Надо просто любить детей
судьбы
Эти два человека необыкновенно похожи друг на друга. Не внешностью – она худенькая, даже невесомая на вид, он – та самая «широкая спина», о которой мечтают все женщины. Они похожи по-другому: светятся одинаковым светом – светом любви к людям, к детям. Кажется, даже говорят одинаково, хотя речь Валентины Павловны словно чистый ручеек журчит, а у Анатолия Николаевича слова спокойные, слегка приглушенные, за ними будто ширь и гладь могучей реки, скрытой до времени, но готовой вырваться на простор.Два педагога, две судьбы, соединившиеся в одну.
------
• Богом не забытый уголок
Анатолий Мизернюк родом из села Знаменщиково Сорокинского района. После службы в армии заочно окончил Омский сельхозинститут, первое время искал себя, работал и в должности главного инженера. Тогда еще не знал, что призванием его станет педагогика.
Именно в Знаменщиково, за неимением мест на Севере, куда в ту пору стремились выпускники вузов, после окончания Тюменского пединститута приехала молодая учительница русского языка и литературы Валентина Павловна. В той же школе начальные классы вела мама Анатолия Николаевича, а среди учеников молодой учительницы были его сестры. Познакомилась с Анатолием и как-то незаметно вошла в их семью. Ни разу не пожалела.
Через девять лет они переехали в районный центр: Валентину Павловну перевели в отдел образования, а Анатолий Николаевич из предложенных мест в хозяйстве и в Сорокинском училище выбрал последнее.
Не секрет, что ребята любят давать меткие прозвища своим учителям. Досталось такое и Анатолию Николаевичу, а он и не в обиде: мальчишки с любовью именовали его Батей. Даже из армии письма писали, начиная их словами: «Здравствуй, Батя!» Хотя был он им скорее старшим другом, братом.
Детям не нужно говорить, кого следует любить, а кого нет – они тянутся к тем, кто любит их. А еще они уважают профессионалов своего дела, поэтому оба педагога не считали зазорным сидеть над книжками, выискивать что-то интересное и важное для своих учеников. Когда появились компьютеры, Анатолий Николаевич даже курс информатики в ТюмГУ окончил – чтобы от ребят не отставать.
Лишь поработав в училище, Анатолий Мизернюк понял: вот оно, его дело. И – перешел в школу. Преподавал ОБЖ, организовал военный класс. Занятия в нем носили
факультативный характер, в кризисные годы денег на оплату факультативов не было, закрыли и военный. Да только ребята, и девчонки тоже, продолжали записываться на него. Не мог Анатолий Николаевич отказать им, работал, что называется, на голом энтузиазме. Зато ребятня из настоящих автоматов стреляла, в походы ходила, даже с парашютом прыгала. А главное – разговоры о жизни.
И помнят любимого учителя: недавно приходили те, кто в Тюмени обосновался, – с тортом, с воспоминаниями. А что еще нужно учителю? Ученики, в душах которых остался твой след: значит все не зря, не напрасны усилия, которые прилагал, воспитывая их.
Хотя супруги признаются: не воспитывали никого, и своих детей тоже. Дочь сейчас говорит маме: «Мы всегда смотрели, как поступаете вы». Так и в школе – главное, какой пример ты подаешь детям, да чтобы слова с делом не расходились.
• Корни и крона
Валентина Павловна отработала в Сорокинском отделе образования тридцать лет, три года и три месяца. Вот такая нумерология. Ее труд отмечен знаком «Отличник народного образования». Муж не отстает: имеет Почетную грамоту министерства образования и науки РФ. Его педагогический стаж – более 25 лет.
В Тюмень внуки позвали. Позвали, конечно, дети, но дедушка с бабушкой решили, что не детям, так хоть внукам надо побольше внимания уделить. Сын Олег и дочь Наталья окончили нефтегазовый университет, работают в НИИ. Наташа в свое время окончила музыкальную школу – это, видимо, наследственное: папа – большой любитель музыки, играет на баяне, на гитаре, вел даже в школе уроки музыки, параллельно с ОБЖ.
– Я-то вообще с гармошкой родился, – смеется Анатолий Николаевич. – У меня отец, Николай Давыдович, играл на гармошке,
а мама, Надежда Семеновна, – на балалайке.
– У него очень хорошие родители были, – добавляет Валентина Павловна. – Шестеро детей воспитали, отец сам дом построил. Любил с электричеством возиться, стоял у истоков первой электростанции в селе. Телевизор был первый – у них, он специально ездил в Кокчетавскую область за какой-то антенной, чтобы из Казахстана передачи ловить.
– А бабушка – из потомственных казачек, – углубляется в родословную Анатолий Николаевич, – она умерла в 114 лет, в здравом уме. У нее восемь детей было. Как ни приду к ней, она мне говорила: «Давай я тебе борща налью».
Немудрено, что от хороших корней и дерево ладное живет. В этом году Анатолий Мизернюк отметил свой 60-летний юбилей. До сих пор трудится. Правда, уже не в школе.
Оба здесь, в Тюмени, тепло вспоминают односельчан, коллег по работе, разные случаи из школьной жизни, которыми та полна. Как-то Валентина Павловна ходила с ребятами в поход и один мальчик потерялся – расстроился из-за чего-то и ушел. Дорога прямо в село вела, заблудиться трудно, поэтому сильно не обеспокоились. Но когда вернулись – его дома нет.
Всем селом бросились на поиски. Сильно переживала тогда молодая еще учительница, но благодарна людям, что никто в ее сторону и упрека не бросил. А парнишка просто в другую сторону по той дороге пошел, попал в соседнее село, оттуда и сообщили.
Или другой случай из тех же лет. Директор школы, куда она приехала работать, Александр Степанович Барабанщиков, решил посетить все уроки Валентины Павловны. Однажды по каким-то причинам опоздал. Потом оказалось, что он весь урок под дверью простоял, прислушиваясь к ее негромкому голосу, но мешать не стал. Вот такая интеллигенция жила в глубинке, было у кого учиться.
Теперь бывшие ученики так же вспоминают вас и благодарны за уроки – не только учебные, но и нравственные. С Днем учителя вас, и всего самого доброго!
Фото Варвары ДЖУМАНДЖИ