Творец фатального величия
25 cентября исполнилось 90 лет со дня рождения режиссера Сергея Бондарчука
Мастер
Этот артист и режиссер советского кино не только стал лицом эпохи, но и прославил свою страну на весь мир. Но мало кто знает, что его судьба была связана с уроженцем Тюмени Глебом Романовым.
------
После Великой Отечественной войны Сергей Бондарчук учился на актерском факультете ВГИКа, в мастерской Сергея Герасимова, вместе с нашим земляком. Оба дебютировали в фильме «Молодая гвардия» (1948), составив компанию блистательной плеяде артистов, позднее ставших звездами советского кинематографа – Вячеславу Тихонову, Нонне Мордюковой, Кларе Лучко, Георгию Юматову, Евгению Моргунову и другим. Причем Глеб Романов играл участника подпольной организации Ивана Туркенича, а Бондарчук – рядового коммуниста Валько. Это не умаляет ничьих достоинств, но доказывает, что талант «блистательного тюменца» был по крайней мере не меньше, чем у чествуемого сегодня юбиляра.
Конечно, карьера Сергея Бондарчука развивалась более успешно – после фильма «Тарас Бульба» (1952) он так понравился товарищу Сталину, что тот назвал его «истинно народным артистом». Указание «вождя народов» быстро претворили в жизнь – на следующий день Бондарчуку дали звание народного артиста СССР, минуя все промежуточные звания.
Его режиссерским дебютом стал пронзительный фильм «Судьба человека» (1959) по рассказу Михаила Шолохова, где он сыграл главную роль. Это принесло Бондарчуку Ленинскую премию и большой приз Московского международного кинофестиваля. Но его главным фильмом по праву считается эпопея «Война и мир» по одноименному роману Льва Толстого.
Картина снималась три года, в ней был занят весь цвет советского кино: Тихонов, Лановой, Ефремов, Кторов, Вертинская, Стржельчик, Табаков. Она точно воспроизводит как военные, так и мирные эпизоды романа. Центральной сценой монументального полотна стала Бородинская битва, съемки которой проводились с колоссальным размахом. Только в массовке было занято 15 тысяч человек, каждый из которых одет в исторический костюм и снабжен оружием. Пиротехники израсходовали 23 тонны взрывчатки и 40 тысяч литров керосина. В 1967 году за этот фильм жюри Американской киноакадемии вручило Сергею Бондарчуку главную кинематографическую премию – «Оскар».
Кино Сергея Бондарчука настолько тесно связано с жизнью, что иногда события на экране странным и страшным образом перетекают в реальность. Во время съемок великого фильма «Они сражались за Родину» умирает игравший в нем одну из главных ролей Василий Шукшин – по сюжету его, солдата отступающей армии, как будто накрыло ураганным огнем в окопе. Выход на экраны фильма «Борис Годунов», повествующего о русской Смуте начала XVII века, где Бондарчук сыграл роль царя, совпал с началом перестройки. Слова «Борис, ты не прав!», обращенные к будущему лидеру России, стали символом очередной трагической эпохи в истории страны.
Ломавший судьбы переход к рыночным отношениям погубил и самого Сергея Бондарчука, который стал первой российской жертвой продюсерского кинематографа. Он заключил с итальянской фирмой контракт на совместную экранизацию романа Шолохова «Тихий Дон» и к апрелю 1993 года отснял весь материал. После этого итальянцы за его спиной начали переговоры о прокате якобы готовой картины русского режиссера. Переговоры Бондарчука с продюсером длились девятнадцать месяцев, он уже планировал рассказать правду об этой ситуации на пресс-конференции, но не успел. 20 октября 1994 года Сергей Бондарчук умер в Москве, так и не доведя до конца свой последний фильм, который мог бы стать еще одной гордостью его создателя. Остается добавить, что фильм до сих пор не демонстрировался для широкого зрителя, а права на него принадлежат Италии и США.
Его фильмы уже стали классикой и по-прежнему рождают множество эмоций. Молодое поколение, свободное от пропагандистских штампов и более информированное, может получить из них объективное представление об истории страны, для которой состояние мира всегда было лишь передышкой перед новой войной. Однокашники, а возможно, и друзья, Сергей Бондарчук и Глеб Романов каждый по-своему олицетворяет эти состояния. Первый общеизвестен как мастер батальных сцен и исковерканных войной типажей, второй отличался легкостью и даже легкомысленностью, присущей мирному времени. Но обоих есть за что помнить...