Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Село Калиновка: будни и праздники

Общество, 13:25, 09 сентября 2010, Наталья КУТЫРЕВА
Слушать новость
Село Калиновка: будни и праздники. .

Земляки

Какое счастье, что «нивы сжаты» почти до последнего колоска, а рощи вовсе еще не голы. Не спешат березоньки с осинками облачаться в золотисто-багряный наряд. Знать, не накрасовались еще за краткое сибирское лето в изумрудном. Пускай модничают! Вообще, для путников дорога в Сорокинский район – настоящая отрада взору. Правда, пернатые, в большинстве сороки, не торопятся идущему транспорту уступать, тщательно выклевывая невзначай уроненные зернышки. Вот цветов полевых маловато осталось. Винов-но ли  в том минувшее знойное лето?
------

Настоящий цветочный оазис открылся взору, едва достигли самого отдаленного поселения района. Палисадники, вазоны и всевозможные емкости заполнили калиновцы многоцветьем, дабы себя и гостей села порадовать. К слову вспомнить, 7 августа Калиновка хлебосольно встречала гостей, прибывших на первый межрегиональный фестиваль мордовского народного творчества «Калиновские напевы». И коли уж  о цветах заговорили, самый знатный цветовод села – Антонина Одышева, а художник-оформитель Татьяна Мирошкина букетными творениями умудрилась и беленые фасады домов расписать. Улочки (Калинина и Зеленая) чистотой изумительной прямо-таки блещут. А все почему? Обожают жители родное село. Фамилии первых переселенцев из Мордовии (Ивана Одышева, Григория Среднева, Матвея Мирошкина, Ивана Никитина, Максима Левина, Андрея Кабанова) не просто живут здесь поныне – их носители сохраняют и изучают свои генеалогические древа. Впрочем, разрастались бы они вширь на приглянувшихся предкам землях, если было производство и рабочие места. Ведь здешний совхоз «Преображенский» приказал некогда «долго жить». Земельные угодья опустели. Дойного стада, правда, у совхоза не было. Зато откормом КРС  и свинофермой местечко славилось.

Теперь молодежь, едва окончив школу, устремляется в города. Для их родителей ЛПХ – единственно верный выход для безбедной жизни. Как говорится, и для себя, и для детей.

Обо всем этом и толковали с коренными жителями под тенистыми навесами раскидистых калин, коих предостаточно около каждого дома. Сказывают, даже жители соседних районов наведываются за горько-сладкой лечебной ягодой. Правда, ошибочно считать, что название села от слова «калина» происходит. Оказывается, увековечили в нем имя Михаила Калинина, радушно принявшего в Москве ходоков и выдавшего им не просто разрешение на переселение из Пензенской губернии в Сибирь на постоянное место жительства, но и некую денежную ссуду на перевозку имущества и живности по железной дороге до станции Ишим. Освободил Михаил Иванович переселенцев на три года и от всех
платежей. Как такую милость забыть? С сентября 1924-го сорок семей мокшан, относящихся к финно-волжской группе уральской семьи языков, стали обустраивать быт, занимаясь земледелием и выращиванием скота. До сих пор здесь бойко общаются на мокшанском и на русском,
протяжно и «окая».

• «Здесь люди добрые живут»


И очень трудолюбивые. А еще – открытые, дружные и обаятельные. Со многими довелось познакомиться, о секретах ведения хозяйства и рукоделия узнать. (Не случайно и слово «мордва» означает «много людей».)

Ликуют селяне, черпая воду из недавно очищенного колодца. Сказывают, вода не то чтобы целительная в нем, но очень мягкая, успокаивающая сердце и душу. Полвека назад без помощи каких бы то ни было синтетических моющих средств ею голову запросто промывали. Чудеса, да  и только! Местный мастак на все руки Александр Среднев огородил его дивным частоколом да березовой поперечной «брусчаткой» (по экологии с которой никакая «евро» не сравнится) вымостил.

Если спросите о сооружениях соцкультбыта, вам ответят: «Школа, Дом культуры, ФАП  и почта». Следуем в последнее из перечисленных. Узнаем о селе «в цифрах и фактах» и знакомимся с работниками отделения. В Калиновке немногим более ста дворов, жителей — трех сотен не насчитать. Софья Одышева – начальник ОПС, а Любовь Никитина доставляет жителям села печатную и рукописную корреспонденцию. Три дня в неделю трудятся, зарабатывая оклад и стаж. Без выходных и пособий, не разгибаясь, самостоятельно хозяйничают на личных подсобных. Так сложились судьбы сестер Маринич (это их девичья фамилия), что управляться с хозяйством без мужского плеча их заставила сама жизнь...
Любовь Степановна держит семь голов КРС, одиннадцать свиней, десять овец, кур-несушек, бройлеров и индюков. Овдовев и оставшись с двумя дочерьми на руках, раздумывать долго не стала. Рассказывает, что сразу принялась расширять хозяйские постройки, в возведении коих помог отец Степан да родной брат мужа Евгений. Трактор и пресс для заготовки рулонов свой имеется, а это огромный плюс.

Хлопот и ежедневных забот, разумеется, не счесть. К примеру, овец хозяйка пасет сама. Стадо КРС селяне пасут, чередуясь. Люба, вестимо, не успевает и нанимает (500 рублей за день).

Впереди подготовка к зиме, сбор урожая, забой скота и «головная боль» о сбыте сельскохозяйственной продукции и мяса.

Софья Степановна в почтовом отделении трудится уже пятый год. До этого двадцать шесть лет работала в бухгалтерии совхоза. Когда совхоз распался, решила купить ферму, именуемую «базой». Впрочем, какая «база»? Строение даже на балансе не числилось. Гулял там ветер, рушились опоры, а крыша настоящее решето напоминала. Сыновья Евгений и Сергей (живущие в Ишиме и Тюмени) материнские намерения поддержали, приведя строение в надлежащий вид. И с 2002-го Софья Степановна от рассвета до заката (точнее с пяти утра до двенадцати ночи) занимается личным подворьем. У нее настоящая свиноферма с пятьюдесятью (большими и малыми) поросятами. Имеется хряк породистый и семь свиноматок. Необозримые пространства ее хозяйства заняты картофельными посадками. Питательными клубнями потчует поросят или же продает для приобретения сухого корма.

В подворье имеются КРС, индюки и куры. Пес Барс с сиамским котярой по кличке Мурзик дом стерегут, а чернявый защитник Антоша на работу хозяйку провожает да звонким лаем в положенное время встречать со всех ног кидается. И если улучит Софья Одышева минутку отдыха, то не преминет за пяльцы сесть, дабы сотворить сказочный цветок. Ведь красивая душа прекрасного созвучия жаждет.

• Культура и труд рядом идут!


И в какой бы двор в Калиновке ни вошел – всюду приличное хозяйство имеется. Спорится у селян работа, органично сочетаясь с песнями, частушками да плясками. К примеру, уроженка села Лариса Преснякова, знатная солистка ансамбля «Ванфтыманя», по специальности зоотехник, некогда окончила Ишимский сельскохозяйственный техникум.

Но применять полученные знания, кроме как  в ЛПХ, негде. Мордовка в третьем поколении знает все  о своих предках, переехавших сюда из Саранска (где, кстати, местному ансамблю доводилось выступать). На родном языке Лариса красиво поет и легко общается с близкими и соседями. Одна из них, Марфа Петрикова, тоже из мокшей будет. Делает вовсю заготовки для своего предстоящего юбилея. На него соберутся дети, четырехлетняя внучка Полина, а также сестра с Севера и братья с семьями из Сорокино. Живет с девяносто четвертого одна. В прошлом знатная свинарка, держит она овец, кур, сажает всевозможные культуры на огромном огороде. Имеется в нем и арбузная бахча с симпатичными сахарными ягодами, а огуречными плодами даже цыплята уже вдоволь успели налакомиться. Лихо Марфа Николаевна стрижет своих пушистых овечек, шерсть теребит да прядет на старинной прялке, что досталась в наследство от мамы, Дарьи Шутовой. Наряды мордовские и по будням изредка надевает, вспоминая, как под венец (по всем мордовским обычаям) шла. Бог даст, и на внучкиной свадьбе доведется труженице попеть да поплясать.

– Хавра, покажи человеку свое рукоделие, – уговаривала по-соседски Февронию Ачапкину ветеран педагогического труда, отличник просвещения Наталья Петрикова...
И повытаскивала Феврония Ивановна из сундуков шитье да вязание. Первое украшено всевозможной аппликацией, тесьмой и ручной вышивкой. Интересно, что  в работе основной цветовой гаммы мордовских мотивов придерживается: черного с синим оттенком, темно-красного, желтого да зеленого.

В Доме культуры, облачившись в национальные костюмы, уже ожидали меня культорганизатор Валентина Преснякова с библиотекарем Ольгой Шатуновой – музей традиционной мордовской культуры с собранными экспонатами показать. А также книжный фонд продемонстрировать и поделиться впечатлениями от первого межрегионального фестиваля мордовской национальной культуры, за проведение которого их фольклорный коллектив получил благодарность комитета по делам национальностей Тюменской области – стимул жить и творить, бережно сохраняя самобытность мордовского народа.
Обильного урожая и только сладкой ягоды калины всем жителям села!

[gallery link="file" columns="7"]

Фото автора

Земляки

Какое счастье, что «нивы сжаты» почти до последнего колоска, а рощи вовсе еще не голы. Не спешат березоньки с осинками облачаться в золотисто-багряный наряд. Знать, не накрасовались еще за краткое сибирское лето в изумрудном. Пускай модничают! Вообще, для путников дорога в Сорокинский район – настоящая отрада взору. Правда, пернатые, в большинстве сороки, не торопятся идущему транспорту уступать, тщательно выклевывая невзначай уроненные зернышки. Вот цветов полевых маловато осталось. Винов-но ли  в том минувшее знойное лето?
------

Настоящий цветочный оазис открылся взору, едва достигли самого отдаленного поселения района. Палисадники, вазоны и всевозможные емкости заполнили калиновцы многоцветьем, дабы себя и гостей села порадовать. К слову вспомнить, 7 августа Калиновка хлебосольно встречала гостей, прибывших на первый межрегиональный фестиваль мордовского народного творчества «Калиновские напевы». И коли уж  о цветах заговорили, самый знатный цветовод села – Антонина Одышева, а художник-оформитель Татьяна Мирошкина букетными творениями умудрилась и беленые фасады домов расписать. Улочки (Калинина и Зеленая) чистотой изумительной прямо-таки блещут. А все почему? Обожают жители родное село. Фамилии первых переселенцев из Мордовии (Ивана Одышева, Григория Среднева, Матвея Мирошкина, Ивана Никитина, Максима Левина, Андрея Кабанова) не просто живут здесь поныне – их носители сохраняют и изучают свои генеалогические древа. Впрочем, разрастались бы они вширь на приглянувшихся предкам землях, если было производство и рабочие места. Ведь здешний совхоз «Преображенский» приказал некогда «долго жить». Земельные угодья опустели. Дойного стада, правда, у совхоза не было. Зато откормом КРС  и свинофермой местечко славилось.

Теперь молодежь, едва окончив школу, устремляется в города. Для их родителей ЛПХ – единственно верный выход для безбедной жизни. Как говорится, и для себя, и для детей.

Обо всем этом и толковали с коренными жителями под тенистыми навесами раскидистых калин, коих предостаточно около каждого дома. Сказывают, даже жители соседних районов наведываются за горько-сладкой лечебной ягодой. Правда, ошибочно считать, что название села от слова «калина» происходит. Оказывается, увековечили в нем имя Михаила Калинина, радушно принявшего в Москве ходоков и выдавшего им не просто разрешение на переселение из Пензенской губернии в Сибирь на постоянное место жительства, но и некую денежную ссуду на перевозку имущества и живности по железной дороге до станции Ишим. Освободил Михаил Иванович переселенцев на три года и от всех
платежей. Как такую милость забыть? С сентября 1924-го сорок семей мокшан, относящихся к финно-волжской группе уральской семьи языков, стали обустраивать быт, занимаясь земледелием и выращиванием скота. До сих пор здесь бойко общаются на мокшанском и на русском,
протяжно и «окая».

• «Здесь люди добрые живут»


И очень трудолюбивые. А еще – открытые, дружные и обаятельные. Со многими довелось познакомиться, о секретах ведения хозяйства и рукоделия узнать. (Не случайно и слово «мордва» означает «много людей».)

Ликуют селяне, черпая воду из недавно очищенного колодца. Сказывают, вода не то чтобы целительная в нем, но очень мягкая, успокаивающая сердце и душу. Полвека назад без помощи каких бы то ни было синтетических моющих средств ею голову запросто промывали. Чудеса, да  и только! Местный мастак на все руки Александр Среднев огородил его дивным частоколом да березовой поперечной «брусчаткой» (по экологии с которой никакая «евро» не сравнится) вымостил.

Если спросите о сооружениях соцкультбыта, вам ответят: «Школа, Дом культуры, ФАП  и почта». Следуем в последнее из перечисленных. Узнаем о селе «в цифрах и фактах» и знакомимся с работниками отделения. В Калиновке немногим более ста дворов, жителей — трех сотен не насчитать. Софья Одышева – начальник ОПС, а Любовь Никитина доставляет жителям села печатную и рукописную корреспонденцию. Три дня в неделю трудятся, зарабатывая оклад и стаж. Без выходных и пособий, не разгибаясь, самостоятельно хозяйничают на личных подсобных. Так сложились судьбы сестер Маринич (это их девичья фамилия), что управляться с хозяйством без мужского плеча их заставила сама жизнь...
Любовь Степановна держит семь голов КРС, одиннадцать свиней, десять овец, кур-несушек, бройлеров и индюков. Овдовев и оставшись с двумя дочерьми на руках, раздумывать долго не стала. Рассказывает, что сразу принялась расширять хозяйские постройки, в возведении коих помог отец Степан да родной брат мужа Евгений. Трактор и пресс для заготовки рулонов свой имеется, а это огромный плюс.

Хлопот и ежедневных забот, разумеется, не счесть. К примеру, овец хозяйка пасет сама. Стадо КРС селяне пасут, чередуясь. Люба, вестимо, не успевает и нанимает (500 рублей за день).

Впереди подготовка к зиме, сбор урожая, забой скота и «головная боль» о сбыте сельскохозяйственной продукции и мяса.

Софья Степановна в почтовом отделении трудится уже пятый год. До этого двадцать шесть лет работала в бухгалтерии совхоза. Когда совхоз распался, решила купить ферму, именуемую «базой». Впрочем, какая «база»? Строение даже на балансе не числилось. Гулял там ветер, рушились опоры, а крыша настоящее решето напоминала. Сыновья Евгений и Сергей (живущие в Ишиме и Тюмени) материнские намерения поддержали, приведя строение в надлежащий вид. И с 2002-го Софья Степановна от рассвета до заката (точнее с пяти утра до двенадцати ночи) занимается личным подворьем. У нее настоящая свиноферма с пятьюдесятью (большими и малыми) поросятами. Имеется хряк породистый и семь свиноматок. Необозримые пространства ее хозяйства заняты картофельными посадками. Питательными клубнями потчует поросят или же продает для приобретения сухого корма.

В подворье имеются КРС, индюки и куры. Пес Барс с сиамским котярой по кличке Мурзик дом стерегут, а чернявый защитник Антоша на работу хозяйку провожает да звонким лаем в положенное время встречать со всех ног кидается. И если улучит Софья Одышева минутку отдыха, то не преминет за пяльцы сесть, дабы сотворить сказочный цветок. Ведь красивая душа прекрасного созвучия жаждет.

• Культура и труд рядом идут!


И в какой бы двор в Калиновке ни вошел – всюду приличное хозяйство имеется. Спорится у селян работа, органично сочетаясь с песнями, частушками да плясками. К примеру, уроженка села Лариса Преснякова, знатная солистка ансамбля «Ванфтыманя», по специальности зоотехник, некогда окончила Ишимский сельскохозяйственный техникум.

Но применять полученные знания, кроме как  в ЛПХ, негде. Мордовка в третьем поколении знает все  о своих предках, переехавших сюда из Саранска (где, кстати, местному ансамблю доводилось выступать). На родном языке Лариса красиво поет и легко общается с близкими и соседями. Одна из них, Марфа Петрикова, тоже из мокшей будет. Делает вовсю заготовки для своего предстоящего юбилея. На него соберутся дети, четырехлетняя внучка Полина, а также сестра с Севера и братья с семьями из Сорокино. Живет с девяносто четвертого одна. В прошлом знатная свинарка, держит она овец, кур, сажает всевозможные культуры на огромном огороде. Имеется в нем и арбузная бахча с симпатичными сахарными ягодами, а огуречными плодами даже цыплята уже вдоволь успели налакомиться. Лихо Марфа Николаевна стрижет своих пушистых овечек, шерсть теребит да прядет на старинной прялке, что досталась в наследство от мамы, Дарьи Шутовой. Наряды мордовские и по будням изредка надевает, вспоминая, как под венец (по всем мордовским обычаям) шла. Бог даст, и на внучкиной свадьбе доведется труженице попеть да поплясать.

– Хавра, покажи человеку свое рукоделие, – уговаривала по-соседски Февронию Ачапкину ветеран педагогического труда, отличник просвещения Наталья Петрикова...
И повытаскивала Феврония Ивановна из сундуков шитье да вязание. Первое украшено всевозможной аппликацией, тесьмой и ручной вышивкой. Интересно, что  в работе основной цветовой гаммы мордовских мотивов придерживается: черного с синим оттенком, темно-красного, желтого да зеленого.

В Доме культуры, облачившись в национальные костюмы, уже ожидали меня культорганизатор Валентина Преснякова с библиотекарем Ольгой Шатуновой – музей традиционной мордовской культуры с собранными экспонатами показать. А также книжный фонд продемонстрировать и поделиться впечатлениями от первого межрегионального фестиваля мордовской национальной культуры, за проведение которого их фольклорный коллектив получил благодарность комитета по делам национальностей Тюменской области – стимул жить и творить, бережно сохраняя самобытность мордовского народа.
Обильного урожая и только сладкой ягоды калины всем жителям села!

[gallery link="file" columns="7"]

Фото автора



В Тюменской области семьи помогают бороться с паводком

26 апреля

В Тюмени пытались незаконно продать электронные сигареты на сумму 1,5 миллиона рублей

26 апреля