Незабываемый и родной
история
Многие любят жемчужину Тюменского края – монастырский комплекс Абалак, но не все знают о трудностях восстановления обители, разрушенной в советское время. Мне довелось быть свидетелем этой эпопеи.
------
• Парящая над Иртышом
«Абалак» в переводе с местного наречия означает «белая птица». Место это означено особым откровением свыше в связи с явлением иконы Божией Матери. Здесь с 1636 года существовала скромная православная церковь, а в 1783 году основали Абалакский Знаменский мужской монастырь.
С возвышенности, на которой стоит монастырь, открывается прекрасный ландшафт: две широкие синеющие полосы – современный Иртыш и старица протекают в долине, теряясь в отдалении. На левом берегу летом – изумительные по красоте ярко-зеленые луга с кустарником, а зимой простирается необозримая белоснежная равнина. Возвышаясь белыми храмами, высокой белокаменной оградой, монастырь главенствует над окружающим пространством, становясь неотъемлемой частью пейзажа.
Обитель с четырех сторон обнесена каменной оградой протяженностью до трехсот метров. Сегодня в ограде двое ворот. С восточной стороны – въездные во внутренний двор, с западной, напротив входа в главный храм, устроены довольно большого размера «Святые ворота», предназначенные для богомольцев.
Во дворе взору предстают храм Святителя Николая, построенный в честь Абалакского чудотворного образа Божией Матери, и храм в честь преподобной Марии Египетской, помещенный во втором ярусе высокой, красивой по архитектуре колокольне. Незадолго до разорения монастыря в 1924 году эти церкви стояли с вызолоченными крестами, поправленной штукатуркой, заново выбеленные известью и раскрашенные в разные цвета, как принято было в Древней Руси. Колокольня местами была покрашена желтой краской, крыши церквей – зеленой. Разнообразная расцветка делала их привлекательными, придавала обители уют.
В конце XIX века при входе вовнутрь Абалакского монастыря можно было увидеть несколько деревянных построек, предназначенных для настоятеля и братии, а также гостиницу для богомольцев. Хозяйственные постройки помещались в юго-восточной части двора, в южной стене каменной ограды находилась деревянная калитка, ведущая в огород, на кладбище и к новой каменной гостинице. Если прибавить ко всему цветники в опрятном дворе, аллеи столетних елей, прекрасный яблоневый сад и сохранившийся по сей день рыбный пруд (братия именуют его Ермаковским), вспомнить о богатом устройстве храмов, то можно получить хотя бы малое представление о самом красивом и богатом монастыре Сибири.
• Второе рождение
Восстановление святой обители началось в 1989 году. По благословению епископа Феодосия заново создавался абалакский приход, окормляемый иереем Виктором. Во временно приспособленной церкви иеромонахами Феофаном и Ионой по воскресным и праздничным дням совершались первые богослужения. В июне 1990 года епископ Тобольский и Тюменский Антоний с собором духовенства освятили церковь при Марии Египетской. В том же месяце преосвященным Антонием был пострижен в священный монашеский сан и назначен духовником обители иеромонах Авраам.
В следующем году монастырю передают соборные храмы в честь Божией Матери «Знамения», Святителя Николая Чудотворца и одноэтажное здание Братского корпуса. В церкви преподобной Марии Египетской устанавливается иконостас из храма Всех Святых города Тюмени, а из Архиерейского дома отселяют школу-интернат. Для оказания помощи в восстановлении обители по благословению владыки Димитрия в апреле 1992 года в монастырь направляется послушник Валерий Стекольщиков, будущий иеродиакон Тимофей. И, наконец, в 1993 году монастырю возвращают все другие ранее принадлежавшие обители здания, но в крайне разрушенном состоянии.
«Святых ворот» тогда не было. В монастырь входили через калитку со стороны Иртыша при помощи звонка. Сейчас после ужина и вечернего правила братия выходит через эту калитку на крестный ход вокруг монастыря. В руинах, без куполов и крестов, с проломленными стенами и искореженными оконными решетками стояли Никольский и Знаменский храмы. К церкви Марии Египетской, где помещалась уже освященная икона Абалакской Божией Матери, где по выходным и праздникам иеромонах Симеон совершал богослужения, в дождь ходили по доскам – «кладочкам». Помню, как в Знаменском храме пробиралась и я по развалинам к месту обычного расположения храмовых икон – справа от руин царских врат, чтобы просто постоять там.
Трудно было поверить, что при такой разрухе в обители когда-нибудь возобновится монастырская жизнь. И тем не менее жизнь уже теплилась: на втором этаже гостиного корпуса жили священник и псаломщик, а на первом оборудовали кухню, трапезную и склад. Монастырь жил в ожидании приезда Патриарха. Впервые почти за 400 лет сущест-вования Сибирской митрополии Тобольско-Тюменскую епархию должен был посетить Патриарх всея Руси Алексий II.
• Благословение
Все усилия пришлось сосредоточить на реставрации Знаменского храма. В нем возвели временные престол, царские и боковые врата и амвон. Проделали большую работу по очистке территории, храмов и строений. Помогали студенты: в то лето убирали из разрушенного монашеского корпуса бетонные подушки – основания для токарных станков. Не хватало рабочих рук и средств, и к приезду патриарха Алексия II монастырь оставался в руинах...
Кто-то из паломников того времени оставил в обители такие стихи:
Как оказалась ты, душа,
«На диком бреге Иртыша»?
Ты шла сюда давно и долго,
Днепр позади, Нева и Волга.
И вот пред Иртышом стоишь,
Тебя волнует он, Иртыш,
Ты смотришь, потрясенный зритель,
На абалакскую обитель.
24 июня 1994 года предстоятель Русской православной церкви Алексий II прибыл в Тюмень. Из Тюмени его святейшество сразу направился в Абалак, где в Знаменском соборе отслужил краткий молебен иконе Божией Матери.
После отъезда Патриарха монастырем управлял иеромонах Симеон, при котором был совершен постриг в священный монашеский сан двух послушников с именами Филиппа и Ионы.
В настоятельство отца Симеона в Знаменском соборе уже велись штукатурно-отделочные работы, запустили котельную, решался вопрос с отоплением церкви Марии Египетской и жилого гостиного корпуса. Художник Олег Зеньковский в содружестве со столяром Вячеславом Рыковым соорудили резную деревянную часовню, был выложен плитами двор и появилась летняя трапезная.
Монастырский быт, его неустроенность воспринимались тогда очень естественно. Запомнились мелочи, многое говорящие о том времени: например, цветочная ваза с отбитым краем, в которой братия за неимением заварника настаивала чай. Перед отъездом нас неожиданно позвали к отцу Симеону – батюшка хотел узнать наши имена, чтобы занести их в тетрадь на вечное поминовение о здравии на Абалаке.
В 2010 году Тобольской епархии исполняется 390 лет. 20 лет при архипастырском служении владыки Тобольского и Тюменского Димитрия в епархии ведутся восстановительные работы. На Абалаке позолотили купола, ведется отделка, восстанавливаются фрески. Дошла очередь и до храма Святителя Николая Чудотворца, стало быть, сбываются пожелания Патриарха Алексия II. Мир святой обители!
Ася КОРНЕВА,
искусствовед, г. Тюмень
Фото Сергея КУЗНЕЦОВА