Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Авторская песня – состояние души

Общество, 10:23, 21 сентября 2010, Екатерина ВАЙНЕР
Слушать новость
Авторская песня – состояние души. .

творчество
Тюменские барды, руководители студии «Интервал» при областном центре дополнительного образования детей и молодежи Александр и Наталья Кураповы стали лауреатами XVIII всероссийского фестиваля авторской песни «Гринландия-2010» в номинации «Дуэт».

------

«Гринландия» – фестиваль, который много лет подряд проходит в Кировской области, на берегу реки Быстрицы. Из самых дальних уголков огромной страны слетаются на «Гринландию» романтики, чтобы заявить о своем таланте, поучиться у мастеров и, наконец, просто пообщаться, встретить друзей и спеть любимую песню. Руководители тюменской музыкальной обучающей студии «Интервал» (www.interval-studio.ru) решили попробовать ее на вкус. Хотели только попробовать, а получилось – раскусить!

– Почему именно «Посвящение Баху»?

Наталья: Дело в том, что эта песня давно в нашем репертуаре, мы ее очень любим. Я ее услышала, когда училась в институте, и уже тогда она мне понравилась.

– Получается, песня написана не вами?

Наталья: Нет, сами песен не пишем.

Александр: Мы делаем аранжировку – придаем песне музыкальную форму, украшаем ее. Создаем «конфетку».

Наталья: И вот из песни «Посвящение Баху» в свое время такая «конфетка» получилась.

– И все-таки чья эта песня?

Наталья: Эта песня, по моим данным, написана Евгением Кольчужкиным. Но на одном из фестивалей у нас произошел спор с ребятами из Ульяновска, которые тоже ее исполняют. Они утверждали, что «Посвящение Баху» – песня Сергея Стеркина. Я не нашла подтверждения ни того, ни другого. В Интернете в одном из сборников бардовских произведений так  и значится: «Посвящение Баху», песня неизвестного автора.

– Чем руководствовались при выборе песни?

Наталья: На конкурс лучше заявлять то, в чем уверен. Из подготовленных и аранжированных нами песен выбирали те, которые могли бы достойно прозвучать. И опыт участия в фестивалях подсказывает, что может быть воспринято жюри и зрителем, а что пройдет незамеченным.

– Вам удалось пообщаться с мэтрами авторской песни, попасть на творческие мастерские?

Наталья: Участие в творческих мастерских обязательно для конкурсантов. Мы пошли  к Татьяне Клестовой и Илье Васину – лауреатам многих конкурсов, очень интересным исполнителям. Ранее с ними не встречались. Были и авторы, с которыми давно и хорошо знакомы. Например, дуэт «Зеленая лампа». И, конечно, мэтры: Галина Хомчик, Юлий Ким, Леонид Сергеев.

Александр: Приятно было, что члены жюри уже во время гала-концерта подходили, говорили, что им очень понравился наш дуэт.

– Кто из исполнителей запомнился?

Наталья: Многие. Выехав на новый фестиваль, в первую очередь обращаешь внимание на незнакомых исполнителей. Я уже упоминала Татьяну Клестову, Илью Васина из кировского трио. Председателем жюри основного конкурса был Александр Сафронов. Очень понравились его песни.

Александр: С музыкальной точки зрения всегда очень внимательно рассматриваю женщину с гитарой. Гитара – мужской инструмент. Хотя есть женщины, которые могут за пояс многих мужчин заткнуть. Тем не менее, если говорить о статистике звездных имен, то где они, женщины-гитаристки? Везде мужики. Но  я отметил очень хорошее владение инструментом у Любови Гребенюк из Белгорода.

– На ваш взгляд, по праву ли заслужили Гран-при трио «Святозар» из Чебоксар?

Александр: Они выбивались из контекста, звучали очень необычно. Конкурс – дело субъективное. Да  и любой концерт кому-то нравится, кому-то нет. Ребята играют в стиле фолк. Пишут сами, стилизованно. Костюмы, инструменты соответствующие: гитары, аккордеон и варган (самозвучащий язычковый народный инструмент).

– В моем представлении бардовская песня – это гитара, голос – и поехали!

Наталья: Это стереотип. В этом году некоторые наши ученики впервые побывали на Грушинском фестивале и один из них сказал:

«Я думал, будет так: под каждой сосной сидят дядьки с бородами в свитерах. И что-то поют, пока не надоест». На самом деле все по-другому: песни звучат не только у костров, но  и с концертных площадок. Очень вырос уровень исполнения, много молодых интересных авторов. Например, группа «Бандероль», лауреат прошлого года, пишет замечательные песни, да  и  набор инструментов непривычный для классики жанра.

Александр: Есть и смешение рэгги, блюза и рока. Нельзя постоянно находиться в стереотипе.

– Александр, вернемся немного в прошлое. Откуда взялась идея создать студию?

Александр: Просто хотелось заниматься музыкой, играть. Хотелось, чтобы был свой музыкальный коллектив. Но  я  никогда не подумал бы, что стану преподавать. Когда после армии поступил в Курганское училище культуры, появились единомышленники. И возникли вопросы: как играть? с кем? Я  нашел выход из ситуации: чтобы играть с людьми, которые меня окружают, надо их научить. Одному показал что-то из моего небольшого гитарного багажа, другому. Со временем процесс обучения увлек. Необходимость переросла в само собой разумеющееся: чтобы жить в доме, надо научиться его строить.

– Наталья, вы  с 1995 года солистка ансамбля. Почему именно «Интервал»?

Наталья: Я закончила в Тюмени школу, в Курган приехала работать после пединститута. Однажды попала на концерт «Интервала». Мне понравилось.

– Помогают ли  в работе семейные отношения?

Наталья: Помогают. Как говорится – одна голова хорошо, а две – лучше. Многие очень удивляются, как это мы вместе работаем. Сложился определенный образ жизни, и он нас устраивает. Если и возникают разногласия, то только на почве профессиональной деятельности.

– С какого возраста к вам лучше приходить?

Наталья: Зависит от ребенка. Среди учеников есть дети 6–7 лет, и надо отдать должное родителям – без их помощи дети с программой бы не справились. Занимаются и взрослые люди.

Александр: К каждому нужен индивидуальный подход. Иногда невозможно с первого взгляда определить, каким будет результат. Бывает так, что природой заложены хорошие музыкальные способности (чувство ритма, слух, память), но нет терпения в приобретении практических навыков. И наоборот – кто-то через трудолюбие постепенно развивает в себе способности.

– Что для вас авторская песня?

Наталья: Давно уже для себя не разделяем песни на жанры. Есть песня хорошая, есть песня плохая.

Александр: Состояние души. У некоторых песен читаешь текст – и узнаешь себя в этих стихах. Это будто про меня сочинили, про меня написали. У Евгения Евтушенко есть песня «Сережка ольховая», в нашем репертуаре недавняя находка. Я не мог долгое время пропеть ее до конца, прямо ком  к горлу подступал.

– Что бы вы пожелали родителям, которые собираются привести к вам детей?

Наталья: Верить в  своего ребенка и помогать. И, естественно, терпения.

Александр: Приходите – научим.

Фото Олега ОРЛОВА

Далее в сюжете: Ах, сколько песен спели и сколько каши съели…

творчество
Тюменские барды, руководители студии «Интервал» при областном центре дополнительного образования детей и молодежи Александр и Наталья Кураповы стали лауреатами XVIII всероссийского фестиваля авторской песни «Гринландия-2010» в номинации «Дуэт».

------

«Гринландия» – фестиваль, который много лет подряд проходит в Кировской области, на берегу реки Быстрицы. Из самых дальних уголков огромной страны слетаются на «Гринландию» романтики, чтобы заявить о своем таланте, поучиться у мастеров и, наконец, просто пообщаться, встретить друзей и спеть любимую песню. Руководители тюменской музыкальной обучающей студии «Интервал» (www.interval-studio.ru) решили попробовать ее на вкус. Хотели только попробовать, а получилось – раскусить!

– Почему именно «Посвящение Баху»?

Наталья: Дело в том, что эта песня давно в нашем репертуаре, мы ее очень любим. Я ее услышала, когда училась в институте, и уже тогда она мне понравилась.

– Получается, песня написана не вами?

Наталья: Нет, сами песен не пишем.

Александр: Мы делаем аранжировку – придаем песне музыкальную форму, украшаем ее. Создаем «конфетку».

Наталья: И вот из песни «Посвящение Баху» в свое время такая «конфетка» получилась.

– И все-таки чья эта песня?

Наталья: Эта песня, по моим данным, написана Евгением Кольчужкиным. Но на одном из фестивалей у нас произошел спор с ребятами из Ульяновска, которые тоже ее исполняют. Они утверждали, что «Посвящение Баху» – песня Сергея Стеркина. Я не нашла подтверждения ни того, ни другого. В Интернете в одном из сборников бардовских произведений так  и значится: «Посвящение Баху», песня неизвестного автора.

– Чем руководствовались при выборе песни?

Наталья: На конкурс лучше заявлять то, в чем уверен. Из подготовленных и аранжированных нами песен выбирали те, которые могли бы достойно прозвучать. И опыт участия в фестивалях подсказывает, что может быть воспринято жюри и зрителем, а что пройдет незамеченным.

– Вам удалось пообщаться с мэтрами авторской песни, попасть на творческие мастерские?

Наталья: Участие в творческих мастерских обязательно для конкурсантов. Мы пошли  к Татьяне Клестовой и Илье Васину – лауреатам многих конкурсов, очень интересным исполнителям. Ранее с ними не встречались. Были и авторы, с которыми давно и хорошо знакомы. Например, дуэт «Зеленая лампа». И, конечно, мэтры: Галина Хомчик, Юлий Ким, Леонид Сергеев.

Александр: Приятно было, что члены жюри уже во время гала-концерта подходили, говорили, что им очень понравился наш дуэт.

– Кто из исполнителей запомнился?

Наталья: Многие. Выехав на новый фестиваль, в первую очередь обращаешь внимание на незнакомых исполнителей. Я уже упоминала Татьяну Клестову, Илью Васина из кировского трио. Председателем жюри основного конкурса был Александр Сафронов. Очень понравились его песни.

Александр: С музыкальной точки зрения всегда очень внимательно рассматриваю женщину с гитарой. Гитара – мужской инструмент. Хотя есть женщины, которые могут за пояс многих мужчин заткнуть. Тем не менее, если говорить о статистике звездных имен, то где они, женщины-гитаристки? Везде мужики. Но  я отметил очень хорошее владение инструментом у Любови Гребенюк из Белгорода.

– На ваш взгляд, по праву ли заслужили Гран-при трио «Святозар» из Чебоксар?

Александр: Они выбивались из контекста, звучали очень необычно. Конкурс – дело субъективное. Да  и любой концерт кому-то нравится, кому-то нет. Ребята играют в стиле фолк. Пишут сами, стилизованно. Костюмы, инструменты соответствующие: гитары, аккордеон и варган (самозвучащий язычковый народный инструмент).

– В моем представлении бардовская песня – это гитара, голос – и поехали!

Наталья: Это стереотип. В этом году некоторые наши ученики впервые побывали на Грушинском фестивале и один из них сказал:

«Я думал, будет так: под каждой сосной сидят дядьки с бородами в свитерах. И что-то поют, пока не надоест». На самом деле все по-другому: песни звучат не только у костров, но  и с концертных площадок. Очень вырос уровень исполнения, много молодых интересных авторов. Например, группа «Бандероль», лауреат прошлого года, пишет замечательные песни, да  и  набор инструментов непривычный для классики жанра.

Александр: Есть и смешение рэгги, блюза и рока. Нельзя постоянно находиться в стереотипе.

– Александр, вернемся немного в прошлое. Откуда взялась идея создать студию?

Александр: Просто хотелось заниматься музыкой, играть. Хотелось, чтобы был свой музыкальный коллектив. Но  я  никогда не подумал бы, что стану преподавать. Когда после армии поступил в Курганское училище культуры, появились единомышленники. И возникли вопросы: как играть? с кем? Я  нашел выход из ситуации: чтобы играть с людьми, которые меня окружают, надо их научить. Одному показал что-то из моего небольшого гитарного багажа, другому. Со временем процесс обучения увлек. Необходимость переросла в само собой разумеющееся: чтобы жить в доме, надо научиться его строить.

– Наталья, вы  с 1995 года солистка ансамбля. Почему именно «Интервал»?

Наталья: Я закончила в Тюмени школу, в Курган приехала работать после пединститута. Однажды попала на концерт «Интервала». Мне понравилось.

– Помогают ли  в работе семейные отношения?

Наталья: Помогают. Как говорится – одна голова хорошо, а две – лучше. Многие очень удивляются, как это мы вместе работаем. Сложился определенный образ жизни, и он нас устраивает. Если и возникают разногласия, то только на почве профессиональной деятельности.

– С какого возраста к вам лучше приходить?

Наталья: Зависит от ребенка. Среди учеников есть дети 6–7 лет, и надо отдать должное родителям – без их помощи дети с программой бы не справились. Занимаются и взрослые люди.

Александр: К каждому нужен индивидуальный подход. Иногда невозможно с первого взгляда определить, каким будет результат. Бывает так, что природой заложены хорошие музыкальные способности (чувство ритма, слух, память), но нет терпения в приобретении практических навыков. И наоборот – кто-то через трудолюбие постепенно развивает в себе способности.

– Что для вас авторская песня?

Наталья: Давно уже для себя не разделяем песни на жанры. Есть песня хорошая, есть песня плохая.

Александр: Состояние души. У некоторых песен читаешь текст – и узнаешь себя в этих стихах. Это будто про меня сочинили, про меня написали. У Евгения Евтушенко есть песня «Сережка ольховая», в нашем репертуаре недавняя находка. Я не мог долгое время пропеть ее до конца, прямо ком  к горлу подступал.

– Что бы вы пожелали родителям, которые собираются привести к вам детей?

Наталья: Верить в  своего ребенка и помогать. И, естественно, терпения.

Александр: Приходите – научим.

Фото Олега ОРЛОВА



Ранее в сюжете

Легендарный тридцатый маршрут пройден!

10

Ловкие и смелые «упоровские ратники»

10

В России ограничили доступ к мессенджеру Viber

13 декабря

Модель управления Тюменским кампусом высоко оценили в Минобрнауки России

13 декабря