От мусульманской Бухары до православного Заречья
415 лет назад в Тюмени была основана Бухарская слобода
История
Многих тюменцев интересует вопрос: откуда есть пошла Бухарская слобода? Чтобы ответить на него, обратимся к историческим фактам, которые в своих трудах упоминает ученый-краевед Александр Иваненко.
------
Осенью 1595 года в Тюмень, представлявшую деревянную крепость, прибыл торговый караван купцов из Бухары. Торговля со Средней Азией велась еще с XIII—XIV веков. Есть сведения, что на месте Тюмени стоял укреп-ленный городок древних угров. Потом появилась Великая Тюмень – Тюменское ханство со столицей Чимги-Тура. Его «поглотило» Сибирское ханство (столица Искер, или Кашлык). С ними-то и торговала Средняя Азия. И только тогда, когда исчезла угроза со стороны степных кочевников и установился мир с татарами, стало возможным возобновить традиционную торговлю.
…И вот тюменский воевода Григорий Долгорукий шлет царю донесение, в котором сообщает о прибытии бухарских купцов.
В ответ царь посылает грамоту со словами, чтоб с «гостей» таможенных пошлин не взимали. И чтоб «бережение к ним и ласку держали великую, и обиды бы и насильства никакого не было. Чтоб им и впредь повадно было со всякими товарами приезжать. А торговать бы им велели за городом в посаде или за посадом, где будет пригоже…» Далее в грамоте предписывалось смотреть, чтоб бухарцы не торговали оружием, не входили в сговор с детьми Кучума для нападения на сибирские города. Действительно, бухарцам предоставлялись большие льготы. Торговля велась первоначально без пошлин. А переселившиеся в Сибирь освобождались от «тягла» и оброка, не несли ямские повинности и имели право свободно передвигаться до Архангельска и Астрахани.
И двинулись многочисленные караваны! Везли ткани, шкуры тигров и леопардов, изюм, урюк, орехи, пряности и даже свежие арбузы, о чем, например, в конце XVII века тюменская таможня докладывала воеводе Осипу Тухачевскому: «Арбусы сии круглобокие есть, с черными полосами по всей хребтине, сладостны на скус. Свозят на Тюмень оные плоды бухарцы и астраханские татаре. Они норовят товар сей для собственной выгоды сбыть людишкам-хитрованам, купцам да монахам. Деньгу за арбусный сбор по алтыну с пуда платить не хочут».
На эту жалобу воевода отреагировал приказом увеличить таможенный сбор еще на копейку с пуда; того же, кто уклонится от уплаты, повелел побить батогами и конфисковать товар, при повторном случае – рвать ноздри.
Караванная торговля с городами Средней Азии продолжалась до середины XVIII века. Что же вывозили азиатские купцы из Сибири? Холсты, воск, рыбу, меха. Все это постепенно присоединяло край к формирующемуся российскому рынку. Связи с Востоком развивались так успешно, что приезжавшие купцы решались навсегда оставаться в Сибири. Так и возникло на низком левом берегу реки Туры их поселение – Бухарская слобода.
Кто же все-таки сибирские бухарцы?! В «Большой Тюменской энциклопедии» читаем: «Это особая этносоциальная категория сибирского населения, объединяющая переселенцев из Средней Азии. Название являлось собирательным, связывавшим узбеков, таджиков, туркмен, киргизов, казахов, уйгуров, персов, афганцев, принявших российское подданство и переселившихся на постоянное место жительства в Сибирь…» До 1917 года при переписи отдельно указывались татары и бухарцы. Но при советской власти всех стали называть татарами. В 1609 году к бухарцам переселили несколько татарских семей, живших на руинах Чимги-Туры. Слобода стала называться Татаро-Бухарской. И если к началу XVIII века здесь насчитывалось всего полсотни дворов, то со временем она расширилась… Образовались другие поселения – юрты. Наиболее значительными из них считались Ембаевские, Тураевские, Казаровские. Кроме торговли, бухарцы занимались ремеслами и даже земледелием. Некоторые из них стали посредниками в торговле с Китаем.
В первой трети XVII века под Тюменью сформировалось еще одно поселение. Ниже Татаро-Бухарской слободы на левом берегу Туры выросла Кожевенная слобода. Со временем обе слободы объединились. Территория получила название Заречье… Но это уже другая страница из истории нашего города.
Вера КУБОЧКИНА,
член совета клуба «Тюменская старина»
Фото из архива автора