Как прекрасен этот мир!
Музыкальная культура России понесла большую утрату – ушла из жизни великая оперная певица Ирина Архипова. Как она блистала в постановках высшего жанра музыкального искусства! Какое чудесное меццо-сопрано!
В 1960 году я была в Москве и купила билет в Большой театр на оперу Бизе «Кармен». Вспоминаю, как, радостная, быстро иду по направлению к театру. И вот я в зале, на опере о чувствах, любви и страданиях простых людей. Начинается энергичная жизнеутверждающая увертюра, но ее вторая часть говорит, что счастье, как и жизнь, может смениться трагедией и смертью.
Раздвигается занавес, на сцене площадь в Севилье, пестрая, живая, южная толпа. У табачной фабрики стоят солдаты караула, появляется молоденькая крестьянка Микаэла, она ищет своего жениха – драгуна Хозе. Приходит взвод солдат с Хозе, а в это время на фабрике обеденный перерыв, и на площадь выходят работницы. Среди них много ярких цыганок, и думаешь, не здесь ли Кармен? Но вот по лестнице спускается Кармен – Ирина Архипова… Боже! Красивая, в ниспадающем волнами красном платье, она сразу затмила всех исполнителей! Как она прекрасна и как столь же прекрасно поет «Хабанеру» – песню свободной любви! «У любви, как у пташки, крылья, ее никак нельзя поймать…»
Увидев Хозе, Кармен влюбилась, бросила ему на грудь цветок. Как естественно и свободно Архипова играет во всех сценах, как чудесно звучит ее голос и в пении «Сегедильи», и в кабачке у Лильяса Пастьи. «Туда, туда, в родные горы, ты бы со мной туда бежал», — уговаривает Xoзe уйти с ней к контрабандистам. Но скоро Кармен понимает, что Хозе – простоватый деревенский парень, не по ее свободолюбивой и энергичной натуре. А отважный тореодор Эскамильо – человек другого склада, который ей по душе.
В горах гадающие цыганки Мерседес и Фраскита радуются предстоящим успехам, а Кармен, бросив карты, угадала свою судьбу. И какой скорбный у нее голос: «А мне все смерть …» Наступает трагическая развязка, когда на мольбы Хозе Кармен отвечает то равнодушно, то с презрением, срывая с пальца кольцо, подаренное им. Она спешит к цирку, где Эскамильо…
Уходишь из театра, а в глазах – Кармен-Архипова, то поющая «Хабанеру», то пронзенная кинжалом, падающая на руки Хозе. Какой замечательный голос, какие чувства!
Опера Бизе – выдающееся произведение. Чайковский назвал ее шедевром и предсказал, что она будет очень популярна. Я познакомилась с музыкой этой оперы, когда училась в музыкальной школе Тюмени. Однажды наш учитель в качестве учебного задания дал мне и другому ученику разучить в четыре руки переложенный для рояля отрывок из антракта к третьему акту оперы «Кармен».
В летнее время в доперестроечную Тюмень ежегодно приезжали на гастроли театры оперы и балета из Свердловска, Перми, Новосибирска. Как это было замечательно! За прожитые годы на опере «Кармен» мне посчастливилось побывать семь раз! Певицы из приезжих театров пели в опере Бизе хорошо, но я всегда вспоминала Кармен в исполнении Ирины Константиновны. Светлая память о народной артистке СССР, великой певице сохранится в сердцах любящих классическое искусство оперы.
Опера – довольно старый вид искусства. Исследователи пишут, что в Европе этот жанр появился в XVII веке. В России одним из создателей оперы был Евстафий Фомин (вторая половина XVIII века), перу которого принадлежит несколько опер, в частности «Новгородский богатырь Боеславич». Либретто к ней написала Екатерина II. Опера была поставлена в Петербурге в 1786 году. В XIX и XX веках в России был целый ряд великих мастеров русской оперы: Михаил Глинка, Модест Мусоргский, Николай Римский-Корсаков, Петр Чайковский. Они создавали оперы с патриотическими сюжетами, отражали исторические судьбы Родины и выступали против насилия над личностью.
Жаль, что в Тюмени нет театра оперы и балета. Попытки некоторых энтузиастов его создать не состоялись, как видно, по ряду важных причин. Кто-то ныне считает, что этот музыкальный жанр устарел. Но это не так, опера необходима современности. Она уводит зрителя в пленительный мир, где живы любовь, героизм, самопожертвование и благородство! Великое может устареть только для тех, кто далек от настоящего большого искусства и не понимает его.