Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться
образование
За неделю до Дня знаний во Дворце искусств «Пионер» состоялось августовское педагогическое совещание работников образования города Тюмени. На этот раз тема традиционных публичных слушаний с «открытым микрофоном», объединивших около 400 участников, звучала так: «Реализация государственной стратегии «Наша новая школа» в муниципальной системе образования».
------
Поздравив гостей встречи с началом нового учебного года и вручив лучшим руководителям учебных заведений, школьным учителям и детсадовским воспитателям цветы и «корочки» с присвоением почетных званий, директор областного департамента образования и науки Ирина Лысакова остановилась на некоторых пунктах городской системы образования.
– Основные показатели и достижения в этой сфере очень впечатляют. О педагогических коллективах Тюмени нужно говорить только в превосходной степени! – отметила Ирина Николаевна.
Именно город одним из первых включился в процесс подготовки к переходу на новые образовательные стандарты. Пилотными площадками по их внедрению названы пять школ областного центра. Тюмень – несомненный лидер по школьной информатизации. Именно здесь впервые началась реализация проекта
«Net-школа» (сегодня электронные дневники и журналы имеет 60 процентов городских храмов знаний), появились школьные сайты (сейчас ими обладает 43 храма знаний), было запущено дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, многие из которых находятся на длительном лечении за пределами города. Лучшие в использовании учителями электронных ресурсов – школы №№ 36, 68, 88 и гимназии №№ 1 и 5.
Но, как подчеркнула директор департамента, работать все же есть над чем. А именно – относительно развития системы поддержки одаренных детей:
– Охват учащихся школьными олимпиадами по общеобразовательным предметам в Тюмени составляет 31 процент, тогда как в Тобольске этот показатель – 78 процентов, а в самом отдаленном Викуловском районе – 53 процента. По количеству призовых мест в этих состязаниях областной центр также отстает: 21, 26 и 26,6 процента соответственно. А ведь именно в нашем городе множество гимназий и лицеев… Видимо, нужно повысить требования к учреждениям с высоким статусом.
В этом вопросе с Ириной Лысаковой согласен директор департамента образования города Тюмени Павел Креков:
– На «три» мы всех научили. Но ведь этого недостаточно. Нормой должно стать не какое-то количество учеников со средним баллом, а большое количество тех, кто на «отлично» выполняет часть «С» Единого госэкзамена.
Павел Владимирович хорошо отозвался о школьных проектах. Так, в рамках проекта «Большая перемена» в двадцать девятой и восемьдесят восьмой были защищены и презентованы виртуальные экскурсии. Практически все учебные заведения захватил и увлек проект «Великой Победе посвящается», обративший внимание общественности на славные страницы отечественной истории. Буквально недавно завершил работу проект «Пятая четверть», направленный на организацию летнего отдыха детей с учетом социального заказа. В течение трех месяцев на базе городских храмов знаний действовало 253 профильных – спортивно-туристических, исследовательских, историко-краеведческих, волонтерских лагеря. Кроме того, на базе школы № 88 все лето работала фабрика сувенирной продукции.
В последние годы увеличилось число детей от 0 до 18 лет. Много дошкольников. Много первоклассников. Как следствие – нехватка детских садов и школ. В настоящее время, по словам Павла Крекова, очередь в дошкольные образовательные учреждения составляет десять тысяч человек. Снять напряженность обещают к ноябрю
текущего года: в действующих садиках будет открыто 145 групп на три тысячи мест. Это резерв, выявленный в результате анализа использования площадей – комнат под студии, залы, административные кабинеты, которые появились пятнадцать лет назад во время «демографической ямы». Хотя в новом учебном году в городе начнут работу две закрытые ранее школы (пятнадцатую восстановили практически заново, а тридцать восьмую капитально отремонтировали), в учебных заведениях остро нуждается несколько районов Тюмени. Особенно Московкий тракт и Дом обороны.
Так как же чиновники планируют решать озвученные проблемы? Во-первых, продолжать работу по обеспечению доступности дошкольного и общего образования. Во-вторых, осуществлять переход на новые образовательные стандарты (старт – сентябрь 2011 года). В-третьих, развивать систему поддержки талантливых детей. Далее – развивать учительский потенциал, сохранять и укреплять здоровье школьников, менять школьную инфраструктуру и расширять самостоятельность учреждений. В рамках этого планируется запустить Год чтения, третий час физкультуры с учетом индивидуальных запросов учащихся, превращение школьных библиотек из вспомогательных кабинетов в современные медийные центры. Само собой – воспитание школяров. Социально ответственными, уверенными в себе личностями, обладающими лидерскими качествами.
Фото Валерия БЫЧКОВА