Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Юбилейный портрет в интерьере

Общество, 15:29, 16 сентября 2010, Ольга ДАНИЛОВА
Слушать новость
Юбилейный портрет в интерьере . .

Известному тюменскому живописцу, члену Союза художников России, заслуженному художнику России Юрию Юдину исполнилось 60 лет


Интервью
В Тюменском музее изобразительных искусств проходит выставка под названием «Псков – Тюмень», на которой представлены картины двух талантливых живописцев – Юрия Юдина и художника из Пскова Эдуарда Шарипова.

------

Они встретились около трех лет назад, нашли, что у них много общего и захотели поработать вместе. Этот совместный проект дал возможность полюбоваться сотней полотен, запечатлевших пейзажи, написанных на пленэре этим летом, которое было, как все знают, очень жарким и трудным. В непростых условиях довелось творить друзьям, однако это не помешало каждому из них создать за два месяца около 50 замечательных работ, явивших свету красоту и проникновенность российской природы, в частности, ее тюменских и псковских мест. Почти все картины выполнены на холсте маслом.

Мне импонировало то, что на вернисаже я встретила несколько «именных» работ: «Ольгинское облако», «Ольгинский вечер», «Ольгинские пороги». Эти композиции связаны с историческими псковскими местами, с рекой Великой, у которой, как отметил Юрий Юдин, необыкновенно синий цвет. С рекой связано имя великой княгини Ольги, первой принесшей на русскую землю христианскую веру. Кажется, что работы Юрия Юдина и Эдуарда Шарипова чем-то похожи по манере исполнения, по отношению, подходу к пейзажу.

Сходство по последнему признаку отметил сам юбиляр. «Мы мыслим одинаково по поводу объекта, пейзажа», – сказал он. Но такое ощущение, что картины Юрия Дмитриевича тоньше, воздушнее. И не потому, что каждый кулик, как говорится, хвалит свое болото.

У тюменского художника это третья персональная выставка в текущем году. Одна проходила в Тобольске, мне не удалось ее посетить. А вот на вернисаже, проходившем в Тюменском драматическом музее, имела счастье побывать. Я действительно получила настоящее эстетическое наслаждение, заново открыла для себя этого талантливого мастера и просто влюбилась в его необыкновенные, прекрасные, пастельные и вместе с тем такие родные и узнаваемые пейзажи.

Очень верно отметил в своем выступлении председатель Тюменского отделения Союза художников, заслуженный художник России Александр Новик, что Юрий Юдин – мастер цвета и тона. Я напросилась в гости в мастерскую к юбиляру, потому что хотела с ним поговорить и посмотреть его творческую лабораторию.

– Юрий Дмитриевич, позвольте, пользуясь случаем, поздравить вас с юбилеем, пожелать здоровья, счастья, дальнейших творческих успехов. Скажите, пожалуйста, как вы решили стать художником?

– Интерес к рисованию, живописи передал мне, видимо, по наследству, мой отец. Он, правда, не был профессиональным художником – слыл известным в Тюмени стоматологом-протезистом, но любовью к художественному миру заразил и меня, да так, что это стало для меня делом всей жизни. Он говорил, чтобы я каждый день рисовал по натюрморту.

– Это как у литераторов — «ни дня без строчки»?

– Да, можно сказать и так. Конечно, такой подход дисциплинировал и приучал к труду. А в этой целеустремленности рождалось вдохновение, хотя, конечно, зачастую оно приходит само по себе, а иногда, как ни стимулируй его, – не появляется. Всякие бывают моменты в творчестве художника. Но если не ставить каждодневных целей, многое может пройти мимо.

– Вы родились в Тюмени?

– Да, я коренной тюменец, жили в районе кинотеатра «Победа». Там были шикарные места: речка, рыбалка. Созерцание этих картин формировало мой эстетический вкус и любовь к прекрасному, рождалось ощущение природы. Потом занимался в Доме пионеров у хорошего тюменского художника Альберта Мокина и его брата. После школы поступил в Свердловское художественное училище.

– Как складывался дальнейший творческий путь, уже профессиональный?

– После окончания училища вернулся в родную Тюмень, работал в мастерских художественного фонда при Союзе художников – портреты, плакаты, панно: партия тогда уделяла много внимания наглядной агитации. Работал художником-оформителем; в свободное время, а его было вдоволь, творил. В 1973 году участвовал в прогремевшей молодежной выставке в музее изобразительных искусств. В 1977-м, пройдя через три комиссии, был принят в Союз художников, что позволило избежать обвинения в тунеядстве и получить мастерскую. (Улыбается.) В фонде дали мастерскую на троих-четверых, потом персональную получил. Ранее занимался творчеством дома, на квартире. Участвовал в молодежных, республиканских, всесоюзных и всероссийских выставках.

– Юрий Дмитриевич, каким художником вы себя видите – по манере исполнения, по мышлению?

– Я – как хамелеон. Были разные периоды. Идет постоянный поиск, движение. Одно время писал в серых, пепельных тонах.

– Как Полков?

– Нет, еще серее. Потом увлекся цветом, экспрессией. Картины были яркие, бьющие в глаза. Думаю, и политическая ситуация в стране, в обществе влияла на мое настроение как художника. Начало перестройки создавало определенную умиротворенную картину, даже в пейзажах невольно присутствовал какой-то похоронный, смертный налет. Полотна, изображающие город, были по-своему необыкновенно статичные, как бы уснувшие. Было спящее состояние, люди жили двойной жизнью.

– Сейчас не живут?

– А зачем? Сейчас стараются жить одной и в полную силу, кто как может. Затем начались движения, потоки энергии, и у меня появилась графика экспрессивная. Позднее выскочила серия абстрактных работ. Раньше нельзя было заниматься абстракцией, сразу бы «закопали».

– Неужели?

– Да, абстракция не воспринималась как вид искусства, поскольку считалась буржуазным направлением. Кураторы молодежных выставок проходили и говорили, указывая на некоторые работы: «Это убрать, убрать…» Натюрморт тоже считался несерьезным. «Что это за буржуазность – цветочки, кувшинчики? Мы должны отражать труд рабочих, крестьян, воспевать производственную тему». Сначала я увлекался живописью. Потом монотипией. Потом был период рисунка (тушь, перо). Достаточно долго продолжался «лопуховый» период.

– Расскажите, пожалуйста, поподробнее.

– На лист цветного картона большими лопухами наносится изображение. Структура нижней стороны лопухов напоминает древо жизни. На втором этапе наносятся цветные пятна. И только после высыхания, это уже третий этап, можно творить. В результате получилось несколько серий: «Маски», «Башни», «Беседы», «Метаморфозы». Много графики на мифологические, библейские темы. Сейчас период пейзажей.

– Юрий Дмитриевич, а семья разделяет вашу любовь к живописи?

– Супруга моя медик, врач-эндокринолог по специальности, живопись любит, как и две мои взрослые дочери, которые даже занимались ею, но пока отошли от нее. Видимо, в семье хватает одного профессионального художника, остальные члены семьи – зрители и ценители.

– Когда бывает свободное от творчества время, чему вы его посвящаете?

– Я долгие годы жил правильно – ходил пешком, занимался с гантелями. Увлечение пейзажами привело к тому, что пришлось купить машину. Теперь в основном езжу. Пишу в

Заречных микрорайонах, на Городище, Андреевском озере.

– Вы довольны своей судьбой? Итоги, безусловно, подводить рано, но ваше 60-летие – повод проанализировать пройденное. Какие планы на будущее?

– Оглядываясь назад, могу сказать, что я счастливый человек и доволен своей жизнью.

В любой момент я чувствовал себя свободным, делал только то, что волновало, что мне было интересно и к душе. Мне всегда казалось, что нельзя смешивать искусство и бизнес. Но свобода художника должна обеспечиваться продажей его работ. К сожалению, не всегда так получается. По статистике, только четыре процента моих коллег живут на доходы от профессии. Остальные читают лекции, кочегарят, сторожат. Мне повезло. Мои работы есть в восьми музеях, включая Русский в Санкт-Петербурге, в частных коллекциях не только в России, но и почти в десяти странах мира. Есть определенное место в рейтинге, в его первой половине. Заказов не стало меньше и в кризис. Заказывают в основном портреты.

– Я знаю, что к 80-летнему юбилею ТюмГУ вас попросили написать портрет ректора Геннадия Чеботарева...

– Да, я уже закончил работу над ним, вот он.

И художник показал прекрасный портрет, который, как считает автор статьи, относится к высокому образцу парадного, но вместе с тем и психологического портрета. Мастер успел объединить в гармоничное целое эти две составляющие. В завершение нашей беседы Юрий Дмитриевич поделился:

– Какой период в творчестве будет следующим? Планируем с Эдуардом Шариповым продолжить опыт совместных пленэрных проектов. Надеюсь, что мне отпущено Богом еще немало времени. А не творить я не могу.

Фото из архива автора

Известному тюменскому живописцу, члену Союза художников России, заслуженному художнику России Юрию Юдину исполнилось 60 лет


Интервью
В Тюменском музее изобразительных искусств проходит выставка под названием «Псков – Тюмень», на которой представлены картины двух талантливых живописцев – Юрия Юдина и художника из Пскова Эдуарда Шарипова.

------

Они встретились около трех лет назад, нашли, что у них много общего и захотели поработать вместе. Этот совместный проект дал возможность полюбоваться сотней полотен, запечатлевших пейзажи, написанных на пленэре этим летом, которое было, как все знают, очень жарким и трудным. В непростых условиях довелось творить друзьям, однако это не помешало каждому из них создать за два месяца около 50 замечательных работ, явивших свету красоту и проникновенность российской природы, в частности, ее тюменских и псковских мест. Почти все картины выполнены на холсте маслом.

Мне импонировало то, что на вернисаже я встретила несколько «именных» работ: «Ольгинское облако», «Ольгинский вечер», «Ольгинские пороги». Эти композиции связаны с историческими псковскими местами, с рекой Великой, у которой, как отметил Юрий Юдин, необыкновенно синий цвет. С рекой связано имя великой княгини Ольги, первой принесшей на русскую землю христианскую веру. Кажется, что работы Юрия Юдина и Эдуарда Шарипова чем-то похожи по манере исполнения, по отношению, подходу к пейзажу.

Сходство по последнему признаку отметил сам юбиляр. «Мы мыслим одинаково по поводу объекта, пейзажа», – сказал он. Но такое ощущение, что картины Юрия Дмитриевича тоньше, воздушнее. И не потому, что каждый кулик, как говорится, хвалит свое болото.

У тюменского художника это третья персональная выставка в текущем году. Одна проходила в Тобольске, мне не удалось ее посетить. А вот на вернисаже, проходившем в Тюменском драматическом музее, имела счастье побывать. Я действительно получила настоящее эстетическое наслаждение, заново открыла для себя этого талантливого мастера и просто влюбилась в его необыкновенные, прекрасные, пастельные и вместе с тем такие родные и узнаваемые пейзажи.

Очень верно отметил в своем выступлении председатель Тюменского отделения Союза художников, заслуженный художник России Александр Новик, что Юрий Юдин – мастер цвета и тона. Я напросилась в гости в мастерскую к юбиляру, потому что хотела с ним поговорить и посмотреть его творческую лабораторию.

– Юрий Дмитриевич, позвольте, пользуясь случаем, поздравить вас с юбилеем, пожелать здоровья, счастья, дальнейших творческих успехов. Скажите, пожалуйста, как вы решили стать художником?

– Интерес к рисованию, живописи передал мне, видимо, по наследству, мой отец. Он, правда, не был профессиональным художником – слыл известным в Тюмени стоматологом-протезистом, но любовью к художественному миру заразил и меня, да так, что это стало для меня делом всей жизни. Он говорил, чтобы я каждый день рисовал по натюрморту.

– Это как у литераторов — «ни дня без строчки»?

– Да, можно сказать и так. Конечно, такой подход дисциплинировал и приучал к труду. А в этой целеустремленности рождалось вдохновение, хотя, конечно, зачастую оно приходит само по себе, а иногда, как ни стимулируй его, – не появляется. Всякие бывают моменты в творчестве художника. Но если не ставить каждодневных целей, многое может пройти мимо.

– Вы родились в Тюмени?

– Да, я коренной тюменец, жили в районе кинотеатра «Победа». Там были шикарные места: речка, рыбалка. Созерцание этих картин формировало мой эстетический вкус и любовь к прекрасному, рождалось ощущение природы. Потом занимался в Доме пионеров у хорошего тюменского художника Альберта Мокина и его брата. После школы поступил в Свердловское художественное училище.

– Как складывался дальнейший творческий путь, уже профессиональный?

– После окончания училища вернулся в родную Тюмень, работал в мастерских художественного фонда при Союзе художников – портреты, плакаты, панно: партия тогда уделяла много внимания наглядной агитации. Работал художником-оформителем; в свободное время, а его было вдоволь, творил. В 1973 году участвовал в прогремевшей молодежной выставке в музее изобразительных искусств. В 1977-м, пройдя через три комиссии, был принят в Союз художников, что позволило избежать обвинения в тунеядстве и получить мастерскую. (Улыбается.) В фонде дали мастерскую на троих-четверых, потом персональную получил. Ранее занимался творчеством дома, на квартире. Участвовал в молодежных, республиканских, всесоюзных и всероссийских выставках.

– Юрий Дмитриевич, каким художником вы себя видите – по манере исполнения, по мышлению?

– Я – как хамелеон. Были разные периоды. Идет постоянный поиск, движение. Одно время писал в серых, пепельных тонах.

– Как Полков?

– Нет, еще серее. Потом увлекся цветом, экспрессией. Картины были яркие, бьющие в глаза. Думаю, и политическая ситуация в стране, в обществе влияла на мое настроение как художника. Начало перестройки создавало определенную умиротворенную картину, даже в пейзажах невольно присутствовал какой-то похоронный, смертный налет. Полотна, изображающие город, были по-своему необыкновенно статичные, как бы уснувшие. Было спящее состояние, люди жили двойной жизнью.

– Сейчас не живут?

– А зачем? Сейчас стараются жить одной и в полную силу, кто как может. Затем начались движения, потоки энергии, и у меня появилась графика экспрессивная. Позднее выскочила серия абстрактных работ. Раньше нельзя было заниматься абстракцией, сразу бы «закопали».

– Неужели?

– Да, абстракция не воспринималась как вид искусства, поскольку считалась буржуазным направлением. Кураторы молодежных выставок проходили и говорили, указывая на некоторые работы: «Это убрать, убрать…» Натюрморт тоже считался несерьезным. «Что это за буржуазность – цветочки, кувшинчики? Мы должны отражать труд рабочих, крестьян, воспевать производственную тему». Сначала я увлекался живописью. Потом монотипией. Потом был период рисунка (тушь, перо). Достаточно долго продолжался «лопуховый» период.

– Расскажите, пожалуйста, поподробнее.

– На лист цветного картона большими лопухами наносится изображение. Структура нижней стороны лопухов напоминает древо жизни. На втором этапе наносятся цветные пятна. И только после высыхания, это уже третий этап, можно творить. В результате получилось несколько серий: «Маски», «Башни», «Беседы», «Метаморфозы». Много графики на мифологические, библейские темы. Сейчас период пейзажей.

– Юрий Дмитриевич, а семья разделяет вашу любовь к живописи?

– Супруга моя медик, врач-эндокринолог по специальности, живопись любит, как и две мои взрослые дочери, которые даже занимались ею, но пока отошли от нее. Видимо, в семье хватает одного профессионального художника, остальные члены семьи – зрители и ценители.

– Когда бывает свободное от творчества время, чему вы его посвящаете?

– Я долгие годы жил правильно – ходил пешком, занимался с гантелями. Увлечение пейзажами привело к тому, что пришлось купить машину. Теперь в основном езжу. Пишу в

Заречных микрорайонах, на Городище, Андреевском озере.

– Вы довольны своей судьбой? Итоги, безусловно, подводить рано, но ваше 60-летие – повод проанализировать пройденное. Какие планы на будущее?

– Оглядываясь назад, могу сказать, что я счастливый человек и доволен своей жизнью.

В любой момент я чувствовал себя свободным, делал только то, что волновало, что мне было интересно и к душе. Мне всегда казалось, что нельзя смешивать искусство и бизнес. Но свобода художника должна обеспечиваться продажей его работ. К сожалению, не всегда так получается. По статистике, только четыре процента моих коллег живут на доходы от профессии. Остальные читают лекции, кочегарят, сторожат. Мне повезло. Мои работы есть в восьми музеях, включая Русский в Санкт-Петербурге, в частных коллекциях не только в России, но и почти в десяти странах мира. Есть определенное место в рейтинге, в его первой половине. Заказов не стало меньше и в кризис. Заказывают в основном портреты.

– Я знаю, что к 80-летнему юбилею ТюмГУ вас попросили написать портрет ректора Геннадия Чеботарева...

– Да, я уже закончил работу над ним, вот он.

И художник показал прекрасный портрет, который, как считает автор статьи, относится к высокому образцу парадного, но вместе с тем и психологического портрета. Мастер успел объединить в гармоничное целое эти две составляющие. В завершение нашей беседы Юрий Дмитриевич поделился:

– Какой период в творчестве будет следующим? Планируем с Эдуардом Шариповым продолжить опыт совместных пленэрных проектов. Надеюсь, что мне отпущено Богом еще немало времени. А не творить я не могу.

Фото из архива автора



Два педагога из Тюменского района признаны лучшими в регионе

24 апреля

Как понять, что на автозаправке недолили бензин

24 апреля