Приоритеты развития – профессиональное образование и модернизация экономики
госсовет
Накануне начала нового учебного года губернатор Тюменской области Владимир Якушев принял участие в юбилейном, десятом заседании Государственного совета России, которое провел президент страны Дмитрий Медведев. Заседание прошло совместно с Комиссией по модернизации и технологическому развитию экономики РФ и было посвящено приоритетам развития профессионального образования в стране. В нем также приняли участие действующие и бывшие главы субъектов Российской Федерации.
------
Госсовет хорошо зарекомендовал себя как консультационная площадка и в канун десятилетия этого совещательного органа президент отметил, что считает его состоявшимся.
Как отметил в приветственном слове Дмитрий Медведев, необходимо встроить профессиональное образование в процесс модернизации с повышением степени подготовки на начальном, среднем и высшем этапах обучения и обеспечить рынок квалифицированными кадрами, задействовать цепочку «лицей – колледж – университет». Пока же российское образование, несмотря на большие вложения, является слабоконкурентоспособным. Очевиден перекос в сторону высшего образования.
Рабочая группа Госсовета подготовила доклад о приоритетах развития профобразования. В частности, рост финансирования высшего образования, происходивший в последние годы, обеспечил условия для благоприятного развития профобразования. Однако, по мнению экспертов, существенного повышения качества профессионального образования и научно-инновационной активности вузов пока не произошло. Пока не преодолен дисбаланс структуры приема и выпуска по отношению к структуре спроса на рынке труда. Процедура формирования контрольных цифр приема не в полной мере опирается на перспективные потребности инновационной экономики. Кроме того, демографический спад приведет к тому, что к 2013 году количество студентов в России уменьшится на два-три миллиона человек. Как считают эксперты, в настоящих условиях необходим опережающий характер модернизации профессионального образования по отношению к потребностям модернизируемой экономики и, как следствие, требуется новый импульс в системе
профобразования. Этот импульс заключается в кардинальном усилении влияния регионов, бизнес-сообщества.
Среди приоритетных направлений развития системы профобразования страны названы обновление содержания профессионального образования как условие подготовки квалифицированных кадров, качественные изменения образовательной среды и модернизация образовательного процесса, развитие сети учреждений профобразования, а также кадрового потенциала всей системы. Предлагается учитывать прогноз потребностей в кадровых ресурсах при стратегическом планировании социально-экономического развития, а также завершить разработку профессиональных стандартов по приоритетным направлениям модернизации экономики и технологического развития.
Фото Александра АКСЕНОВА