа! Повлиять на них способна хорошая книга. Хочу пожелать всем достойных книжных друзей, которые поведут не назад, а вперед.

Фото автора



Президент РФ Владимир Путин запретил публичную пропаганду чайлдфри

23 ноября

Агрономы рассказали о пользе и целебных свойствах имбиря

23 ноября