Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Животворящие святыни города на синей реке

Общество, 09:30, 12 августа 2010, Наталья КУТЫРЕВА
Слушать новость
Животворящие святыни города на синей реке. .

духовность
Храмы земли Ишимской – неотъемлемая часть культурно-образовательного пространства. Так как «душа обязана трудиться», ее следует обогащать и изредка подпитывать чувством любви к Родине. Если этот процесс станет жизненной нормой, можно будет на законных основаниях говорить о существовании духовной культуры.

------

Как прекрасно жить по велению души и сердца! Если первая просит отдыха от мирской суеты, узнавания чудесного, доселе невиданного, а второе ему вторит, тогда в путь! Как там у классика: «Хорошо гулять по свету то в коляске, то верхом...» Современная цивилизация предоставляет огромный выбор средств передвижения. Паломники из Тюмени, к примеру, прибыли в Ишим на комфортабельном автобусе. Не буду лукавить, дескать, повстречала их нежданно-негаданно. Знала, ведала и заранее оповещена была. «Группы туристов в Ишим привозим второй год подряд, чтобы они узнали о ваших святынях, наполнились духовным здоровьем и поделились им со своими домашними», – о цели визита тюменцев рассказала экскурсовод и руководитель паломнических групп отдела Тобольско-Тюменской епархии «Сибирский паломник» Ирина Наумова.

• Духовная слава Ишим-града?


Со святынями Ишима гостей города традиционно знакомит ведущий специалист культурного центра Петра Ершова Геннадий Крамор, краеведческие интересы которого как нельзя лучше совпадают с тематикой данного маршрута. Много лет являясь главным редактором краеведческого альманаха «Коркина слобода» и членом редакционной коллегии детского познавательного журнала «Конек-Горбунок», он исследует и изучает историю православия в Сибири. Со своей духовно-просветительской миссией Геннадий Андреевич отлично справляется, о чем свидетельствуют звание лауреата фестивалей «Тюменская пресса — 2006» в номинации «Общественный корреспондент года», «Православие и СМИ» (2007 год) в номинации «Пресса». Два года назад редакционный коллектив «Конька-Горбунка» был удостоен Гран-при VIII межрегионального конкурса-фестиваля «Православие и СМИ», традиционно проводимого в Тобольске.

– Хорошо, что люди приезжают в Ишим и узнают о богатой истории края, – констатирует краевед. – К сожалению, наш город оказался вне проложенных туристических маршрутов Тюменской области... Инициатором «ишимского» выступил паломнический отдел Тобольско-Тюменской епархии. Два года назад Ишимское благочиние озадачили приемом его сотрудники. Отец Владимир (благочинный Ишимского благочиния, настоятель прихода храма во имя Святителя Николая, священник Владимир Ашмарин) попросил меня помочь.

Экскурсия «Православные святыни Ишима» очень понравилась сотрудникам отдела. Так началось наше сотрудничество, ставшее постоянным. Главная задача – не только познакомить гостей с храмами, но и рассказать о людях, составляющих духовную славу Ишима. Это и Прасковья Луполова, и Петр Ершов...

---

Трехчасовая экскурсия по родному граду пролетела как в сказке. Словно за волшебным клубком следуя, замирали в православных храмах, переносились на столетия назад, «взлетали» над старинной частью «города на синей реке», панорама которой, кстати, очень напоминает рыбу-кит...

---

Побывали и в самом культурном центре Ершова, где размещены уникальные материалы экспозиции «Неизвестный Ершов». Петр Павлович был глубоко верующим. В Богоявленском соборе Ишима его крестил священник Иоанн Симонов. И жил писатель «с Богом в душе». В Тобольском музее хранится рукописная Библия, переведенная им с церковно-славянского. Кандидат филологических наук, доцент Ишимского педагогического института, почетный гражданин города Татьяна Савченкова постоянно делает новые открытия, доказывающие, как для народного автора «важно понятие Божественного промысла», отыскивая подтверждения этому в его эпистолярном наследии.

Обидно, что на малой родине писателя (в двенадцати километрах от Ишима) путешественникам побывать не удалось.

Да и показывать там, честно говоря, нечего. Полынь да бурьян окружают сгоревший в мае 2009 года храм Петра Столпника, что пытались заново отстроить на месте снесенного. А ведь о строительстве оного хлопотал сам Петр Павлович. В книге «Ишим далекий-близкий» доктор филологических наук, профессор Юрий Дворяшин цитирует строки из письма сказочника, передающие его эмоциональное состояние:

«Я целую ночь не спал, раздумывая о том – неужели Господь будет так милостлив, что исполнится давнишнее мое желание, освятится место моего рождения и восхвалится имя моего святого. И как приятно было слышать от старых крестьян нелицемерные похвалы моему отцу! Все это составило для меня 22 число одним из приятнейших дней жизни...»

Рассказывая о духовных святынях Ишима, невозможно обойти вниманием Прасковью Луполову, бронзовый памятник которой работы Вячеслава Клыкова стал символом паломничества Тобольско-Тюменской епархии. «Этот подвиг достоин всероссийского признания, а может, со временем и всецерковного», – отзывался скульптор. Девушка прошла пешим ходом от Ишима до Санкт-Петербурга, получила у царя аудиенцию, вымолив помилование для ссыльного отца, и удалилась в женский монастырь. О ней написаны романы, режиссером из Питера Константином Артюховым снят документальный фильм, снискавший массу призов на международных кинофестивалях, писателем из Ростовской области Юрием Харламовым написана сказка для детей «Девочка и царь» – благодатная почва для взращивания «чувств добрых» литературным словом.

• Святыня, сила, красота неземная...


Гости города побывали в трех действующих храмах. Начали с Никольского, откуда с посохом и иконой «шествует» Прасковья. На средства, завещанные некогда купцом Николаем Черняковским, здесь был построен целый храмовый комплекс: сама церковь (в 1891 году), четыре часовни, одна из которых сохранилась, и два двухэтажных здания, уцелевшие до наших дней. Пятиглавая церковь с золочеными куполами, возведенная в русско-византийском стиле, имеет форму креста.

В ней два престола: во имя Святителя и Чудотворца Николая и во имя святого благоверного князя Александра Невского. В 1937 году ее закрыли. Возобновились богослужения в 1944 году. Новый резной иконостас установили к тысячелетию Крещения Руси. Над благоустройством церкви долго трудился ее настоятель протоиерей Федор Олексюк – благочинный Ишимского округа. Окрест храмовых строений – великолепный лиственно-хвойный сад, выращенный его же стараниями. Икона святой Ефимии, ныне находящаяся в Никольской церкви, является пока местночтимой, но прежде являла чудотворения, исцеляя и спасая от пожаров жителей села Прокуткинского.

Исторически три храмовых сооружения Ишима возвышались над деревянными строениями, придавая местности возвышенно-утонченный облик: Богоявленский собор, Никольская и Троицкая церкви. Последняя, к сожалению, не сохранилась.

К собору же паломники устремились по самой старой улице Ленина, носившей некогда название Большеникольской (у собора, как известно, шумела Никольская ярмарка). По пути знакомились с купеческими домами из дерева и красного кирпича, слушали рассказ о домовой церкви во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, открытой в XIX веке при Ишимском духовном училище (сейчас в нем располагается первый корпус пединститута). Здание великолепно сохранилось и служит делу образования, но людская память бережно хранит воспоминания о прежних службах, сопровождавшихся пением обучаемых там псаломщиков.

---

Соборная площадь – историческое «сердце» града. Здесь располагался Коркинский острог. Казаки охраняли границы Российского государства, крестьяне же землю пахали и служивых кормили. Первоначально здесь воздвигли бревенчатую Никольскую церковь, вспыхнувшую от пожарища в 1726 году. В 1782-м указом императрицы слобода получила статус города.

---

Грандиозный Богоявленский собор (примерно с восьмиэтажный дом) в стиле барокко возводили около сорока лет на средства прихожан, искусно отделывая лепниной с завитками растительного происхождения. Внутреннюю роспись выполняли местные иконописцы. В Ишиме тогда имелись две иконописные мастерские, принадлежавшие Сергею Багишеву и Иосифу Хлопотову. Сделали три престола: в честь Богоявления Господня, во имя Святителя и Чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского, и в честь Успения Богоматери. В приход собора входили жители города и окрестных селений, была создана шикарная библиотека и воскресная школа...

--

В 1934 году храм превратили в зерносклад, позже передали горводоканалу. Потребовались десятилетия, прежде чем его вновь наполнили молебны, а мелодичный утонченный колокольный звон поплыл над рекой.

---

Восстанавливали (как и строили) всем миром. Для этого в 1989 году православные прихожане объединились в общество «Собор» и официально зарегистрировались в исполкоме горсовета. Среди энтузиастов, ратовавших за возрождение храма, был и нынешний его настоятель, епископ Домодедовский Евтихий.

В божьем доме находятся святыни, переданные из-за рубежа. А на самом большом колоколе сделана надпись «Геннадий убогий» в честь юродивого Геннадия, жаловавшего при жизни всю пенсию на восстановление храма (о нем в своем произведении «Пожароопасный период» вспоминает и писатель Николай Денисов).

По эскизу Геннадия сделаны резные крыльца и железные ворота для Покровской церкви, что является единственным памятником деревянного храмового зодчества Приишимья. Здесь, расположившись в тени дерев, паломники внимали рассказу о «рождении» церкви в 1916 году и чудесных явлениях, происходивших с иконой Спаса Нерукотворного 17 октября 2002 года. Чудо засвидетельствовали паломники и официально признал епархиальный совет Тобольско-Тюменской епархии... От уничтожения в период революционного лихолетия церковь уберег староста Евстафий довольно-таки авантюрным способом. Узнав, что принято решение о ее сносе, пришел в горсовет с копией «важного документа», якобы разрешающего верующим рабочим железнодорожной станции Ишим собирать средства на строительство церкви. Документ был подписан Ульяновым-Лениным, и градоначальники спасовали...

Далее паломники отправились в Черемшанку к чудодейственному колодцу, сооруженному на месте явления иконы святого пророка Иоанна Крестителя. В настоящее время в селе восстанавливается церковь Рождества Иоанна Крестителя.

А мы, ишимцы, продолжаем «собирать камни». На новых остановочных комплексах городского автотранспорта, к примеру, разместили огромные плакаты со святынями Ишима, взывающие: «Сохраним вместе!»

Наталья КУТЫРЕВА, г. Ишим

Фото автора

духовность
Храмы земли Ишимской – неотъемлемая часть культурно-образовательного пространства. Так как «душа обязана трудиться», ее следует обогащать и изредка подпитывать чувством любви к Родине. Если этот процесс станет жизненной нормой, можно будет на законных основаниях говорить о существовании духовной культуры.

------

Как прекрасно жить по велению души и сердца! Если первая просит отдыха от мирской суеты, узнавания чудесного, доселе невиданного, а второе ему вторит, тогда в путь! Как там у классика: «Хорошо гулять по свету то в коляске, то верхом...» Современная цивилизация предоставляет огромный выбор средств передвижения. Паломники из Тюмени, к примеру, прибыли в Ишим на комфортабельном автобусе. Не буду лукавить, дескать, повстречала их нежданно-негаданно. Знала, ведала и заранее оповещена была. «Группы туристов в Ишим привозим второй год подряд, чтобы они узнали о ваших святынях, наполнились духовным здоровьем и поделились им со своими домашними», – о цели визита тюменцев рассказала экскурсовод и руководитель паломнических групп отдела Тобольско-Тюменской епархии «Сибирский паломник» Ирина Наумова.

• Духовная слава Ишим-града?


Со святынями Ишима гостей города традиционно знакомит ведущий специалист культурного центра Петра Ершова Геннадий Крамор, краеведческие интересы которого как нельзя лучше совпадают с тематикой данного маршрута. Много лет являясь главным редактором краеведческого альманаха «Коркина слобода» и членом редакционной коллегии детского познавательного журнала «Конек-Горбунок», он исследует и изучает историю православия в Сибири. Со своей духовно-просветительской миссией Геннадий Андреевич отлично справляется, о чем свидетельствуют звание лауреата фестивалей «Тюменская пресса — 2006» в номинации «Общественный корреспондент года», «Православие и СМИ» (2007 год) в номинации «Пресса». Два года назад редакционный коллектив «Конька-Горбунка» был удостоен Гран-при VIII межрегионального конкурса-фестиваля «Православие и СМИ», традиционно проводимого в Тобольске.

– Хорошо, что люди приезжают в Ишим и узнают о богатой истории края, – констатирует краевед. – К сожалению, наш город оказался вне проложенных туристических маршрутов Тюменской области... Инициатором «ишимского» выступил паломнический отдел Тобольско-Тюменской епархии. Два года назад Ишимское благочиние озадачили приемом его сотрудники. Отец Владимир (благочинный Ишимского благочиния, настоятель прихода храма во имя Святителя Николая, священник Владимир Ашмарин) попросил меня помочь.

Экскурсия «Православные святыни Ишима» очень понравилась сотрудникам отдела. Так началось наше сотрудничество, ставшее постоянным. Главная задача – не только познакомить гостей с храмами, но и рассказать о людях, составляющих духовную славу Ишима. Это и Прасковья Луполова, и Петр Ершов...

---

Трехчасовая экскурсия по родному граду пролетела как в сказке. Словно за волшебным клубком следуя, замирали в православных храмах, переносились на столетия назад, «взлетали» над старинной частью «города на синей реке», панорама которой, кстати, очень напоминает рыбу-кит...

---

Побывали и в самом культурном центре Ершова, где размещены уникальные материалы экспозиции «Неизвестный Ершов». Петр Павлович был глубоко верующим. В Богоявленском соборе Ишима его крестил священник Иоанн Симонов. И жил писатель «с Богом в душе». В Тобольском музее хранится рукописная Библия, переведенная им с церковно-славянского. Кандидат филологических наук, доцент Ишимского педагогического института, почетный гражданин города Татьяна Савченкова постоянно делает новые открытия, доказывающие, как для народного автора «важно понятие Божественного промысла», отыскивая подтверждения этому в его эпистолярном наследии.

Обидно, что на малой родине писателя (в двенадцати километрах от Ишима) путешественникам побывать не удалось.

Да и показывать там, честно говоря, нечего. Полынь да бурьян окружают сгоревший в мае 2009 года храм Петра Столпника, что пытались заново отстроить на месте снесенного. А ведь о строительстве оного хлопотал сам Петр Павлович. В книге «Ишим далекий-близкий» доктор филологических наук, профессор Юрий Дворяшин цитирует строки из письма сказочника, передающие его эмоциональное состояние:

«Я целую ночь не спал, раздумывая о том – неужели Господь будет так милостлив, что исполнится давнишнее мое желание, освятится место моего рождения и восхвалится имя моего святого. И как приятно было слышать от старых крестьян нелицемерные похвалы моему отцу! Все это составило для меня 22 число одним из приятнейших дней жизни...»

Рассказывая о духовных святынях Ишима, невозможно обойти вниманием Прасковью Луполову, бронзовый памятник которой работы Вячеслава Клыкова стал символом паломничества Тобольско-Тюменской епархии. «Этот подвиг достоин всероссийского признания, а может, со временем и всецерковного», – отзывался скульптор. Девушка прошла пешим ходом от Ишима до Санкт-Петербурга, получила у царя аудиенцию, вымолив помилование для ссыльного отца, и удалилась в женский монастырь. О ней написаны романы, режиссером из Питера Константином Артюховым снят документальный фильм, снискавший массу призов на международных кинофестивалях, писателем из Ростовской области Юрием Харламовым написана сказка для детей «Девочка и царь» – благодатная почва для взращивания «чувств добрых» литературным словом.

• Святыня, сила, красота неземная...


Гости города побывали в трех действующих храмах. Начали с Никольского, откуда с посохом и иконой «шествует» Прасковья. На средства, завещанные некогда купцом Николаем Черняковским, здесь был построен целый храмовый комплекс: сама церковь (в 1891 году), четыре часовни, одна из которых сохранилась, и два двухэтажных здания, уцелевшие до наших дней. Пятиглавая церковь с золочеными куполами, возведенная в русско-византийском стиле, имеет форму креста.

В ней два престола: во имя Святителя и Чудотворца Николая и во имя святого благоверного князя Александра Невского. В 1937 году ее закрыли. Возобновились богослужения в 1944 году. Новый резной иконостас установили к тысячелетию Крещения Руси. Над благоустройством церкви долго трудился ее настоятель протоиерей Федор Олексюк – благочинный Ишимского округа. Окрест храмовых строений – великолепный лиственно-хвойный сад, выращенный его же стараниями. Икона святой Ефимии, ныне находящаяся в Никольской церкви, является пока местночтимой, но прежде являла чудотворения, исцеляя и спасая от пожаров жителей села Прокуткинского.

Исторически три храмовых сооружения Ишима возвышались над деревянными строениями, придавая местности возвышенно-утонченный облик: Богоявленский собор, Никольская и Троицкая церкви. Последняя, к сожалению, не сохранилась.

К собору же паломники устремились по самой старой улице Ленина, носившей некогда название Большеникольской (у собора, как известно, шумела Никольская ярмарка). По пути знакомились с купеческими домами из дерева и красного кирпича, слушали рассказ о домовой церкви во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, открытой в XIX веке при Ишимском духовном училище (сейчас в нем располагается первый корпус пединститута). Здание великолепно сохранилось и служит делу образования, но людская память бережно хранит воспоминания о прежних службах, сопровождавшихся пением обучаемых там псаломщиков.

---

Соборная площадь – историческое «сердце» града. Здесь располагался Коркинский острог. Казаки охраняли границы Российского государства, крестьяне же землю пахали и служивых кормили. Первоначально здесь воздвигли бревенчатую Никольскую церковь, вспыхнувшую от пожарища в 1726 году. В 1782-м указом императрицы слобода получила статус города.

---

Грандиозный Богоявленский собор (примерно с восьмиэтажный дом) в стиле барокко возводили около сорока лет на средства прихожан, искусно отделывая лепниной с завитками растительного происхождения. Внутреннюю роспись выполняли местные иконописцы. В Ишиме тогда имелись две иконописные мастерские, принадлежавшие Сергею Багишеву и Иосифу Хлопотову. Сделали три престола: в честь Богоявления Господня, во имя Святителя и Чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского, и в честь Успения Богоматери. В приход собора входили жители города и окрестных селений, была создана шикарная библиотека и воскресная школа...

--

В 1934 году храм превратили в зерносклад, позже передали горводоканалу. Потребовались десятилетия, прежде чем его вновь наполнили молебны, а мелодичный утонченный колокольный звон поплыл над рекой.

---

Восстанавливали (как и строили) всем миром. Для этого в 1989 году православные прихожане объединились в общество «Собор» и официально зарегистрировались в исполкоме горсовета. Среди энтузиастов, ратовавших за возрождение храма, был и нынешний его настоятель, епископ Домодедовский Евтихий.

В божьем доме находятся святыни, переданные из-за рубежа. А на самом большом колоколе сделана надпись «Геннадий убогий» в честь юродивого Геннадия, жаловавшего при жизни всю пенсию на восстановление храма (о нем в своем произведении «Пожароопасный период» вспоминает и писатель Николай Денисов).

По эскизу Геннадия сделаны резные крыльца и железные ворота для Покровской церкви, что является единственным памятником деревянного храмового зодчества Приишимья. Здесь, расположившись в тени дерев, паломники внимали рассказу о «рождении» церкви в 1916 году и чудесных явлениях, происходивших с иконой Спаса Нерукотворного 17 октября 2002 года. Чудо засвидетельствовали паломники и официально признал епархиальный совет Тобольско-Тюменской епархии... От уничтожения в период революционного лихолетия церковь уберег староста Евстафий довольно-таки авантюрным способом. Узнав, что принято решение о ее сносе, пришел в горсовет с копией «важного документа», якобы разрешающего верующим рабочим железнодорожной станции Ишим собирать средства на строительство церкви. Документ был подписан Ульяновым-Лениным, и градоначальники спасовали...

Далее паломники отправились в Черемшанку к чудодейственному колодцу, сооруженному на месте явления иконы святого пророка Иоанна Крестителя. В настоящее время в селе восстанавливается церковь Рождества Иоанна Крестителя.

А мы, ишимцы, продолжаем «собирать камни». На новых остановочных комплексах городского автотранспорта, к примеру, разместили огромные плакаты со святынями Ишима, взывающие: «Сохраним вместе!»

Наталья КУТЫРЕВА, г. Ишим

Фото автора



В Тюменской области пройдет показ молодежных короткометражек

23 ноября

Призывники, проходящие службу в Росгвардии в Тюмени, написали письма мамам

23 ноября