Искусство быть молодым
Практически каждый день в половине шестого вечера у Тюменского колледжа искусств собирается толпа человек в пятьдесят. Все они – актеры. Начинающие и профессионалы.
Театру-студии «Буриме» уже год. Срок небольшой, но для театра, который существует на энтузиазме его мастера и актеров, он кажется довольно серьезным. Впрочем, судя по тому, какой жизнью наполнена студия – это только начало.
Большинство актеров – студенты творческих специальностей, но есть и те, кто столкнулся со сценой впервые. Независимо от этого, всех объединяет одно – любовь к синтезированному искусству, к театру.
Инициатор и основатель студии – Никита Бетехтин, выпускник Тюменской академии культуры. Он же – художественный руководитель. Кажется нереальным, но прийти на его занятия может любой жела-ющий, причем бесплатно.
– Мне не трудно посвящать этому два часа в день, – рассказывает Никита. – Вот если бы участники высасывали из меня всю кровь, тогда бы предложил платить мне деньги как донору. А если они мне приносят отличное настроение, положительные эмоции… За что брать деньги?
«Представьте, что вы капля дождя»
Ровно в шесть вся группа собирается в спортивном зале колледжа. Тишина полная. Здесь вот-вот начнется тренинг. Никита преподает «будущим коллегам» (так он называет тех, кто у него занимается) практически все теат-ральные дисциплины. Актерское мастерство, пластика и сценическая речь – это в обязательном порядке.
– Актер должен научиться по-новому сидеть, по-новому стоять, по-новому ходить по сцене, – продолжает худрук «Буриме». – Мы все учимся заново воспринимать себя. Собственно, чем прекрасна студия? Тем, что она дает возможность поиска. Поиска новых форм, интерпретации старых. Актер самовоспитывается. А я только направляю.
Уже после десяти минут присутствия на тренинге понимаешь, что любительский театр с его зазубренными текстами остался где-то в прошлом. Его «выбросили» за ненадобностью. Народное театральное движение возрождается уже в новом виде – профессиональном. «Представьте себе, что вы капля дождя» (одно из упражнений тренинга) – и вы поймете.
Найдите свой способ существования
– В любительском театральном искусстве очень мало уделяется внимания отношениям «Я и Тело», – говорит Никита. – То есть, понимаешь, главным в воплощении образа у актера является действие. Но мы должны научить актера не только действовать, но и владеть своим телом, владеть своим голосом. Наша студия одна из немногих практикует тренинги Мейерхольда и Ежи Гротовского.
Найти свой способ существования – пожалуй, одна из главных задач в любом актерском упражнении. И снова представьте. «Представьте, что до вас дотрагивается рука матери, маленький котенок, половая тряпка…» Реакция у всех разная. Свой способ существования найден.
«Мы только ищем себя. Пробуем и Шекспира, и Мрожека. Вот профессиональный театр имеет какой-то репертуар, какой-то вкус. То есть не каждая пьеса подойдет для Тюменского драматического театра, не каждая пьеса подойдет для «Современника». Как они ищут свой репертуар, так и мы ищем свой. А попробовать хочется многое».
Кстати, в ближайшем будущем поиск продолжится именно мастером абсурда Славомиром Мрожеком. Подготовка к спектаклю начнется уже в сентябре.
«Главное – выпустить хороший качественный спектакль, который будет греть душу сначала нам, а потом и нашим зрителям. А на хорошую вещь зритель в Тюмени всегда найдется».
Фото Александра ЗУБКОВА