Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Важен голос каждого гражданина

Слушать новость
Важен голос каждого гражданина. .

право
10 октября текущего года состоится единый день голосования. Активная гражданская позиция, «кошелек» избирательных кампаний, конституционные права граждан и другие вопросы стали темой беседы с  директором института государства и права ТюмГУ, доктором юридических наук Максимом Матейковичем.

------

• О гражданской позиции


– Максим Станиславович, насколько важны выборы и активная гражданская позиция? Многие помнят период, когда мы жили в другой стране, в которой выбора практически не было.

– В советский период выборы проводились по строго ранжированной системе и в избирательный бюллетень включался только один кандидат. Естественно, это создавало ощущение, что выбор предоп-ределен. Правда, следует учесть, что проводилась большая предварительная работа: один-единственный кандидат не мог попасть в избирательный бюллетень случайно. Шел серьезный отбор по различным критериям: по возрасту, производственной деятельности, опыту работы... Конечно, существовала проблема с механизмом агитации, с тем, как можно отстаивать свои позиции, доказывать, что тот или иной кандидат лучший и т. д. Но как только в стране появились такие возможности, стала набирать обороты гласность, начали зарождаться общественно-политические движения, политические партии, безальтернативная система выборов дала сбой.

В настоящее время в стране действуют крупные политические партии. Они состоялись и могут позволить себе выдвигать кандидатов в депутаты всех уровней, включая сельские поселения. Они обладают серьезными финансовыми ресурсами, в состоянии контролировать процесс проведения выборов, вести эффективную предвыборную агитацию, назначать уполномоченных финансовых представителей... Одним словом, все партии имеют равные шансы на то, чтобы добиться успеха. Даже апелляции на административный ресурс, который якобы способствует одной партии, скорее всего беспочвенны в настоящее время, потому что  в современных условиях не всегда административный ресурс срабатывает в пользу того, за кого агитируют.

Действительно, в настоящее время выборы проходят демократические, и если люди хотят каким-либо образом изменить жизнь в поселении, районе или городе, то они должны не игнорировать их, а приходить на избирательные участки и путем голосования отстаивать свою позицию.

• О «кошельке» и правах


– Выборы – процесс не из дешевых. Из чего складывается «кошелек» избирательных кампаний?

– Значительная доля расходов на избирательную кампанию связана с изготовлением бюллетеней, финансированием деятельности избирательных комиссий, плюс транспорт, охрана и другое. Что касается избирательной кампании отдельного кандидата в депутаты, то ее могут профинансировать политическая партия, сам кандидат. Он может попросить о помощи физических или юридических лиц. Добавлю, что эффективность кампании местного масштаба, как правило, зависит не от количества затраченных средств, а от живого контакта кандидатов с избирателями.

– Что бы вы сказали о предыдущих избирательных кампаниях в связи с обеспечением конституционных прав граждан?

– Каждая избирательная кампания в России проходит по новому закону или существенно измененному старому, что является, на мой взгляд, недостатком. Поправки вызваны тем, что  у каждой прошедшей избирательной кампании имелся какой-то изъян, причем это вина участников выборов, которые пытаются найти лазейки или пробелы в законодательстве, чтобы применять некорректные избирательные технологии. Естественно, законодатель вынужден на них реагировать и вносить поправки. Например, не так давно мы вполне лояльно относились к досрочному голосованию, считалось нормальным, когда пятая часть голосовала ранее назначенного времени. Сейчас же оно полностью отменено. Или возьмем такое явление, как голосование против всех кандидатов, – некоторые выборы признавались несостоявшимися в силу того, что большинство избирателей проголосовало именно против всех. Теперь от этого тоже отказались.

– Насколько продвинулось вперед развитие избирательного законодательства?

– По моему мнению, это наиболее динамичная отрасль права. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» со времени принятия в 2002 году претерпел около сорока изменений. Это довольно много и в какой-то мере затрудняет его использование. С научной точки зрения я сторонник того, что было бы неплохо провести хотя бы две кампании по одним правилам.

– Осенью состоятся выборы в органы представительной власти в ряд муниципалитетов Тюменской области. Статья № 3 Конституции РФ говорит, что высшим непосредственным выражением народовластия являются референдум и свободные выборы. Бытует мнение, что весь процесс голосования заключается в том, чтобы опустить бюллетень в урну и забыть. Вы согласны с этим утверждением?

– Процесс голосования не начинается и не заканчивается возле урны. Каждый человек имеет право на то, чтобы выдвинуть свою кандидатуру в депутаты, многие работают в участковых избирательных комиссиях, другие занимаются предвыборной агитацией, то есть до дня голосования можно использовать разные формы участия в избирательной кампании. После выборов идет большая кропотливая работа по подсчету голосов. В целом очень много людей вовлечено в этот процесс и относиться к нему нужно ответственно.
Никто не запрещает человеку проявлять гражданскую активность, приходить к депутату с обращениями, требованиями, жалобами или предложениями. Я являюсь депутатом Тюменской городской Думы, и количество обращений, которые поступают в месяц по различным вопросам (причем они не всегда касаются моего избирательного участка), переваливает за сотню. В основном это бесплатные юридические консультации.

– Ваша диссертация посвящена охране избирательных прав граждан. В чем заключается охрана, поясните, пожалуйста?

– Защита состоит в эффективной деятельности судов, избирательных комиссий. Важно, чтобы каждый человек, придя на участок, был уверен, что его голос учтут и его мнение отразится на результатах голосования и итогах выборов в целом.

• 99,9 процента


– Максим Станиславович, что бы вы сказали об активности избирателей?

– Она не поддается четкому прогнозу. В условиях, допустим, благоприятной экономической ситуации у людей появляется больший интерес к выборам. Кризисные явления, чересчур частое проведение выборов, наоборот, снижают активность и люди неохотно идут на избирательные участки. Современное законодательство не содержит минимального порога явки (считаю это удачным решением), поэтому нет возможности сорвать выборы.

– Как вы относитесь к таким результатам, как явка на избирательные участки 99,9 процента?

– Положительно. Такие результаты у нас фиксируются только в сельской местности и в этом нет ничего удивительного – сельские жители более организованны, более ответственны. К тому же на селе не так много ярких мероприятий и возможность проголосовать для многих действительно событие, праздник.

– Насколько важен муниципальный уровень представительной власти?

– Можно дискутировать о том, не слишком ли много у нас представительных органов, поскольку благодаря уровню сельских поселений количество депутатов в стране переваливает за сотни тысяч. Тем не менее надо иметь в виду, что чем больше у человека возможностей управлять делами государства, области, района или села, тем больше он будет заинтересован, чтобы его сельское поселение успешнее развивалось, было чище, благоустроеннее, красивее. Ему ведь надо будет смотреть в глаза людям. Конечно, не каждый может стать депутатом Госдумы или областной Думы, но шанс стать сельским депутатом есть практически у каждого, были бы желание, активность, знания, уважение и доверие селян. Сельские Думы не слишком затратные, не так много средств тратится на их содержание, но они позволяют большому числу людей приобщиться к управлению делами своего муниципального образования.

• О партиях и беспартийных


– В стране насчитывается семь политических партий: четыре парламентские («Единая Россия», «Справедливая Россия», ЛДПР, КПРФ) и три так называемые малые партии («Яблоко», «Правое дело», «Патриоты Росии»). А как быть беспартийным?

– Законодательство о выборах позволяет политическим партиям выдвигать не только своих членов, но  и сторонников и даже беспартийных. Поэтому любой беспартийный может стать депутатом. На уровне муниципальных выборов возможно выдвижение кандидатов не только политическими партиями, но  и другими общественными объединениями. Что касается вступления в партийные ряды, то это делается только на добровольной основе. К слову, некоторые партии уже сдерживают поток желающих вступить в их ряды.

– Скажите, не слишком ли сложны выборы депутатов по смешанной системе (по одномандатным округам и партийным спискам), мажоритарной и пропорциональной системе и по плечу ли они молодым политическим партиям?

– Поскольку партий всего семь, то, думаю, никаких сложностей нет. Когда у нас только-только зарождалась демократия в 90-х годах, в избирательный бюллетень вносилось от 30 до 40 партий и по объему он представлял собой нечто вроде газеты. Тем не менее люди голосовали, и недействительных бюллетеней было не так уж  и много. Поэтому в настоящее время, когда партийная система стабилизировалась и количество партий в стране примерно такое же, как  и во всем мире, то каких-либо проблем с использованием той или иной системы нет. У каждой системы есть свои плюсы и минусы, и ни одно государство планеты еще не нашло оптимального баланса.
Мажоритарная система, когда голосуют за конкретного кандидата, хороша тем, что люди знают, кого выбирают. Но cлучается, что при такой системе избираются те, кто не пользуется поддержкой большинства граждан.

Пропорциональная система (голосование по партийным спискам) позволяет учесть в парламенте все взгляды и все позиции. С другой стороны, в партии могут быть люди, которых избиратели не знают.

Эти недостатки непреодолимы, но ничего лучше пока не придумали.

• О депутатском кресле


– С 1 января 2011 года вступает в силу положение о новых принципах выбора представителей в Совет Федерации Федерального собрания РФ. В соответствии с данной новеллой, членом Совета Федерации может стать только депутат либо регионального, либо муниципального уровней. Следовательно, муниципальные выборы становятся для ряда кандидатов потенциальным «мостиком» для избрания в Совет Федерации РФ. Не означает ли это, что борьба за кресло депутата ожесточится?

– Совершенно верно. Примерно десять лет назад со стороны политических партий наблюдалось полное отсутствие внимания к сельским выборам. Сейчас же все партии активно выдвигают своих кандидатов в каждом муниципальном образовании. Более того, представители политических партий имеют большие шансы на избрание.

– Есть такая поговорка: чем хуже, тем лучше, а скандал нередко обеспечивает известность.

– Считаю, что каждый кандидат в депутаты должен прежде всего преподносить свои успехи или достижения, а не искать недостатки у соперников. На мой взгляд, надо выбирать лучшего среди лучших.

– Не кажется ли вам, что активность политических партий возрастает к избирательным кампаниям, а потом сходит на нет?

– В условиях, когда выборы проводятся практически дважды в год, активности некогда повышаться и увядать – она довольно равномерна. В принципе партии и созданы для того, чтобы участвовать в выборах. Если партия в них не участвует, то по закону она подлежит ликвидации, поэтому ей ничего не остается делать, как повышать свою активность.

• О поправках и достойном выборе


– Законодательство постоянно совершенствуется, избирателю порой бывает трудно уследить за изменениями правил предвыборного соперничества. Что необходимо предпринимать для повышения правовой грамотности?

– Уверен, что рядовому избирателю хватает той грамотности, которую он приобретает в школе, техникуме, колледже или вузе. Человек, приходя на участок, зачастую принимает решение в кабинке для тайного голосования – ему достаточно прочитать бюллетень и увидеть, что это достойный уважаемый человек, тем более на селе все друг друга практически знают и там сложно обмануть избирателей. Что касается кандидатов, то многие из них привлекают юристов для ведения избирательной кампании, поскольку законодательство довольно сложное и в нем много подводных камней.

– Нередко кандидаты от партий утрачивают связь с избирателями. С другой стороны, депутаты не должны заниматься решением коммунально-бытовых вопросов. Как вы думаете, не отменят ли  в будущем одномандатные округа?

– Такие идеи высказываются, и в последнее время приоритет действительно отдавался голосованию по партийным спискам. На мой взгляд, одномандатные округа должны сохраняться, пусть и в неполном объеме. Конечно, может показаться, что депутат не должен заниматься коммунальными проблемами. Но куда человеку обратиться? К депутату ему попасть гораздо проще, чем  к многим чиновникам. Я живу в своем избирательном округе и все коммунальные проблемы мне понятны.

Приближающиеся выборы не следует игнорировать. Действительно, от местных депутатов многое зависит. Поэтому важно прийти на избирательные участки и выбрать достойных людей.

право
10 октября текущего года состоится единый день голосования. Активная гражданская позиция, «кошелек» избирательных кампаний, конституционные права граждан и другие вопросы стали темой беседы с  директором института государства и права ТюмГУ, доктором юридических наук Максимом Матейковичем.

------

• О гражданской позиции


– Максим Станиславович, насколько важны выборы и активная гражданская позиция? Многие помнят период, когда мы жили в другой стране, в которой выбора практически не было.

– В советский период выборы проводились по строго ранжированной системе и в избирательный бюллетень включался только один кандидат. Естественно, это создавало ощущение, что выбор предоп-ределен. Правда, следует учесть, что проводилась большая предварительная работа: один-единственный кандидат не мог попасть в избирательный бюллетень случайно. Шел серьезный отбор по различным критериям: по возрасту, производственной деятельности, опыту работы... Конечно, существовала проблема с механизмом агитации, с тем, как можно отстаивать свои позиции, доказывать, что тот или иной кандидат лучший и т. д. Но как только в стране появились такие возможности, стала набирать обороты гласность, начали зарождаться общественно-политические движения, политические партии, безальтернативная система выборов дала сбой.

В настоящее время в стране действуют крупные политические партии. Они состоялись и могут позволить себе выдвигать кандидатов в депутаты всех уровней, включая сельские поселения. Они обладают серьезными финансовыми ресурсами, в состоянии контролировать процесс проведения выборов, вести эффективную предвыборную агитацию, назначать уполномоченных финансовых представителей... Одним словом, все партии имеют равные шансы на то, чтобы добиться успеха. Даже апелляции на административный ресурс, который якобы способствует одной партии, скорее всего беспочвенны в настоящее время, потому что  в современных условиях не всегда административный ресурс срабатывает в пользу того, за кого агитируют.

Действительно, в настоящее время выборы проходят демократические, и если люди хотят каким-либо образом изменить жизнь в поселении, районе или городе, то они должны не игнорировать их, а приходить на избирательные участки и путем голосования отстаивать свою позицию.

• О «кошельке» и правах


– Выборы – процесс не из дешевых. Из чего складывается «кошелек» избирательных кампаний?

– Значительная доля расходов на избирательную кампанию связана с изготовлением бюллетеней, финансированием деятельности избирательных комиссий, плюс транспорт, охрана и другое. Что касается избирательной кампании отдельного кандидата в депутаты, то ее могут профинансировать политическая партия, сам кандидат. Он может попросить о помощи физических или юридических лиц. Добавлю, что эффективность кампании местного масштаба, как правило, зависит не от количества затраченных средств, а от живого контакта кандидатов с избирателями.

– Что бы вы сказали о предыдущих избирательных кампаниях в связи с обеспечением конституционных прав граждан?

– Каждая избирательная кампания в России проходит по новому закону или существенно измененному старому, что является, на мой взгляд, недостатком. Поправки вызваны тем, что  у каждой прошедшей избирательной кампании имелся какой-то изъян, причем это вина участников выборов, которые пытаются найти лазейки или пробелы в законодательстве, чтобы применять некорректные избирательные технологии. Естественно, законодатель вынужден на них реагировать и вносить поправки. Например, не так давно мы вполне лояльно относились к досрочному голосованию, считалось нормальным, когда пятая часть голосовала ранее назначенного времени. Сейчас же оно полностью отменено. Или возьмем такое явление, как голосование против всех кандидатов, – некоторые выборы признавались несостоявшимися в силу того, что большинство избирателей проголосовало именно против всех. Теперь от этого тоже отказались.

– Насколько продвинулось вперед развитие избирательного законодательства?

– По моему мнению, это наиболее динамичная отрасль права. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» со времени принятия в 2002 году претерпел около сорока изменений. Это довольно много и в какой-то мере затрудняет его использование. С научной точки зрения я сторонник того, что было бы неплохо провести хотя бы две кампании по одним правилам.

– Осенью состоятся выборы в органы представительной власти в ряд муниципалитетов Тюменской области. Статья № 3 Конституции РФ говорит, что высшим непосредственным выражением народовластия являются референдум и свободные выборы. Бытует мнение, что весь процесс голосования заключается в том, чтобы опустить бюллетень в урну и забыть. Вы согласны с этим утверждением?

– Процесс голосования не начинается и не заканчивается возле урны. Каждый человек имеет право на то, чтобы выдвинуть свою кандидатуру в депутаты, многие работают в участковых избирательных комиссиях, другие занимаются предвыборной агитацией, то есть до дня голосования можно использовать разные формы участия в избирательной кампании. После выборов идет большая кропотливая работа по подсчету голосов. В целом очень много людей вовлечено в этот процесс и относиться к нему нужно ответственно.
Никто не запрещает человеку проявлять гражданскую активность, приходить к депутату с обращениями, требованиями, жалобами или предложениями. Я являюсь депутатом Тюменской городской Думы, и количество обращений, которые поступают в месяц по различным вопросам (причем они не всегда касаются моего избирательного участка), переваливает за сотню. В основном это бесплатные юридические консультации.

– Ваша диссертация посвящена охране избирательных прав граждан. В чем заключается охрана, поясните, пожалуйста?

– Защита состоит в эффективной деятельности судов, избирательных комиссий. Важно, чтобы каждый человек, придя на участок, был уверен, что его голос учтут и его мнение отразится на результатах голосования и итогах выборов в целом.

• 99,9 процента


– Максим Станиславович, что бы вы сказали об активности избирателей?

– Она не поддается четкому прогнозу. В условиях, допустим, благоприятной экономической ситуации у людей появляется больший интерес к выборам. Кризисные явления, чересчур частое проведение выборов, наоборот, снижают активность и люди неохотно идут на избирательные участки. Современное законодательство не содержит минимального порога явки (считаю это удачным решением), поэтому нет возможности сорвать выборы.

– Как вы относитесь к таким результатам, как явка на избирательные участки 99,9 процента?

– Положительно. Такие результаты у нас фиксируются только в сельской местности и в этом нет ничего удивительного – сельские жители более организованны, более ответственны. К тому же на селе не так много ярких мероприятий и возможность проголосовать для многих действительно событие, праздник.

– Насколько важен муниципальный уровень представительной власти?

– Можно дискутировать о том, не слишком ли много у нас представительных органов, поскольку благодаря уровню сельских поселений количество депутатов в стране переваливает за сотни тысяч. Тем не менее надо иметь в виду, что чем больше у человека возможностей управлять делами государства, области, района или села, тем больше он будет заинтересован, чтобы его сельское поселение успешнее развивалось, было чище, благоустроеннее, красивее. Ему ведь надо будет смотреть в глаза людям. Конечно, не каждый может стать депутатом Госдумы или областной Думы, но шанс стать сельским депутатом есть практически у каждого, были бы желание, активность, знания, уважение и доверие селян. Сельские Думы не слишком затратные, не так много средств тратится на их содержание, но они позволяют большому числу людей приобщиться к управлению делами своего муниципального образования.

• О партиях и беспартийных


– В стране насчитывается семь политических партий: четыре парламентские («Единая Россия», «Справедливая Россия», ЛДПР, КПРФ) и три так называемые малые партии («Яблоко», «Правое дело», «Патриоты Росии»). А как быть беспартийным?

– Законодательство о выборах позволяет политическим партиям выдвигать не только своих членов, но  и сторонников и даже беспартийных. Поэтому любой беспартийный может стать депутатом. На уровне муниципальных выборов возможно выдвижение кандидатов не только политическими партиями, но  и другими общественными объединениями. Что касается вступления в партийные ряды, то это делается только на добровольной основе. К слову, некоторые партии уже сдерживают поток желающих вступить в их ряды.

– Скажите, не слишком ли сложны выборы депутатов по смешанной системе (по одномандатным округам и партийным спискам), мажоритарной и пропорциональной системе и по плечу ли они молодым политическим партиям?

– Поскольку партий всего семь, то, думаю, никаких сложностей нет. Когда у нас только-только зарождалась демократия в 90-х годах, в избирательный бюллетень вносилось от 30 до 40 партий и по объему он представлял собой нечто вроде газеты. Тем не менее люди голосовали, и недействительных бюллетеней было не так уж  и много. Поэтому в настоящее время, когда партийная система стабилизировалась и количество партий в стране примерно такое же, как  и во всем мире, то каких-либо проблем с использованием той или иной системы нет. У каждой системы есть свои плюсы и минусы, и ни одно государство планеты еще не нашло оптимального баланса.
Мажоритарная система, когда голосуют за конкретного кандидата, хороша тем, что люди знают, кого выбирают. Но cлучается, что при такой системе избираются те, кто не пользуется поддержкой большинства граждан.

Пропорциональная система (голосование по партийным спискам) позволяет учесть в парламенте все взгляды и все позиции. С другой стороны, в партии могут быть люди, которых избиратели не знают.

Эти недостатки непреодолимы, но ничего лучше пока не придумали.

• О депутатском кресле


– С 1 января 2011 года вступает в силу положение о новых принципах выбора представителей в Совет Федерации Федерального собрания РФ. В соответствии с данной новеллой, членом Совета Федерации может стать только депутат либо регионального, либо муниципального уровней. Следовательно, муниципальные выборы становятся для ряда кандидатов потенциальным «мостиком» для избрания в Совет Федерации РФ. Не означает ли это, что борьба за кресло депутата ожесточится?

– Совершенно верно. Примерно десять лет назад со стороны политических партий наблюдалось полное отсутствие внимания к сельским выборам. Сейчас же все партии активно выдвигают своих кандидатов в каждом муниципальном образовании. Более того, представители политических партий имеют большие шансы на избрание.

– Есть такая поговорка: чем хуже, тем лучше, а скандал нередко обеспечивает известность.

– Считаю, что каждый кандидат в депутаты должен прежде всего преподносить свои успехи или достижения, а не искать недостатки у соперников. На мой взгляд, надо выбирать лучшего среди лучших.

– Не кажется ли вам, что активность политических партий возрастает к избирательным кампаниям, а потом сходит на нет?

– В условиях, когда выборы проводятся практически дважды в год, активности некогда повышаться и увядать – она довольно равномерна. В принципе партии и созданы для того, чтобы участвовать в выборах. Если партия в них не участвует, то по закону она подлежит ликвидации, поэтому ей ничего не остается делать, как повышать свою активность.

• О поправках и достойном выборе


– Законодательство постоянно совершенствуется, избирателю порой бывает трудно уследить за изменениями правил предвыборного соперничества. Что необходимо предпринимать для повышения правовой грамотности?

– Уверен, что рядовому избирателю хватает той грамотности, которую он приобретает в школе, техникуме, колледже или вузе. Человек, приходя на участок, зачастую принимает решение в кабинке для тайного голосования – ему достаточно прочитать бюллетень и увидеть, что это достойный уважаемый человек, тем более на селе все друг друга практически знают и там сложно обмануть избирателей. Что касается кандидатов, то многие из них привлекают юристов для ведения избирательной кампании, поскольку законодательство довольно сложное и в нем много подводных камней.

– Нередко кандидаты от партий утрачивают связь с избирателями. С другой стороны, депутаты не должны заниматься решением коммунально-бытовых вопросов. Как вы думаете, не отменят ли  в будущем одномандатные округа?

– Такие идеи высказываются, и в последнее время приоритет действительно отдавался голосованию по партийным спискам. На мой взгляд, одномандатные округа должны сохраняться, пусть и в неполном объеме. Конечно, может показаться, что депутат не должен заниматься коммунальными проблемами. Но куда человеку обратиться? К депутату ему попасть гораздо проще, чем  к многим чиновникам. Я живу в своем избирательном округе и все коммунальные проблемы мне понятны.

Приближающиеся выборы не следует игнорировать. Действительно, от местных депутатов многое зависит. Поэтому важно прийти на избирательные участки и выбрать достойных людей.



Ровно 24 года назад Владимир Путин был впервые избран президентом России

26 марта

ЦИК РФ официально объявил о победе Владимира Путина на выборах президента России

21 марта