Театр и жизнь: легкость бытия?
В рамках Года Франции в России драмтеатр поставил два спектакля
Тренд сезона – французское. Тюменцы обмотали шеи объемными шарфами, надвинули на глаза симпатичные кепочки, смели с книжных полок популярную Анну Гавальду, раскупили билеты на премьеры 153-го сезона в драматический театр.
И живут себе довольные. Вполне милая середина осени получилась. На большой сцене – дураки. На малой – они же, только с похмелья. Одним словом, недотепы. Точно такие же, как герои Ришара и Депардье в «Невезучих», смешившие нас с голубых экранов.
• Мысли вслух
Год Франции в России он не только в помпезных столицах. Представляете, он еще и в Тюмени. Да с такой рекламной кампанией! Да с такими проектами! Две премьеры по французским авторам Веберу и Лабишу. Один из спектаклей поставлен французом Венсеем. Для полноты картины не хватает франкоговорящего актера... В другой раз, в другой раз. Наши и сами не лыком шиты. Старались: как театральный год начнешь, так его и проведешь.
О премьере на большой сцене комедии «Ужин дураков» мы рассказали в субботнем номере газеты. Удачный зачин. Хорошая команда. Великолепный дважды заслуженный Сергей Кутьмин, сыгравший главного героя. Само собой, антураж: все эти «оля-ля», небрежно наброшенный стильный шарф, пиджак с нашитыми на локти псевдозаплатками, потертая кожаная сумка-планшет. Стильно. Модно. Молодежно. Зритель остался доволен завалил героев сцены цветами, расцеловал, только что на руках не унес.
Водевиль на малой сцене «Убийство на улице Лурсин» вроде тоже по нраву пришелся. Жаль, цветов от театралов было букета два-три. Очень скромных. Но аплодировали стоя, долго, искренне. Режиссер Жак Венсей откликнулся. По-русски он так и не заговорил сложен великий и могучий. Обо всем «доложила» обезоруживающая улыбка.
• Комиссар Николя
Накануне премьеры «Убийство на улице Лурсин» тюменские журналисты имели честь встретиться с генеральным комиссаром Года Франции в России. Николя Шибаефф (русские корни) специально прилетел из Парижа поддержать соотечественника Венсея на первом показе спектакля. От нового здания гость в восторге. Внимательно рассмотрел картины, представленные на выставках театрального музея. Что-то сфотографировал. Что-то записал. Отчитался: «Делаю собственный репортаж».
По первому образованию дипломат, он какое-то время работал в Северной Африке. Хорошо объясняется по-русски результат частых и долгих стажировок в посольстве Франции в Москве. Последний раз был в Тюмени восемь лет назад. После Сибири с миссиями «комиссариатства» поедет в Нижний Новгород и Калининград. Работы много: Николя курирует массу проектов в рамках Года Франции в России. Глобальных из них порядка 350. Если вы хотите иметь полное представление о том, сколько делается в рамках акции, умножьте 350 на 5. Не все проекты доживут до следующего года. Здесь, по мнению гостя, необходимо желание обеих стран. Во всяком случае, нас французы считают стратегическими партнерами во многих областях.
• Дело о красной туфле и шелковом чепце
Ланглюмэ (Анатолий Бузинский) хорошо погулял на ежегодном банкете выпускников пансиона Лабадена. Раскиданные по комнате вещи, пересохшее горло, а в кармане пучок светлых накладных волос, уголь, ягодные косточки, дамский чепец. Очень необычно начинается собственный день рождения. По-русски говоря, с большого бодуна, когда ничего не помнишь «из вчера». Что там за храп? Вот так случай! Бывший однокашник Мистенг (Сергей Белозерских с красным носом и красной туфлей за пазухой), который больше 27 лет назад отличился на конкурсе по латинскому стиху. Именно столько герои не виделись друг с другом.
Так что вчера было? Дыра. Провал. «Помогла» супруга Паскаля Норина (Татьяна Пестова), прочитавшая в газете заметку об убийстве угольщицы на улице Лурсин. Подозревается двое мужчин. На месте преступления обнаружены зеленый зонтик (набалдашник в виде обезьяньей головы) и платок с инициалами. Исчезли головной убор и обувь жертвы. Допрыгались. Догулялись. А с виду приличные люди... Сдаваться властям? Или забирать из префектуры «пачпорт» и бежать в Америку? Со страху недотепы пытаются уничтожить улики, а заодно расправиться со случайными свидетелями их сумасшедших разговоров. Чем бы все это закончилось, если б друзья по несчастью не обнаружили, что газета-то... А вот это вы зря. Рассказывать дальше не буду. Тут уж или догадаться, или посмотреть.
Пять актеров. Слугу Жюстена играет Вениамин Панов. Кузена Потара Александр Сигитов. Декорационный минимализм, чего требует малая сцена. Комнаты дома Ланглюмэ создаются многослойностью красного плюша (из зала смотрится как два театральных занавеса) и несколькими перегородками. Никаких диванов-кресел-секретеров. Только красный обеденный стол на колесиках и три стула. Остальное воздух, пространство, в которое важно вдохнуть историю за час с небольшим. Вдохнуть так, чтобы она жила даже тогда, когда актеры поклонятся зрителям и разойдутся по гримеркам. Спектакль легкий. Местами смешной. Белозерских, совершенно неподражаемый актер, с красным носом и всклокоченными волосами треть успеха. Бузинский, еще один любимец, еще треть успеха. Для полной победы, по-моему, не хватает страстей. Русскому подавай «пиф-паф, ой-ой-ой», чтобы гремело, иногда рушилось, а в конце все обретали вечную любовь. Или веселое настолько, чтобы надорвать животы. Полутона совсем не наше. В «Убийстве» иное: ровно-воздушное. Название зловещее. Содержание прямо противоположное. Даже поют актеры на несколько тонов тише, вежливо, что ли... Жаль, поют не в живую. Хотя голоса прекрасные.
Первый опыт работы приглашенного режиссера Жака Венсея с тюменцами получился таким же: ровно-воздушным, тихим, вежливым. Приезжайте к нам еще. Попробуйте трагедию.