Судьбы Романовых в судьбе Сибири
духовность
11–12 сентября в Тобольске состоялся международный форум «Судьбы Романовых в судьбе Сибири». Сибирское гостеприимство всем хорошо известно, и для нас стало уже доброй традицией подобные форумы проводить в «стольном граде Тоболеске». В кремле все царственно, державно, во всем ощущается спокойное величие. Потрясающая ширь, размах – просто дух захватывает, когда стоишь на смотровой площадке Свято-Троицкого мыса у белокаменных стен кремля. Видится словно одно небо во все стороны и нижний посад у подошвы холма. Сибиряки, как правило, гордо-застенчивы в проявлении чувств, но здесь как не расчувствоваться, не понять и не влюбиться в Сибирь-матушку. В древней столице легко говорить о том, что без веры и Родины для нас жизни нет, о могучести той Сибири, которую принято считать настоящей. Да мало ли сокровенного у нас на сердце…
------
Почему-то, когда речь заходит о царях в судьбе Сибири, чаще всего говорят о последнем царе Николае. Но это в корне неверно. Летописи гласят, что Сибирь на царя Ивана Грозного «как с неба свалилась», когда послы Ермака принесли ему в дар сибирские меха и известие о том, что войско хана Кучума разбито, а удальцы казаки вместе с атаманом заняли столицу Сибирского ханства – Искер. Но Сибирь легко досталась Русскому царству, да нелегко осваивалась. При сыне Ивана Грозного, царе Федоре Ивановиче, в далеком неведомом краю были заложены первые русские города – Тюмень и Тобольск. После смерти Бориса Годунова начались окаянные дни, Смута, когда Русского государства как такового уже не существовало. Один за другим в русские пределы вторгались самозванцы, то Лжедмитрий, то Тушинский вор.
Парадокс: на Русской равнине рыскали шайки мародеров, люди боялись людей, прятались в непроходимые лесные чащи, спасались в звериных норах, а в Сибири отважные казаки «ставили» город за городом, продвигаясь все глубже в «страны полунощные».
● Путь пролагали молитвой
За века трудной, нелегкой истории у Руси сложился свой, особый способ присоединения и освоения новых земель – монастырская колонизация. Подальше от суеты мира, в первозданные дебри, уходил какой-нибудь подвижник. Но монах уходит от мира, а мир идет за ним. Со временем вокруг его кельи поселялись крестьяне, распахивали пашню, образовывалась слобода. Тогда ученики подвижника уходили еще дальше, ища пустынное место, где близко Небо и ничто не отвлекает от разговора с Богом.
В Сибири случилось чуть иначе. После Смуты обескровленная Русь вышла с разграбленной, пустой казной. На окраину государства за Уралом смотрели прежде всего как на источник пополнения казны за счет сказочного богатства – мехов (и достался же нам удел сырьевого придатка!). Но ведь меха же надо еще собрать у местных народов, доставить в столицу, а кто будет этим заниматься? Слухи о беспределе, творящемся в Сибири, доходили до Москвы.
В суровый край ссылали воров, душегубцев, разбойников. К тому же в безбрежной тайге скрылись те, кому было за что избегать встречи с «оком государевым».
Воеводы сибирские управиться с ними не могли, да не очень-то об этом и радели, чувствуя себя этакими сибирскими царьками, нещадно обдирая первых переселенцев и коренные народы. Дела вершились по тому, кто сколько дал «посулов» и «поминок» – по-нынешнему взяток. Чтобы исправить нравы первых сибиряков, закрепить за собой новые гигантские территории, государство опиралось на Церковь.
Религия для простого народа во все века служила сдерживающим началом в его страстях, а христианизация местных народов была залогом надежности – единоверцы не предадут. Но на громадной территории от Урала до Енисея, куда к тому времени дошли отважные землепроходцы, было всего пять-шесть священников! В 1620 году учредили Сибирскую епархию.
Первый сибирский архиепископ Киприан должен был «…поучать боярина, воеводу и мирских людей с умилением, а не станут слушать – говорить им с запрещением, если же и после поучения и смирения не уймутся, то писать царю и отцу его Патриарху». С местными народами предписывалось обращаться с «лаской, а не жесточью», чтобы ничем их не «ожесточить». Всеми силами государство стремилось оградить алчность купцов, чтобы на сибирских просторах она не переросла в жестокость. А уж как это получилось – другой вопрос.
Нельзя забывать, что Романовы «собирали» сибирские земли вместе с Церковью.
● Отец и сын. Завещание
В сердце последнего из династии Романовых, Николая II, на весь его царственный путь вошли заветы отца, сказанные ему незадолго до кончины. «Тебе предстоит взять с плеч моих тяжелый груз государственной власти и нести его до могилы, так же, как нес его я и несли предки. Я передаю тебе царство, Богом мне врученное.
Я принял его тринадцать лет тому назад от истекавшего кровью отца… твой дед с высоты престола провел много важных реформ, направленных на благо русского народа. В награду за это он получил от «русских» революционеров бомбу и смерть…
В тот трагический путь предо мною стал вопрос: какой дорогой идти? По той ли, на которую меня толкало так называемое «передовое общество», зараженное либеральными идеалами Запада, или по той, которую мне предсказало мое собственное убеждение, мой высший священный долг Государя и моя совесть. Я избрал мой путь. Либералы окрестили его реакционным. Меня интересовало только благо моего народа и величие России. Я стремился дать внутренний и внешний мир, чтобы государство могло спокойно развиваться, нормально крепнуть, богатеть и благоденствовать. Самодержавие создало историческую индивидуальность России. Рухнет самодержавие, не дай Бог, рухнет и сама Россия. Падение исконной русской власти откроет бесконечную эру смут и кровавых междоусобиц.
Я завещаю тебе любить все, что служит ко благу, чести и достоинству России. Охраняй самодержавие, памятуя при том, что ты несешь ответственность за судьбу твоих подданных пред Престолом Всевышнего. Вера в Бога и в святость твоего царского долга да будет для тебя основой твоей жизни. Будь тверд и мужественен, не проявляй никогда слабости. Выслушивай всех, в этом нет ничего зазорного, но слушайся только самого себя и своей совести. В политике внешней держись независимости. Помни, у России нет друзей. Нашей огромности боятся. Избегай войн. В политике внутренней – прежде всего, покровительствуй Церкви. Она не раз спасала Россию в годины бед. Укрепляй семью, потому что она – основа всякого государства».
И так повернулась история, что это завещание отца сыну сбылось...
● Послесловие к форуму
Участники форума были единодушны: подготовку к 400-летнему юбилею дома Романовых, который состоится в 2013 году, надо начинать уже сейчас. Юбилейные торжества должны послужить поводом для глубокого переосмысления того периода, когда они правили Российской империей, потому что прежнее однозначное и категорическое отношение к царской России ушло в прошлое.
Последнего из династии, царя Николая II, представляли то жестоким и кровавым, то недалеким и слабовольным, то скрытным и равнодушным, озабоченным только семьей, находящимся под чьим-то влиянием. Ничего подобного! Близкие люди утверждают, что это была «железная рука в бархатных перчатках». Это был человек сильной воли и любящего сердца, чистой совести, верности возложенному на него священному царскому служению России, ее народу.
Но идеализировать прошлое нельзя, ведь случился же Октябрьский переворот. Ученым, историкам, философам, богословам, экономистам предстоит выявить глубину противоречивого развития империи, прежде всего в духовной и социальной жизни народа, в экономическом и государственном строе, в области искусства, философии, образования и науки…
«Царская тема» занимает свое особое место в духовном осмыслении и постижении судьбы Сибири. С первыми Романовыми, Патриархом Филаретом и его царственным сыном Михаилом Федоровичем, связано освоение, закрепление за Русью наших земель, а их потомку довелось в Тобольске томиться в унизительном заточении. Здесь все семейство крепло духом, чтобы просиять для венца страстотерпцев. Началась династия в Ипатьевском монастыре, завершилась в доме инженера Ипатьева, совпадение зловещее.
В докладах участников форума часто звучала мысль, что от верного понимания и глубокого осмысления царствования Романовых зависит не только история России, но и ее влияние на современность и будущность русского народа, страны, государственности. Восстановление истинного облика нашего прошлого – не просто дело времени, а главное условие выхода нашего народа из того кризиса бездуховности, в котором он пребывает.
Пока сибиряки остались безучастны к Царским дням в Тобольске, но перед нами опыт проведения Царских дней в Екатеринбурге. Десятки тысяч людей со всего мира съезжаются на молитву в места, где пролилась святая кровь. Это не дни скорби, а дни праздника, торжества добра над злом. Величественные, потрясающие дни народного единения. Впечатление непередаваемое. Сколько здесь светлых и мудрых лиц, сколько многодетных православных семей, которые участвуют в крестном ходе вместе с детьми. Люди приезжают на Урал, чтобы поучиться у венценосной семьи жертвенности и самоотверженности. Сегодня мы и позабыли, что без этого настоящей семьи не бывает.
В эти дни понимаешь, что значит молиться за Россию.
И у нас в Сибири, Тюмени и Тобольске власть светская и Церковь может организовать масштабные торжества, которые бы всколыхнули народ и показали, как сибиряки чтят святых Царственных страстотерпцев. Не правда ли?