Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

«Дорога меняет человека»

Общество, 00:01, 20 октября 2010, Елена МЕЖЕЦКАЯ
Слушать новость
«Дорога меняет человека». .


Такой вывод сделали участники команды «Северный путь», пройдя 570 километров в поисках лагерей 501-й стройки

Есть люди, для которых узки рамки привычного маршрута «дом-работа-дом». Есть люди, для которых отдых «все включено» в Турции или Египте навевает смертную тоску. Их манят неисследованные дали, нехоженые тропы, неразгаданные тайны истории. С одним таким увлеченным человеком посчастливилось познакомиться корреспонденту газеты.

Игорь Кузнецов и его команда «Северный путь» сорок дней шли по тундре в направлении Салехарда. Пешком, по болотам, без связи, они несли на себе все необходимое продукты, лодки, спальники, палатки и преодолели 570 километров пути. Цель похода изучение лагерей 501-й стройки, сохранившихся вдоль заброшенной железной дороги, прозванной в народе «мертвой». Здесь необходимо сделать отступление...

Амбициозные планы советской власти протянуть заполярную железнодорожную ветку Чум Салехард Игарка потерпели крах. Посчитали, что экономнее бросить проект, на который уже затратили 4 млрд. руб., а экономический эффект по-прежнему терялся в туманной дали. Строительство «железки» начали в 1947 году для того, чтобы, по словам Иосифа Сталина, «иметь надежный выход в Ледовитый океан в Оби», и вели без малого восемь лет. Основную массу строителей составляли заключенные, среди которых немалая часть репрессированные. Нечеловечески тяжелые условия труда и быта, суровый полярный климат, издевательства лагерной охраны и матерых уголовников и привели к двусмысленному значению словосочетания «мертвая дорога» заброшенная дорога и стройка, давшаяся ценой человеческих жизней.

Своими глазами увидеть условия лагерей ГУЛАГа, составить их подробную карту, вновь поднять подзабытую тему 501-й стройки решили четверо смельчаков из города Надыма. Предлагаем вниманию читателей впечатления путешественника Игоря Кузнецова.

Игорь Геннадьевич, расскажите, кто вошел в состав экспедиции и как вам вообще при- шло в голову отправиться столь рискованным маршрутом?

В команде «Северный путь» обычные люди, у которых сошлись интересы мы все влюблены в Ямал, его историю и хотим знать больше о родном крае. Сергей Осипенко сантехник, он хорошо играет на гитаре, Игорь Шароватов слесарь, пишет детские рассказы, я работаю оператором котельной, увлекаюсь живописью. Единственная девушка Кристина Партум бухгалтер, большая поклонница автогонок.

Это не первый и, надеюсь, не последний наш поход. Позади пять труднодоступных маршрутов, больше тысячи километров бездорожья.

Самую масштабную экспедицию предприняли осенью прошлого года. Целенаправленно искали лагеря ГУЛАГа, составляли по пути карту, вели фото- и видеосъемку. Такой информации раньше обнародовано не было. Мы подробно описали 34 лагеря, сфотографировали 350 мостов. По результатам провели несколько фотовыставок, создали интернет-музей doroga501.ru, где каждый может увидеть уникальные материалы.

Экстремальные ситуации в дороге случались?

Весь путь справедливо назвать экстремальным, мы проходили по таким местам, где много лет не ступала нога человека. Шли по болотной трясине, по ветхим мостам через реки. Приходилось переходить и по сгоревшим мостам рельсы висят над водой на одних опорах. Запомнился случай, когда прямо за Игорем Шароватовым с высоты 15 метров упала вниз прогнившая шпала. Конечно, страшно, но другого пути нет. Старались не рисковать напрасно, если можно обойти бо- лото обходили. Связи с «внешним миром» не было, оказаться в такой ситуации со сломанной ногой уже экстремально.

Люди по-разному проявляют себя в сложных ситуациях...

Все участники вели себя достойно. Никто не жаловался, не просился домой. Споров и разногласий не возникало, только взаимовыручка. К походу готовились почти два года, заранее продумали рискованные моменты. Хотя, конечно, всего не предугадаешь... В середине пути свернули с железнодорожных путей и разделились на две группы, Кристина и Сергей остались в лагере, а мы с Игорем на неделю ушли искать поселок, о котором упоминалось в исторических документах.

Очень красивый лес, первозданная природа. Однако... Шли бок о бок с медведями, практически по свежим следам, слышали их рев. Осенью звери сытые, не агрессивные, но адреналина хватило. Вот, наконец, перед нами заброшенный поселок. Со времен коллективизации уцелело всего два сруба.

В одном из них и заночевали. А на утро обнаружили 12 (!) медвежьих лежек! Оказалось, хозяева тайги облюбовали брошенное людьми поселение. Когда вышли на косу, увидели картину: медведица играет с медвежонком под осенним солнышком. Со стороны кажется идиллия. Если же хорошо подумать... Человек даже с ружьем против медведя бессилен, это самый опасный хищник на планете!

И вот желанная цель экспедиции перед вами. Какое впечатление произвели лагеря ГУЛАГа?

Трудно передать словами. Когда заходишь в тесный барак, смотришь на нары и понимаешь какое количество людей здесь жило, работало, умирало, сколько судеб прошло, сколько личностей было сломлено, становится не по себе. В условиях Крайнего Севера постройки сохранились идеально. Зашли в один из карцеров женского лагеря, а там даже двери не скрипят, как будто люди пять минут назад ушли на работу. Сохранились и предметы быта: кружки, котлы для приготовления пищи, ступка, формы для выпечки хлеба.

Лагеря находятся в лесу в полу-километре-километре от железной дороги, так их строили специально для того, чтобы не было видно с путей. Нам приходилось по десять километров прочесывать лес в поисках лагерей. Один из них нашли в трех километрах от места стройки. Сложно себе представить, как люди по морозу добирались до работы.

Точных цифр о том, сколько человек строило дорогу и проживало в лагерях, нет. Известно лишь, что в лагере находилось от 300 до 500 заключенных, один барак рассчитан на сто человек. Это длинное узкое помещение с решетками на окнах, разделенное на две большие комнаты по 50 человек в каждой. Двухъярус- ные нары стоят так плотно, что, проходя между ними, задеваешь плечами. В таком бараке, битком набитом людьми, всего две печур- ки, сделанные из обычных желез- ных бочек из-под солярки.

Остается только догадываться, насколько сложно жили, а вернее, выживали заключенные, ведь возвращаясь с работы на морозе (до минус 60 градусов) мокрые и замерзшие, они даже не могли толком согреться. Матрасы и тюфяки, а тем более постельное белье роскошь. Пол в бараках чаще всего земляной, поэтому грязь и вши являлись постоянными спутниками заключенных.

Надо сказать, что и охрана лагеря, и вольнонаемные строители размещались в непредставимых условиях для привыкшего к комфорту современного горожанина.

Дорога меняет взгляд человека на многие привычные вещи. Ощутили на себе изменения участники «Северного пути»?

После экспедиции мы все очень изменились. Произошел переворот в сознании. Во-первых, длинный переход сам по себе испытание: выдержим не выдержим. Во-вторых, каждый на уровне ощущений осознал, что происходило на 501-й стройке, прикоснулся к истории. Главное, что я понял: нужно жить и радоваться тому, что есть, каждому дню, простым вещам. Не заглядывать в будущее, не жалеть о прошлом. Когда мы шли, ценили текущую минуту сейчас ты жив и хорошо. А что будет завтра неизвестно. И совершенно все равно, какой марки у меня мобильный телефон или автомобиль.

Стоит ли городскому жителю хотя бы раз в жизни выбраться в подобную экспедицию?

Выбраться в 2 3-дневный поход в лес, почему бы нет? К серьезной экспедиции по труднодоступному маршруту нужно основательно готовиться, продумать каждый шаг. Никогда бы не посоветовал идти человеку неопытному. Мы выросли на Севере, не первый раз в лесу и знали, что нас ждет. С собой взяли аптечку, вплоть до хирургических инструментов, владели навыками первой помощи. Минимальный состав для таких походов четыре человека легче разделиться на две группы.

Экспедицию зарегистрировали в МЧС, сообщили маршрут и приблизительные сроки, после которых нужно начинать нас искать. Но помощь не понадобилась, вернулись домой самостоятельно, живые и здоровые. Вообще я бы всем советовал хоть раз в жизни попробовать обойтись без городского комфорта, почувствовать себя в единении с природой, понять, что потребительские инстинкты не главное, что движет человеком.

[gallery columns="7"]


Такой вывод сделали участники команды «Северный путь», пройдя 570 километров в поисках лагерей 501-й стройки

Есть люди, для которых узки рамки привычного маршрута «дом-работа-дом». Есть люди, для которых отдых «все включено» в Турции или Египте навевает смертную тоску. Их манят неисследованные дали, нехоженые тропы, неразгаданные тайны истории. С одним таким увлеченным человеком посчастливилось познакомиться корреспонденту газеты.

Игорь Кузнецов и его команда «Северный путь» сорок дней шли по тундре в направлении Салехарда. Пешком, по болотам, без связи, они несли на себе все необходимое продукты, лодки, спальники, палатки и преодолели 570 километров пути. Цель похода изучение лагерей 501-й стройки, сохранившихся вдоль заброшенной железной дороги, прозванной в народе «мертвой». Здесь необходимо сделать отступление...

Амбициозные планы советской власти протянуть заполярную железнодорожную ветку Чум Салехард Игарка потерпели крах. Посчитали, что экономнее бросить проект, на который уже затратили 4 млрд. руб., а экономический эффект по-прежнему терялся в туманной дали. Строительство «железки» начали в 1947 году для того, чтобы, по словам Иосифа Сталина, «иметь надежный выход в Ледовитый океан в Оби», и вели без малого восемь лет. Основную массу строителей составляли заключенные, среди которых немалая часть репрессированные. Нечеловечески тяжелые условия труда и быта, суровый полярный климат, издевательства лагерной охраны и матерых уголовников и привели к двусмысленному значению словосочетания «мертвая дорога» заброшенная дорога и стройка, давшаяся ценой человеческих жизней.

Своими глазами увидеть условия лагерей ГУЛАГа, составить их подробную карту, вновь поднять подзабытую тему 501-й стройки решили четверо смельчаков из города Надыма. Предлагаем вниманию читателей впечатления путешественника Игоря Кузнецова.

Игорь Геннадьевич, расскажите, кто вошел в состав экспедиции и как вам вообще при- шло в голову отправиться столь рискованным маршрутом?

В команде «Северный путь» обычные люди, у которых сошлись интересы мы все влюблены в Ямал, его историю и хотим знать больше о родном крае. Сергей Осипенко сантехник, он хорошо играет на гитаре, Игорь Шароватов слесарь, пишет детские рассказы, я работаю оператором котельной, увлекаюсь живописью. Единственная девушка Кристина Партум бухгалтер, большая поклонница автогонок.

Это не первый и, надеюсь, не последний наш поход. Позади пять труднодоступных маршрутов, больше тысячи километров бездорожья.

Самую масштабную экспедицию предприняли осенью прошлого года. Целенаправленно искали лагеря ГУЛАГа, составляли по пути карту, вели фото- и видеосъемку. Такой информации раньше обнародовано не было. Мы подробно описали 34 лагеря, сфотографировали 350 мостов. По результатам провели несколько фотовыставок, создали интернет-музей doroga501.ru, где каждый может увидеть уникальные материалы.

Экстремальные ситуации в дороге случались?

Весь путь справедливо назвать экстремальным, мы проходили по таким местам, где много лет не ступала нога человека. Шли по болотной трясине, по ветхим мостам через реки. Приходилось переходить и по сгоревшим мостам рельсы висят над водой на одних опорах. Запомнился случай, когда прямо за Игорем Шароватовым с высоты 15 метров упала вниз прогнившая шпала. Конечно, страшно, но другого пути нет. Старались не рисковать напрасно, если можно обойти бо- лото обходили. Связи с «внешним миром» не было, оказаться в такой ситуации со сломанной ногой уже экстремально.

Люди по-разному проявляют себя в сложных ситуациях...

Все участники вели себя достойно. Никто не жаловался, не просился домой. Споров и разногласий не возникало, только взаимовыручка. К походу готовились почти два года, заранее продумали рискованные моменты. Хотя, конечно, всего не предугадаешь... В середине пути свернули с железнодорожных путей и разделились на две группы, Кристина и Сергей остались в лагере, а мы с Игорем на неделю ушли искать поселок, о котором упоминалось в исторических документах.

Очень красивый лес, первозданная природа. Однако... Шли бок о бок с медведями, практически по свежим следам, слышали их рев. Осенью звери сытые, не агрессивные, но адреналина хватило. Вот, наконец, перед нами заброшенный поселок. Со времен коллективизации уцелело всего два сруба.

В одном из них и заночевали. А на утро обнаружили 12 (!) медвежьих лежек! Оказалось, хозяева тайги облюбовали брошенное людьми поселение. Когда вышли на косу, увидели картину: медведица играет с медвежонком под осенним солнышком. Со стороны кажется идиллия. Если же хорошо подумать... Человек даже с ружьем против медведя бессилен, это самый опасный хищник на планете!

И вот желанная цель экспедиции перед вами. Какое впечатление произвели лагеря ГУЛАГа?

Трудно передать словами. Когда заходишь в тесный барак, смотришь на нары и понимаешь какое количество людей здесь жило, работало, умирало, сколько судеб прошло, сколько личностей было сломлено, становится не по себе. В условиях Крайнего Севера постройки сохранились идеально. Зашли в один из карцеров женского лагеря, а там даже двери не скрипят, как будто люди пять минут назад ушли на работу. Сохранились и предметы быта: кружки, котлы для приготовления пищи, ступка, формы для выпечки хлеба.

Лагеря находятся в лесу в полу-километре-километре от железной дороги, так их строили специально для того, чтобы не было видно с путей. Нам приходилось по десять километров прочесывать лес в поисках лагерей. Один из них нашли в трех километрах от места стройки. Сложно себе представить, как люди по морозу добирались до работы.

Точных цифр о том, сколько человек строило дорогу и проживало в лагерях, нет. Известно лишь, что в лагере находилось от 300 до 500 заключенных, один барак рассчитан на сто человек. Это длинное узкое помещение с решетками на окнах, разделенное на две большие комнаты по 50 человек в каждой. Двухъярус- ные нары стоят так плотно, что, проходя между ними, задеваешь плечами. В таком бараке, битком набитом людьми, всего две печур- ки, сделанные из обычных желез- ных бочек из-под солярки.

Остается только догадываться, насколько сложно жили, а вернее, выживали заключенные, ведь возвращаясь с работы на морозе (до минус 60 градусов) мокрые и замерзшие, они даже не могли толком согреться. Матрасы и тюфяки, а тем более постельное белье роскошь. Пол в бараках чаще всего земляной, поэтому грязь и вши являлись постоянными спутниками заключенных.

Надо сказать, что и охрана лагеря, и вольнонаемные строители размещались в непредставимых условиях для привыкшего к комфорту современного горожанина.

Дорога меняет взгляд человека на многие привычные вещи. Ощутили на себе изменения участники «Северного пути»?

После экспедиции мы все очень изменились. Произошел переворот в сознании. Во-первых, длинный переход сам по себе испытание: выдержим не выдержим. Во-вторых, каждый на уровне ощущений осознал, что происходило на 501-й стройке, прикоснулся к истории. Главное, что я понял: нужно жить и радоваться тому, что есть, каждому дню, простым вещам. Не заглядывать в будущее, не жалеть о прошлом. Когда мы шли, ценили текущую минуту сейчас ты жив и хорошо. А что будет завтра неизвестно. И совершенно все равно, какой марки у меня мобильный телефон или автомобиль.

Стоит ли городскому жителю хотя бы раз в жизни выбраться в подобную экспедицию?

Выбраться в 2 3-дневный поход в лес, почему бы нет? К серьезной экспедиции по труднодоступному маршруту нужно основательно готовиться, продумать каждый шаг. Никогда бы не посоветовал идти человеку неопытному. Мы выросли на Севере, не первый раз в лесу и знали, что нас ждет. С собой взяли аптечку, вплоть до хирургических инструментов, владели навыками первой помощи. Минимальный состав для таких походов четыре человека легче разделиться на две группы.

Экспедицию зарегистрировали в МЧС, сообщили маршрут и приблизительные сроки, после которых нужно начинать нас искать. Но помощь не понадобилась, вернулись домой самостоятельно, живые и здоровые. Вообще я бы всем советовал хоть раз в жизни попробовать обойтись без городского комфорта, почувствовать себя в единении с природой, понять, что потребительские инстинкты не главное, что движет человеком.

[gallery columns="7"]


Тюменский театр кукол отправляется на Ямал

20 ноября

В Тюмени неделю искали 60-летнюю автоледи, которая сбила ребенка и скрылась

20 ноября