Первым делом самолеты
авиация
В Тюменской области действует федерация самолетного спорта. С ее председателем Эдуардом Кабановым журналисты газеты побеседовали о перспективах этого вида спорта в нашем регионе.
------
• Узкая специализация – высший пилотаж
Прежде всего он рассказал, что Тюменская областная федерация авиационных видов спорта создана еще в 1997 году. Тогда спортивные федерации только зарождались, а их статус и характер деятельности законодательно не был определен. В объединение входили дельтапланеристы, авиамоделисты, парашютисты, летчики, но когда началась аккредитация, оказалось, что не совсем практично объединять все авиационные виды спорта. Поэтому было принято решение создать федерацию самолетного спорта, в которую вошли тюменские спортсмены-летчики. Как региональное отделение она входит в состав общероссийской федерации самолетного спорта.
– Задача федерации – объединять спортсменов, помогать им в тренировках, проведении и организации соревнований, – рассказывает Эдуард Аркадьевич. – В России сложилась клубная система самолетного и парашютного спорта, есть авиационно-спортивные клубы и в нашем регионе, например, Тюменский, Ишимский, Уватский. Если раньше у каждого клуба была своя команда, которая и выезжала на общероссийские или зональные соревнования, то сейчас, ввиду слабого материального обеспечения, они могут готовить лишь отдельных спортсменов.
Создание федерации позволило в этом году выдвинуть на соревнования единую команду от Тюменской области. Как рассказал Эдуард Кабанов, подготовка велась на базе различных клубов.
Для самолетного спорта Тюменской области это необходимость, так как в каких-то клубах есть инструкторы, но нет пригодных к полетам самолетов, в каких-то есть и то и другое, но закончились сроки разрешений на эксплуатацию взлетной полосы... Федерация в этом случае выступает организатором и посредником, в результате сделать получается намного больше.
– К участию в соревнованиях допускаются пилоты, имеющие 15 часов налета, – пояснил руководитель федерации. – Это серьезная цифра, если учесть, что стоимость летного часа составляет девять тысяч рублей. Получается, что на одного пилота нужно потратить 135 тысяч для того, чтобы восстановить его летную квалификацию после зимнего периода, «откатать» пилотажные комплексы, которые потом будут показываться на соревнованиях. Авиационный клуб может позволить подготовить одного, двух человек, но команду он просто не потянет. Мы, как федерация, организуем подготовку, и в этом году участвовать в соревнованиях будет шесть человек – Александр Мякишев, Валерий Белявский (Ишим), Эдуард Кабанов, Алексей Самоловов, Владимир Летучев, Дмитрий Смагин (Тюмень). Такого уже давно не было.
• Молодежь – на самолеты!
Этот лозунг 30-х годов пора брать на вооружение снова. Проблемой не только Тюмени, но и всего самолетного спорта становится большой возраст пилотов. Например, для сборной команды России, которая выступает на международных соревнованиях, он превышает 50 лет. Это начинает сказываться в том, что команда сдает позиции, хотя раньше россияне завоевывали золотые медали практически во всех категориях и это даже не оспаривалось. Дальше ситуация будет усугубляться потому, что в авиацию не приходит молодежь. Интерес к самолетному спорту есть и будет, просто талантливых ребят нужно найти и воспитать.
– В Увате был хороший прецедент, когда там открылся филиал Тюменского авиаспортивного клуба, – вспоминает Эдуард Кабанов. – Помогла Уватская администрация – спасибо ее главе Юрию Свяцкевичу. Набрали 15 ребятишек, дали им теоретическую часть и курс первоначальной летной подготовки. Многие из них начали свою профессиональную деятельность в сфере авиации – стали техниками, инженерами, летчиками...
Занятия в авиаспортклубе помогают подростку профессионально сориентироваться. Бывает, что человек прошел в летное училище по состоянию здоровья, у него есть юношеский запал и желание летать, он сдает все экзамены и начинает учиться. На первом и втором курсе идет общеобразовательная подготовка, а когда на третьем начинаются полеты, курсант может понять, что это не его. Пилоты говорят, что небо с земли кажется красивым, но когда садишься в кабину, там все выглядит по-другому. В развитии начальной летной подготовки в первую очередь должны быть заинтересованы военно-воздушные силы и авиационные компании – те, что в дальнейшем получат эти кадры.
– Когда аэроклуб находится на окраине Ялуторовска, из города видно, как летают самолеты, – говорит Эдуард Аркадьевич, – заинтересовавшиеся местные мальчишки прибегают на аэродром, интересуются техникой. Соответственно, их замечают – несколько человек таким образом отучилось и получило первоначальную летную подготовку, а потом поступило в военные училища.
• Реальность полета
Сложным остается положение с самолетами или, на профессиональном языке, «матчастью». На всю Тюменскую область есть только один годный для самолетного спорта самолет Як-52, базирующийся в Ишиме. Даже для учебных сборов федерация планирует привлечь самолет из Кургана. Обновлением парка нужно заниматься, но пока все упирается в деньги – стоимость ремонта Як-52 1,8–1,9 миллиона рублей. В авиации есть понятие «межремонтного ресурса», который исчисляется в календарном сроке эксплуатации либо определенном количестве летных часов. По истечении этого срока самолет обязан оказаться на заводе, где производится ремонт и выдается разрешение на дальнейшую эксплуатацию.
– В России производятся пилотажные самолеты КБ Сухого Су-26 и Су-29 – одномоторные, с поршневыми двигателями, – объясняет Эдуард Аркадьевич. – На них летает сборная команда России, но они предназначены для спорта высших достижений и не приспособ-лены для первоначальной подготовки. На «сушки» должен садиться уже подготовленный пилот, который освоил первоначальные навыки пилотажа и умеет летать, а Як-52 прощает грубые ошибки.
На вопрос, можно ли научиться летать на авиатренажере, пилотажники дают отрицательный ответ. Тренажер не дает ощущения полета, он нужен для отработки внештатных ситуаций. Летчик в экстремальной ситуации должен мгновенно оценить ее и принять правильное решение, а вариантов в виде отказов и внештатных ситуаций тысячи. Их отработка на тренажере – идеальный случай, чтобы правильная реакция была доведена у человека до автоматизма. Но реальный полет не заменить симулятором, тем более в высшем пилотаже, для которого важны ощущения. На тренажерах, например, не возникает иллюзий, когда в облаке пилоту может казаться, что самолет летит горизонтально, а он идет с креном или набирает высоту. Только в реальном полете человек может научиться больше верить приборам, чем своим ощущениям. Все, кто взлетает первый раз, испытывают стресс, но со временем эти ощущения проходят.
Пожелаем же отважным летчикам-спортсменам Тюменской области успехов на соревнованиях и современной авиационной техники!
Фото из архива автора