Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

От сентября до сентября

Общество, 13:58, 01 сентября 2010, Людмила ФИЛАТОВА
Слушать новость
От сентября до сентября. .

советы родителям
Завтра ребята, отдохнувшие и успевшие соскучиться по школе, снова сядут за парты. Последние покупки, приготовления. Но родителям не грех подумать не только о новой экипировке своего чада, но  и о сохранении здоровья ребенка, особенно в младшем школьном возрасте. На вопросы корреспондента и читателей отвечает врач-педиатр, доктор педагогических наук Наталья Малярчук.

------

– Наталья Николаевна, на что важно обратить внимание родителям младших школьников?

– Организм ребенка отличается от организма взрослого человека прежде всего быстрым ростом и развитием. В младшем школьном возрасте основные процессы, происходящие в центральной нервной системе (ЦНС), создают хорошие предпосылки для успешной учебно-воспитательной работы. То, что будет упущено в этот период в познавательной сфере, трудно восполнить потом. Особенно потому, что далее следует этап резких перестроек в организме, связанный с половым созреванием, когда понижение корковой активности мозга ухудшает восприятие и внимание, поэтому умственная работоспособность подростка снижается, а его поведение характеризуется резко выраженной эмоциональностью.

Занятия физкультурой и спортом в возрасте от 7 до 10 лет являются особо важными для закладки основ потенциала физической активности человека. Именно в этот период формируется осознанная мотивация физического совершенствования, вырабатывается привычка заботиться о своем теле, его силе, выносливости, ловкости, о разумном режиме физической активности.

– В школе у детей большая учебная нагрузка, приходится много читать, работать с компьютером. Можно ли избежать преждевременного развития близорукости у ребенка?

(Ольга Петровна, г. Тюмень)


– У младших школьников острота зрения выше, чем  у взрослых. Однако у части детей шаровая форма глаза может стать удлиненной и развивается близорукость (с 1 по 7 классы число близоруких увеличивается в восемь раз). В развитии близорукости большое значение имеет напряжение наружных мышц глаз. Поэтому важно научить школьников расслаблять эти мышцы как при зрительной работе, так  и в отсутствие необходимости рассматривать что-либо. Напряжение мышц глаз увеличивается при недостаточной освещенности рабочего места, мелком шрифте с неясной и бледной печатью, рассматривании незнакомых предметов.

Тонус глазных мышц может претерпевать изменения при нарушении фосфорно-кальциевого обмена, который, в свою очередь, зависит от воздействия на организм ультрафиолетовых лучей. У учащихся, мало или совсем не бывающих на воздухе в околополуденное время, слабость глазных мышц при сочетании с высокой зрительной нагрузкой способствует развитию и прогрессированию близорукости. Слабость мышц спины, поддерживающих нормальную рабочую позу (при естественной способности хорошо видеть на малом расстоянии), также способствует снижению зрения.

Цветовая чувствительность резко повышается в 10—12 лет  и растет в дальнейшем при снижении абсолютной чувствительности. Максимальная точность зрительных восприятий и различения цветовых оттенков достигается к 12—13 годам. Рефракция глаза (преломляющие свойства) становится нормальной в 9—12 лет. Зрачок, наиболее широкий в 6—8 лет, вновь становится узким и живо реагирует на свет в 9—10 лет.

Таким образом, в школьные годы, наряду с ростом световой и цветовой чувствительности, растет адаптация глаз, то есть способность приспособления их чувствительности к освещенности. В связи с расширенным состоянием зрачка младшим школьникам особенно опасно слепящее действие прямых солнечных лучей. Хорошими светорассеивающими свойствами и достаточной степенью светопропускания обладают шторы из поплина, штапельного и льняного полотна, репса.

Нельзя использовать для штор пленку: в воздух помещения из нее выделяется токсическое вещество – дибутилфталат. В плане цветовой чувствительности для всех школьных возрастов характерно наиболее быстрое и резкое снижение возбудимости при действии сине-фиолетовых раздражителей. Сказанное свидетельствует о потребности глаза работать при достаточной освещенности и возможности воспринимать различные цвета, а при большой зрительной нагрузке использовать преимущественно сине-фиолетовую гамму.

– Мой ребенок учится в третьем классе, недавно обнаружила, что он стал хуже слышать. Может ли это быть связано с тем, что учительница часто кричит на детей? И на уроках все время шумно, сын говорит, что ему трудно сосредоточиться.

(Марина, г. Тобольск)


– У школьников до 9,5 года по сравнению со взрослыми острота слуха на слова понижена более чем на тон. Порог слышимости речи в 6,5—9,5 года выше, чем  у взрослых, но постоянное общение с ребенком способствует ликвидации этого дефекта.

Шум в 50—60 дБ снижает работоспособность и внимание детей (обычный разговор соответствует 40 дБ, шум листвы за окном – 30 дБ).

Так, решение арифметических примеров при шуме в 50 дБ требует на 15—55 процентов больше времени, а при шуме в 60 дБ – на 81—100 процентов больше, чем до действия шума.

Вот почему на уроке важна тишина, что требует от педагога применения определенных дисциплинарных воздействий. Крик (80 дБ) в присутствии детей и другие громкие звуки (больше 60 дБ) вредны, так как чрезмерный шум может привести к стойкому снижению слуха (даже глухоте) и психическим нарушениям, поэтому кричать на детей и родителям, и педагогам запрещается – это крайне опасно для здоровья любого ребенка! Восстановлению функционального состояния слухового анализатора и сдвигов в других физиологических системах способствует отдых в тихих комнатах или  в зеленых зонах.

– Что может вызвать нарушение осанки у ребенка?

(Прокопий Иванович, г. Тюмень)


– В 6‑7 лет  у ребенка начинает формироваться осанка. Нарушению осанки у школьников способствуют: ограничение двигательной активности, увеличение статических нагрузок, ношение тяжестей в одной руке, привычка сидеть горбясь или искривляя позвоночник вбок, стоять с упором на одну ногу, ходить с опущенной головой, спать на одном боку и «калачиком», перетягивать живот тугими поясами. Стоит знать, что интенсивные тренировочные нагрузки (велоспорт, конькобежный спорт, силовые виды спорта и другие) могут привести к костным деформациям и артрозам при начале тренировок ранее  13‑14 лет.

В младшем школьном возрасте физическая работоспособность в  2,5 раза меньше, чем  у 15‑16‑летних, поскольку младшие школьники обладают сравнительно низкими показателями мышечной силы. Силовые и особенно статические упражнения вызывают у них быстрое утомление. В этом возрасте организм наиболее приспособлен к кратковременным скоростно-силовым динамическим упражнениям. Однако младших школьников следует приучать к сохранению статических поз, что особенно важно для выработки и сохранения правильной осанки.
– Наталья Николаевна, по-прежнему не последнее место занимает вопрос о том, в чем удобнее носить школьные принадлежности. На чем все-таки остановить выбор: сумке с плечевым ремнем, ранце, рюкзачке?

– Наш совет – ранец или ставший сейчас модным у детей и подростков рюкзачок.

Ежедневное ношение сумки с плечевым ремнем ведет к неправильной осанке. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь. Ношение же книг и прочих ученических принадлежностей в ранце на спине позволяет равномерно распределить нагрузку, освобождает руки.

– Но как сделать правильный выбор, ведь сейчас на прилавках так много разных их вариантов?

– Постарайтесь обратить внимание не только на то, насколько ранец или рюкзачок красив и ярок, но  и на многие другие его качества. Первоклашкам приходится нести немалые для их возраста тяжести: учебники, тетради, альбомы, спортивную форму, сменную обувь и многое другое. Поэтому при выборе рюкзачка или ранца обратите внимание на его вес.

Он не должен весить больше 700 г. Часто родители, бабушки и дедушки, обеспокоенные весом сумок детей и внуков, обращаются с  вопросом – каким должен быть вес ранца с книгами? Для учащихся начальных классов вес учебника не должен превышать 300 г, а в целом вес ранца не должен превышать 2 кг (то есть не более 10 процентов массы тела ребенка).

Для изготовления ранцев или рюкзачков, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть легкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобным для очистки. Для наших холодных зим важно еще  и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе он затвердеет и сам станет напоминать ледяную корку. Да  и срок службы такого ранца невелик. Ранец может быть изготовлен без подкладки или  с подкладкой. В последнем случае подкладка должна быть выполнена из легко моющегося материала. Важно, чтобы задняя стенка ранца и особенно рюкзачка была уплотнена, хорошо прилегала к спине, «держала» позвоночник, не давая ему возможности искривляться. Хорошо, если ранец или рюкзак имеет не одно отделение, а несколько, в которых можно разместить и письменные принадлежности, и завтрак, и сменную обувь, и многое другое. Загодя обсудите с ребенком назначение каждого из них, чтобы ему потом не пришлось долго «путешествовать» в поисках нужной вещи.

Плечевые ремни должны регулироваться по длине. Чтобы они не врезались при носке, их ширина в верхней части должна быть не менее 3,5—4,0 см. Один из них должен иметь разъем, облегчающий надевание и снимание ранца. Во избежание порчи одежды и травм пряжки и другие приспособления для изменения длины должны крепиться на дне ранца или рюкзачка.

– Моя дочь с трудом переносит езду в автобусе. Нам сказали: что-то не  в порядке с  вестибулярным аппаратом. Можно ли его как-то «укрепить»?

(Светлана Андреевна, г. Ишим)


– Дети довольно часто плохо переносят езду в автотранспорте, так как у них велика возбудимость вестибулярного аппарата. Стоит запомнить, что  тренировка вестибулярного аппарата достигается через активизацию двигательных движений на качелях, обычную езду на велосипеде, катание на коньках.

Фото автора и Ярославны ЧЕРНОВОЙ

советы родителям
Завтра ребята, отдохнувшие и успевшие соскучиться по школе, снова сядут за парты. Последние покупки, приготовления. Но родителям не грех подумать не только о новой экипировке своего чада, но  и о сохранении здоровья ребенка, особенно в младшем школьном возрасте. На вопросы корреспондента и читателей отвечает врач-педиатр, доктор педагогических наук Наталья Малярчук.

------

– Наталья Николаевна, на что важно обратить внимание родителям младших школьников?

– Организм ребенка отличается от организма взрослого человека прежде всего быстрым ростом и развитием. В младшем школьном возрасте основные процессы, происходящие в центральной нервной системе (ЦНС), создают хорошие предпосылки для успешной учебно-воспитательной работы. То, что будет упущено в этот период в познавательной сфере, трудно восполнить потом. Особенно потому, что далее следует этап резких перестроек в организме, связанный с половым созреванием, когда понижение корковой активности мозга ухудшает восприятие и внимание, поэтому умственная работоспособность подростка снижается, а его поведение характеризуется резко выраженной эмоциональностью.

Занятия физкультурой и спортом в возрасте от 7 до 10 лет являются особо важными для закладки основ потенциала физической активности человека. Именно в этот период формируется осознанная мотивация физического совершенствования, вырабатывается привычка заботиться о своем теле, его силе, выносливости, ловкости, о разумном режиме физической активности.

– В школе у детей большая учебная нагрузка, приходится много читать, работать с компьютером. Можно ли избежать преждевременного развития близорукости у ребенка?

(Ольга Петровна, г. Тюмень)


– У младших школьников острота зрения выше, чем  у взрослых. Однако у части детей шаровая форма глаза может стать удлиненной и развивается близорукость (с 1 по 7 классы число близоруких увеличивается в восемь раз). В развитии близорукости большое значение имеет напряжение наружных мышц глаз. Поэтому важно научить школьников расслаблять эти мышцы как при зрительной работе, так  и в отсутствие необходимости рассматривать что-либо. Напряжение мышц глаз увеличивается при недостаточной освещенности рабочего места, мелком шрифте с неясной и бледной печатью, рассматривании незнакомых предметов.

Тонус глазных мышц может претерпевать изменения при нарушении фосфорно-кальциевого обмена, который, в свою очередь, зависит от воздействия на организм ультрафиолетовых лучей. У учащихся, мало или совсем не бывающих на воздухе в околополуденное время, слабость глазных мышц при сочетании с высокой зрительной нагрузкой способствует развитию и прогрессированию близорукости. Слабость мышц спины, поддерживающих нормальную рабочую позу (при естественной способности хорошо видеть на малом расстоянии), также способствует снижению зрения.

Цветовая чувствительность резко повышается в 10—12 лет  и растет в дальнейшем при снижении абсолютной чувствительности. Максимальная точность зрительных восприятий и различения цветовых оттенков достигается к 12—13 годам. Рефракция глаза (преломляющие свойства) становится нормальной в 9—12 лет. Зрачок, наиболее широкий в 6—8 лет, вновь становится узким и живо реагирует на свет в 9—10 лет.

Таким образом, в школьные годы, наряду с ростом световой и цветовой чувствительности, растет адаптация глаз, то есть способность приспособления их чувствительности к освещенности. В связи с расширенным состоянием зрачка младшим школьникам особенно опасно слепящее действие прямых солнечных лучей. Хорошими светорассеивающими свойствами и достаточной степенью светопропускания обладают шторы из поплина, штапельного и льняного полотна, репса.

Нельзя использовать для штор пленку: в воздух помещения из нее выделяется токсическое вещество – дибутилфталат. В плане цветовой чувствительности для всех школьных возрастов характерно наиболее быстрое и резкое снижение возбудимости при действии сине-фиолетовых раздражителей. Сказанное свидетельствует о потребности глаза работать при достаточной освещенности и возможности воспринимать различные цвета, а при большой зрительной нагрузке использовать преимущественно сине-фиолетовую гамму.

– Мой ребенок учится в третьем классе, недавно обнаружила, что он стал хуже слышать. Может ли это быть связано с тем, что учительница часто кричит на детей? И на уроках все время шумно, сын говорит, что ему трудно сосредоточиться.

(Марина, г. Тобольск)


– У школьников до 9,5 года по сравнению со взрослыми острота слуха на слова понижена более чем на тон. Порог слышимости речи в 6,5—9,5 года выше, чем  у взрослых, но постоянное общение с ребенком способствует ликвидации этого дефекта.

Шум в 50—60 дБ снижает работоспособность и внимание детей (обычный разговор соответствует 40 дБ, шум листвы за окном – 30 дБ).

Так, решение арифметических примеров при шуме в 50 дБ требует на 15—55 процентов больше времени, а при шуме в 60 дБ – на 81—100 процентов больше, чем до действия шума.

Вот почему на уроке важна тишина, что требует от педагога применения определенных дисциплинарных воздействий. Крик (80 дБ) в присутствии детей и другие громкие звуки (больше 60 дБ) вредны, так как чрезмерный шум может привести к стойкому снижению слуха (даже глухоте) и психическим нарушениям, поэтому кричать на детей и родителям, и педагогам запрещается – это крайне опасно для здоровья любого ребенка! Восстановлению функционального состояния слухового анализатора и сдвигов в других физиологических системах способствует отдых в тихих комнатах или  в зеленых зонах.

– Что может вызвать нарушение осанки у ребенка?

(Прокопий Иванович, г. Тюмень)


– В 6‑7 лет  у ребенка начинает формироваться осанка. Нарушению осанки у школьников способствуют: ограничение двигательной активности, увеличение статических нагрузок, ношение тяжестей в одной руке, привычка сидеть горбясь или искривляя позвоночник вбок, стоять с упором на одну ногу, ходить с опущенной головой, спать на одном боку и «калачиком», перетягивать живот тугими поясами. Стоит знать, что интенсивные тренировочные нагрузки (велоспорт, конькобежный спорт, силовые виды спорта и другие) могут привести к костным деформациям и артрозам при начале тренировок ранее  13‑14 лет.

В младшем школьном возрасте физическая работоспособность в  2,5 раза меньше, чем  у 15‑16‑летних, поскольку младшие школьники обладают сравнительно низкими показателями мышечной силы. Силовые и особенно статические упражнения вызывают у них быстрое утомление. В этом возрасте организм наиболее приспособлен к кратковременным скоростно-силовым динамическим упражнениям. Однако младших школьников следует приучать к сохранению статических поз, что особенно важно для выработки и сохранения правильной осанки.
– Наталья Николаевна, по-прежнему не последнее место занимает вопрос о том, в чем удобнее носить школьные принадлежности. На чем все-таки остановить выбор: сумке с плечевым ремнем, ранце, рюкзачке?

– Наш совет – ранец или ставший сейчас модным у детей и подростков рюкзачок.

Ежедневное ношение сумки с плечевым ремнем ведет к неправильной осанке. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь. Ношение же книг и прочих ученических принадлежностей в ранце на спине позволяет равномерно распределить нагрузку, освобождает руки.

– Но как сделать правильный выбор, ведь сейчас на прилавках так много разных их вариантов?

– Постарайтесь обратить внимание не только на то, насколько ранец или рюкзачок красив и ярок, но  и на многие другие его качества. Первоклашкам приходится нести немалые для их возраста тяжести: учебники, тетради, альбомы, спортивную форму, сменную обувь и многое другое. Поэтому при выборе рюкзачка или ранца обратите внимание на его вес.

Он не должен весить больше 700 г. Часто родители, бабушки и дедушки, обеспокоенные весом сумок детей и внуков, обращаются с  вопросом – каким должен быть вес ранца с книгами? Для учащихся начальных классов вес учебника не должен превышать 300 г, а в целом вес ранца не должен превышать 2 кг (то есть не более 10 процентов массы тела ребенка).

Для изготовления ранцев или рюкзачков, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть легкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобным для очистки. Для наших холодных зим важно еще  и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе он затвердеет и сам станет напоминать ледяную корку. Да  и срок службы такого ранца невелик. Ранец может быть изготовлен без подкладки или  с подкладкой. В последнем случае подкладка должна быть выполнена из легко моющегося материала. Важно, чтобы задняя стенка ранца и особенно рюкзачка была уплотнена, хорошо прилегала к спине, «держала» позвоночник, не давая ему возможности искривляться. Хорошо, если ранец или рюкзак имеет не одно отделение, а несколько, в которых можно разместить и письменные принадлежности, и завтрак, и сменную обувь, и многое другое. Загодя обсудите с ребенком назначение каждого из них, чтобы ему потом не пришлось долго «путешествовать» в поисках нужной вещи.

Плечевые ремни должны регулироваться по длине. Чтобы они не врезались при носке, их ширина в верхней части должна быть не менее 3,5—4,0 см. Один из них должен иметь разъем, облегчающий надевание и снимание ранца. Во избежание порчи одежды и травм пряжки и другие приспособления для изменения длины должны крепиться на дне ранца или рюкзачка.

– Моя дочь с трудом переносит езду в автобусе. Нам сказали: что-то не  в порядке с  вестибулярным аппаратом. Можно ли его как-то «укрепить»?

(Светлана Андреевна, г. Ишим)


– Дети довольно часто плохо переносят езду в автотранспорте, так как у них велика возбудимость вестибулярного аппарата. Стоит запомнить, что  тренировка вестибулярного аппарата достигается через активизацию двигательных движений на качелях, обычную езду на велосипеде, катание на коньках.

Фото автора и Ярославны ЧЕРНОВОЙ