Стоит ли сравнивать?
рынок
Почему человек, практически не знакомый с фондовым рынком, но готовый купить акции какой-нибудь российской компании, в подавляющем большинстве случаев предпочтет Газпром… ну, допустим, АвтоВАЗу?
------
Какой логике он будет следовать при покупке? Послушает совет брокера? Купит только потому, что Газпром на слуху, популярен в массах и все такое? Или пойдет дальше, нарисует графики и углубится в фундаментальный анализ? По сути, все это не так уж и важно. Суровая действительность такова: акции АвтоВАЗа, как и его продукцию, покупают реже и менее охотно, чем Газпрома.
Здесь мы не ответим, почему так происходит. Просто попытаемся сравнить. За последние четыре недели, с 17 августа по 14 сентября, российский рынок акций вырос на 3 процента по индексу ММВБ и на 1,98 процента по индексу РТС. Вес Газпрома в базе расчета индекса ММВБ составляет 14,6 процента, индекса РТС – 15 процентов. Бумаги, занявшие верхние строчки нашей таблицы итогов (названия компаний хоть и знакомы, но, согласитесь, все же менее на слуху, чем Газпром), в составе главных фондовых индексов страны представлены только обыкновенными акциями Ростелекома – 0,82 процента веса в индексе ММВБ. Несмотря на это, за последний месяц только и разговоров было, что о Ростелекоме и АвтоВАЗе.
Еще в августе рынок взбудоражило обещание главы Связь-инвеста выплатить 10 процентов чистой прибыли в виде дивидендов держателям привилегированных акций Ростелекома. Когда реорганизация холдинга наконец-то завершится (ближе к весне следующего года), прибыль объединенной компании, согласно прогнозам, увеличится примерно в шесть раз. А количество привилегированных акций останется прежним. Идея, на первый взгляд простая и понятная, взвинтила спрос, а с ним и цену – плюс 40 процентов за четыре дня. Красота.
Не успели трейдеры прийти в себя после такого шока, как на российском рынке появилась другая «суперидея». С середины августа заметно подросли акции АвтоВАЗа. На чем и почему – мнения до сих пор расходятся. Одни связывают это с ожида-емой дополнительной эмиссией и обязательным выкупом акций по ценам гораздо выше рыночных. Другие с улыбкой вспоминают Путина, который за рулем «Лады Калины» решил проверить трассу от Читы до Хабаровска. Кто-то даже предположил, что конвейер компании сумел поразить общественность неожиданно хорошим автомобилем. С наступлением осени АвтоВАЗу потребовалось еще три дня, чтобы удвоить цену. Бывает и такое.
Речь не о том, что лично вы должны были исполнить смертельный номер, купив эти акции 1 сентября и продав по максимуму (а потом долго, терзая калькулятор, пересчитывать доходность в процентах годовых). Просто бумаги АвтоВАЗа могли случайно заваляться в вашем портфеле с незапамятных времен, а тут как раз представился случай о них вспомнить (похожим образом приносят пользу своим акционерам «Аптеки 36,6» – взлет с 80 до 135 рублей все в те же первые сентябрьские дни).
В общем, если соберетесь прикупить чего-нибудь сроком на один месяц, еще раз внимательно посмотрите нашу таблицу. Ваш инвестиционный горизонт гораздо дальше? Пожалуйста, вот факты: с начала 2010 года акции Газпрома упали в цене на 11 процентов. За тот же период котировки обыкновенных акций АвтоВАЗа выросли на 67,4 процента, привилегированных – на 78,7 процента. Не все так просто, как может показаться.
Виталий ВОЙТЮК,
финансовая компания «Приоритет»