премьер осенний марафон
Открытие очередного сезона в любом театре – торжест-во! Говорят, в какой атмосфере оно пройдет, с каким настроением публика выльется из зала на вечерние улицы, чтобы посмаковать подробности, таким и будет весь творческий год. У театралов, как у молодых мамочек, множество примет. Некоторые актеры, например, на время спектакля оставляют включенным свет в гримерке. Кто-то уже перед самым выходом на сцену едва слышно молится. А в иных театрах на сдаче – генеральной репетиции, которую большинство считает более важной, чем саму премьеру, оставляют свободными первые ряды. Гости «генералки» в таком случае должны сидеть за режиссером. Таково негласное правило.
На сдаче первого спектакля 153-го сезона в Тюменском драматическом театре комедии «Ужин дураков» по пьесе француза Франсиса Вебера все планировалось разыграть по приметам... А зрители ослушались, просочились к сцене. Но разве это смогло испортить великолепную работу творческого коллектива?! Забегая вперед, скажу: «Ужин», поставленный главным режиссером театра Александром Цодиковым, удался. Было вкусно. Омлет с капелькой пива для пышности, вино тридцатилетней выдержки, разбавленное уксусом, виски со льдом. Комфортные условия: модулируемый книжный шкаф с потайными дверями, оригиналы (книги, картины, ваза), напольные светильники, похожие на гигантские тюльпаны, лифт с выходом в квартиру. Ну просто мечта среднестатистического россиянина. А она досталась французскому издателю Пьеру (Сергей Скобелев). Обладатель роскошных вещей и доходного бизнеса хочет казаться злым гением. Сам же безнадежно влюбленный мужчина. Влюбленный в... собственную жену.
Все бы ничего, да есть у героя одна слабость, или тайная страсть как хотите. Каждую среду вместе с приятелями Пьер устраивает специальные встречи, на которых потешается над людьми, мягко говоря, недалекими. То их приманкой становится чудак, помешанный на серфинге, то любитель макетов из спичек. Однажды очередной такой вечер оборачивается для злого гения неприятнейшей ситуацией. Наевшаяся «омерзительных ужинов» супружница Кристина (Наталья Никулина) решает уйти из дома. Свидетелем горя, а заодно и ревматического приступа богатея становится как раз таки приглашенный для насмешек дурачок Франсуа (Сергей Кутьмин). За один час обаятельный недотепа абсолютно случайно «натравливает» на издателя бывшую любовницу не от мира сего (Ольга Ульянова) и налогового инспектора (одна роль на Владимира Ващенко и Сергея Оленберга), который, наоборот, бдителен, внимателен и очень любит свою профессию.
Не ужин, а анекдот. Не изощренные издевательства, а личные трагедии. Дурачок спешит на помощь баловню судьбы. Все поменялись местами. И вот тут, когда Франсуа мог в очередной раз наделать глупостей, он решается на главный выход: звонит жене Пьера и просит ее вернуться. Где тот шут, помешанный на спичечных макетах? Где мальчик для битья, которого пригласили на «Ужин дураков»? Перед зрителями предстал внимательный, доб- рейший, уверенный в словах и поступках мужчина, который в том своем звонке Кристине оказался победителем. Она, конечно же, придет. И все, возможно, будет по-иному. Честно скажу, это спектакль Сергея Кутьмина! В «Ужине» семь героев. Их союз великолепен. Но Кутьмин! Затмил всех и все.
Легкая комедия на пороге зимы то, что нужно. Это не фарс, не банальщина. Это неподражаемый французский юмор. Если когда-нибудь смотрели телефильмы «Игрушка», «Папаши», «Высокий блондин в черном ботинке», «Возвращение высокого блондина» с Пьером Ришаром в главной роли, вы меня поймете. Глазам и сердцу приятно. Послевкусие совсем не расстраивает. Идешь. Улыбаешься. О чем-то думаешь. Прохожие удивляются: «Что за дурачок!» Ну и пусть. Они многого о себе не знают... А вдруг кто-то увлечен макетами из спичек, серфингом или оригиналами картин?
В следующих номерах газеты читайте материал об очередной премьере водевиле в постановке французского режиссера Жака Венсея «Убийство на улице Лурсин» и интервью о предстоящем сезоне с директором Тюменского драматического театра Владимиром Коревицким.