Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

В сердцах тюменцев песни твои

Общество, 09:42, 11 августа 2010, Татьяна ГУЛЯЕВА
Слушать новость
В сердцах тюменцев песни твои. .

В этом году 9 августа народный артист СССР Юрий Александрович Гуляев отметил бы 80-летие


личность
У Юрия Гуляева юбилей. Но судьба распорядилась иначе. Он ушел из жизни полным творческих сил, не дожив до 56 лет. Болезнь не дала ему осуществить многое из задуманного. Юрий Александрович Гуляев (1930—1986 гг.), уроженец города Тюмени, был одним из прославленных отечественных певцов XX века. Его знали и им восхищались как в нашей стране, так и за рубежом. Этот замечательный певец объездил с гастролями почти весь мир.

------

• Сибирский соловей


Гуляев пел в Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Румынии, Югославии, Польше, Австрии, Германии, Франции, Японии, США, Канаде, Кубе, выступал в городах и в самых отдаленных уголках нашей Родины.

Талантливый певец был солистом Свердловского академического теат-ра оперы и балета им. Луначарского (1954—1956 гг.), Донецкого академического русского театра оперы и балета (1956—1960 гг.), Государственного академического театра оперы и балета Украинской ССР им. Шевченко (1960—1975 гг.), Государственного академического Большого театра Союза СССР (1975—1986 гг.).

В 1959 году стал лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Вене, получил золотую медаль за исполнение каватины Фигаро и русской песни «Из-за острова на стрежень». В 1960 году получил звание заслуженного артиста Украины, в 1961-м — народного артиста Украины. В 1968 году стал народным артистом СССР.

В 1975-м получил звание лауреата Государственной премии СССР за исполнение концертных программ 1971—1974 годов. Награжден орденами Трудового Красного Знамени и Дружбы народов.

Получив приглашение в труппу Большого театра весной 1975 года, Юрий Александрович спел все заглавные партии баритона: Евгения Онегина в одноименной опере и Роберта в «Иоланте» Петра Чайковского, Фигаро в «Севильском цирюльнике» Джоаккино Россини, Эскамильо в опере Жоржа Бизе «Кармен» и другие.

---

Юрий Гуляев был не только оперным певцом, но и активным и постоянным камерным исполнителем. Вместе со своим талантливым партнером, другом и единомышленником пианисткой Розалией Трохман они создали вдохновенный дуэт голоса и фортепиано. В их исполнении великолепно прозвучали неповторимые рахманиновские романсы «Вчера мы встретились», «Я опять одинок» и другие.

---

Долгие годы исполнение Гуляевым многих романсов будет считаться эталонным. В свои концертные программы он включал и песни советских композиторов. Вокальный цикл «Созвездие Гагарина» композитора Александры Пахмутовой и поэта Николая Добронравова создавался индивидуально для Гуляева. И недаром этот цикл стал одной из самых ярких страниц его творческой биографии. Юрий Гуляев был известен как исполнитель русских и украинских народных песен, которые он полюбил задолго до того, как стал оперным певцом.

Юрий Александрович прекрасно владел баяном, неизменным спутником русского народного музыкального быта.

Тюменцы по праву могут гордиться своим земляком. Он прославил Тюмень и страну на весь мир.

А свой город Юрий Александрович не забывал, гордился Тюменью — столицей нефтяного края. Родному городу Гуляев посвятил песню «Родина первой любви» на слова Марка Лисянского. В 2005 году Юрий Гуляев заслуженно получил звание почетного гражданина города Тюмени.

Как считают многие тюменцы, необходимо продолжить традицию проводить конкурсы оперных певцов имени Юрия Гуляева на родине артиста. Растут в Тюмени будущие Гуляевы.

Вот имена талантов, которые стали известными на концерте «Молодые виртуозы Тюмени», открывшем фестивальные встречи «Осенняя рапсодия», которые проводились в Тюмени в 2005 году в честь 75-летия со дня рождения артиста: это Михаил Шепеленко, воспитанник музыкальной школы № 1 (педагог Г. Логачева) и Кристина Дергач (педагог В. Панова, заслуженный работник культуры РФ) из школы искусств «Гармония». Из этой же школы, кстати, вышли лауреаты Второго Всероссийского конкурса оперных певцов имени Юрия Гуляева Андрей Вылегжанин и Ирина Бибеева, заслуженная артистка России.

Проведение Всероссийских конкурсов оперных певцов имени Юрия Гуляева непременно станет настоящим событием в культурной жизни края.

«Я за такой конкурс молодых исполнителей, – рассуждает по этому поводу заслуженный работник культуры РФ Владимир Волчек, — который бы проходил в рамках фестивальных встреч».

Городской фестиваль «Осенняя рапсодия» вызвал особый интерес у жителей нашего города всех поколений, раскрыл многогранность таланта нашего земляка народного артиста СССР Юрия Гуляева – исполнителя оперных партий, романсов, народных песен и произведений современных композиторов. Хочется надеяться, что такие фестивали в Тюмени станут традиционными.

• «Желаю Вам...»


Родственники Юрия Гуляева в память о певце написали книгу  «Желаю Вам…», выпустило ее издательство Тюменского государственного университета. Это стало возможным благодаря архиву Юрия Александровича, сохраненному его родителями – Верой Федоровной и Александром Матвеевичем Гуляевыми. В нее вошли статьи и рецензии на его спектакли и камерные концерты, многочисленные интервью и фотографии из семейных альбомов. Пополнил этот багаж киевский фотограф Владимир Бродский.

К юбилею певца 17 сентября 2010 года в концертном зале имени Юрия Гуляева состоится вечер памяти с участием солистов Большого и Мариинского театров.

Фото из архива автора
---
родные о великом певце

Лариса ГУЛЯЕВА, вдова певца:


— Одно дело рассказать о том, как пел Юрий Гуляев, и другое – слышать его голос! Даже сейчас, наблюдая за молодежью, я вижу, что они не могут оторваться от экрана, слушая его видеозаписи. Если он пел старинные романсы – исполнял их так, как надо петь старинные романсы. Если русскую песню — это была именно русская песня, насыщенная русской красотой, русскими красками. Его прабабушка была донской казачкой, и задушевность, красота пения шли от корней – теплых, южных. Шел на сцену, как на исповедь, и перед каждым выступлением волновался. Он считал, что должен быть чист перед искусством и перед зрителем.

Борис ГУЛЯЕВ, родной брат:


— Юрий старше меня на 18 лет. Мы общались не много. Я родился в тот год, когда он уехал в Свердловск учиться в Уральской консерватории. А когда приезжал на каникулы, всегда привозил какие-то подарки, конфеты. Маленький был, но помню, как мы с ним фотографировались. Он как раз купил фотоаппарат. Жили скромно, денег не хватало. Так Юра, чтобы печатать снимки, сам собрал фотоувеличитель. Была у него инженерная жилка. Кстати, вся электропроводка в родительском доме была проведена самим Юрием. Но музыка взяла верх. Брат стал артистом. Повзрослев, я частенько ездил к Юре в гости, сначала в Киев, а потом в Москву. Во время этих встреч заметил, что интерес к технике у брата не пропал. В его квартире под мастерскую была отведена отдельная комната. Он показывал мне свои «сокровища». Какого только инструмента там не было! Даже сварочный аппарат стоял… А к творчеству знаменитого брата отношусь почтительно. Люблю слушать русские народные песни и романсы в исполнении Юры. Они занимают в моей жизни особое место.

Виктор ГУЛЯЕВ, племянник:


— Мне довелось побывать на концерте дяди Юры только один раз. Произошло это событие в декабре 1981 года. Я был девятилетним подростком, но детские впечатления от того выступления сохранил на всю жизнь. Мне очень понравилось, как дядя Юра исполнял русские народные песни, романсы, арии из опер. Но вот зазвучала серенада Дон Кихота Дмитрия Кабалевского. В заключительной части  музыкального произведения есть такие слова: «Потому-то, сеньорита, оттого-то для других закрыто сердце Дон Кихота». Пропев эти строчки, дядя Юра застегнул пуговицу на пиджаке. Этим движением он выразил особое чувство сценического образа — любовь и верность. Меня восхитил его голос, манера исполнения, артистичность. Тот концерт прошел блестяще, аплодисменты долго не смолкали.

Уже больше двадцати лет, как нет с нами славного певца, а его голос остался на кассетах и дисках. И каждый раз, слушая его в записях, с восторгом вспоминаю эту удивительную встречу с талантливым дядей.

Наталья ГУЛЯЕВА, племянница:


— В феврале 2002 года я и моя свекровь Татьяна Грищенко отправились на ее родину – Украину. Многое увидели, но самые сильные впечатления, конечно же, оставил Киев. Незабываемые чувства! Город огромный, но не вызывает никакой подавленности, все в какой-то природной гармонии, целесообразности.

С особым трепетом я стояла у здания Киевского оперного театра, в котором когда-то пел мой дядя, Юрий Александрович Гуляев. мне казалось, что энергетика этого старинного здания, все пространство вокруг напитано звуками голоса, неповторимого, такого знакомого и такого необъяснимо загадочного. И сегодня, спустя годы, эти часы у театра помню как счастливый миг своей жизни.

Перед отъездом в Тюмень по местному радио в городе Бердичеве передали концерт Юрия Гуляева. Я услышала, как отзываются о Юрии Александровиче украинцы: «Гарний спiвак». И я горжусь своим славным дядей.

Татьяна СЕНТЮРЕВА, племянница:


— Слышать живой голос Юрия Александровича, моего дяди, к сожалению, не довелось. Я была слишком мала, когда он ушел из жизни. В детстве слышала его пение с грампластинок на домашнем проигрывателе.

…Шли годы. Родители отдали меня в музыкальную школу по классу фортепиано. Мои педагоги – супружеская пара Владимир Викторович и Наталья Николаевна Сыцанко привили мне особенную любовь к классической музыке, романсам, песням. Я так им благодарна. Сейчас буквально заслушиваюсь ариями из опер в исполнении Юрия Александровича в записях. Самыми любимыми произведениями стали для меня каватина Алеко из одноименной оперы Сергея Рахманинова, ариозо Онегина из оперы Пет-ра Чайковского «Евгений Онегин», каватина Фигаро из оперы Джоаккино Россини «Севильский цирюльник»… А как прекрасно звучат в исполнении артиста старинные русские романсы!

Бывая на концертах классической музыки или слушая выступления солистов по радио и телевидению,  невольно сравниваю манеру исполнения Юрия Александровича с исполнением того или иного певца. Мне кажется, что тембр его голоса неповторим!

• Маргарита СОКОЛКОВА, племянница:


— Мой отец требовал, чтобы мы, дети, притихли, а сам бежал к приемнику или телевизору и с благоговением слушал. Не скажу, чтобы мне, тогда ребенку, нравились арии из опер, но всегда с интересом вглядывалась в экран – все-таки народный артист Советского Союза был двоюродным братом моего отца. Оба стройные, высокие, красивые, к тому же одногодки, они походили друг на друга. Мать Бориса Петровича Соколкова – Таисия Матвеевна была родной сестрой отца Юрия Гуляева.

Довелось встретиться с Юрием Александровичем только один раз. Можно сказать – к сожалению, а можно – к счастью, что все-таки встреча состоялась. В самом начале декабря 1981 года он приехал в Тюмень и дал концерт в филармонии. Отец очень хотел, чтобы мы познакомились, а мы с братом просто умирали от страха. Разве это возможно, что мы, обычные смертные, притом провинциалы, встретимся с всемирно известным артистом? Нас провели по служебному входу в гримерную к Юрию Александровичу. Все заготовленные вопросы сразу вылетели из головы. Просто хотелось слушать, смотреть и запоминать его лицо. Конечно, он расспрашивал о нашей семье, но времени на разговор перед концертом было немного, к тому же в гримерную то и дело заходили люди. Затем отец прошел в зал, а мне разрешили остаться за кулисами на сцене. Юрий Александрович пел русские народные песни, романсы, арии из опер. В ответ – аплодисменты, крики «браво» и «бис»: Тюмень его обожала. Во время концерта у Юрия Александровича отлетела от пиджака пуговица. В гримерной я пришила ему запасную, а эту до сих пор храню вместе с автографом.

Нужны были годы, чтобы я смогла не только оценить его талант и творчество, но и полюбить. Когда слушаю его записи, каждый раз щемит сердце – он слишком рано ушел.

Высочайшая техника исполнения и умение петь, вкладывая душу, сегодня большая редкость. Не потому ли у моей двадцатилетней дочери иногда блестят на глазах слезы, когда она, надев наушники, включает плеер с диском Юрия Гуляева?

---

коллеги о сибирском соловье

• Николай НЕКРАСОВ, дирижер, народный артист СССР:


— Звучит баритон – и сразу слышишь, что это Гуляев: голос богатый по тембру, оттенкам, красивый, ласковый, со своей манерой пения… Многие композиторы считали за честь доверять ему первое исполнение своих сочинений. Вспомним хотя бы его исполнение «Русского поля», «На безымянной высоте», «Горячего снега»…

• Александра ПАХМУТОВА, композитор, народная артистка СССР:


— Никогда не забуду его Папагено в «Волшебной флейте». Это был совершенно моцартовский, солнечный Папагено! Поразителен его Онегин, какой-то особенный – не обычный, высокомерный и холодный. В нем царило Ленское начало: этот человек страдал от гибели своих светлых устремлений.

...Вокальный цикл «Созвездие Гагарина» мы написали с Николаем Добронравовым для голоса и личности Гуляева… Бывают такие люди, которые олицетворяют обаяние и красоту нации. Мне кажется, такими были Юрий Гагарин и Юрий Гуляев.

• Николай ДОБРОНРАВОВ, поэт, лауреат Государственной премии СССР:


— Нам с Александрой просто посчастливилось с ним работать. Юрий Гуляев был великолепный артист, пел классику, русские романсы на прекрасные стихи. Я очень прислушивался к его замечаниям, которые он делал, когда мы показывали ему свои песни.

Юрий был мужественным красавцем, русским человеком, он очень любил, чтобы в песне было больше таких звуков, как «р», просил сделать так, чтобы произведение прозвучало, как хотел сам артист. Одним словом, жить с ним рядом, работать, выступать на сцене было огромной радостью, и самая большая печаль – что он так рано ушел от нас. Это невосполнимая потеря в искусстве.

• Ирина АРХИПОВА, народная артистка СССР:


— Больно, что нет с нами Юрия Гуляева. Радостно, что он был и будет всегда, потому что его голос неповторим, голос, который нельзя спутать ни с кем. Это было счастье — работать рядом с ним. Потому что он был личностью, а не только певцом.

• Махмуд ЭСАМБАЕВ, исполнитель танцев народов мира, народный артист СССР:


— Его не надо было отгадывать… Доброта у него выплескивалась, а улыбка обезоруживала любого. Это был необыкновенной простоты и души человек.

• Оскар ФЕЛЬЦМАН, композитор:


— Юрий Гуляев действительно красиво вошел в XXI век. Песни, романсы, арии из опер в его исполнении, сохранившиеся в многочисленных записях, и сейчас продолжают радовать людей. А вечера памяти и Всероссийские конкурсы молодых оперных певцов, которые по решению областного комитета по культуре принято проводить в Тюмени, будут способствовать сохранению памяти всемирно известного и признанного на родине и за рубежом народного артиста.

Валерий ШЕРСТОВ, вокалист, лауреат международных конкурсов:


— У Юрия Гуляева было одно качество, которое, как говорил Станиславский, невозможно воспитать, которому нельзя научить. Оно от Бога, от матери, дар свыше. Это обаяние. Он вышел на сцену и обаял публику …навсегда. Помню, прочитал в одной из рецензий на выступление Гуляева в Японии: «Уже по выходу к зрителю стало всем понятно, что это большой, настоящий артист, наполненный великой творческой энергией».

• Виктор ЕМЕЛЬЯНОВ, педагог, певец, автор методики обучения вокалу:


— Середина 60-х годов XX века. Мы, любители вокального искусства, завсегдатаи Большого и Малого залов Ленинградской филармонии, Мариинского театра, узнаем, что в наш город приезжает какой-то феноменальный баритон из Киева. Конечно же, на концерт попали и восприняли Гуляева как украинца. Ничего удивительного, у них красивые голоса. Ну а тембр у Гуляева просто неповторим! Один старейший педагог Ленинграда сказал тогда нам, студентам, будущим басам и баритонам: «Вот так надо петь. Тогда и вам будут в 30 лет давать высокие звания».

Впечатления тогда были потрясающие еще и потому, что Гуляев пел, как говорят, вживую. И еще: есть такие вокальные сочинения, когда произведение и его исполнитель как бы неразделимы, составляют единое целое. Как после Шаляпина, думаю, бесполезно кому-либо петь «Блоху» Мусоргского, так после Гуляева уже никому так не спеть «Знаете, каким он парнем был!»…

• Александр ЦИНЬКО, заслуженный артист России, солист Тюменской государственной филармонии:


— Впервые услышал Юрия Гуляева в начале 70-х годов. Тогда часто звучала по радио, на телеэкране песня Александры Пахмутовой «Знаете, каким он парнем был!». С профессиональным интересом стал вслушиваться в пение артиста, будучи студентом Барнаульского музыкального училища, а в Новосибирской консерватории стал настоящим фанатом Юрия Александровича. Из публикаций наших «настольных» журналов «Музыкальная жизнь», «Советская музыка» я узнал о таком понятии, как «гуляевский голос». Что это такое? Это благородный, мягкий тембр, «интеллект» в голосе. Многие поют только мелодию, зачастую не понимая смысла, сути, когда же пел Гуляев, меня всегда брало за душу, будь то народная песня или оперная ария.

• Тихон ХРЕННИКОВ, композитор, народный артист СССР:


— Гуляев — это баритон шаляпинской силы. Он великолепно пел классику и народные песни...

В этом году 9 августа народный артист СССР Юрий Александрович Гуляев отметил бы 80-летие


личность
У Юрия Гуляева юбилей. Но судьба распорядилась иначе. Он ушел из жизни полным творческих сил, не дожив до 56 лет. Болезнь не дала ему осуществить многое из задуманного. Юрий Александрович Гуляев (1930—1986 гг.), уроженец города Тюмени, был одним из прославленных отечественных певцов XX века. Его знали и им восхищались как в нашей стране, так и за рубежом. Этот замечательный певец объездил с гастролями почти весь мир.

------

• Сибирский соловей


Гуляев пел в Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Румынии, Югославии, Польше, Австрии, Германии, Франции, Японии, США, Канаде, Кубе, выступал в городах и в самых отдаленных уголках нашей Родины.

Талантливый певец был солистом Свердловского академического теат-ра оперы и балета им. Луначарского (1954—1956 гг.), Донецкого академического русского театра оперы и балета (1956—1960 гг.), Государственного академического театра оперы и балета Украинской ССР им. Шевченко (1960—1975 гг.), Государственного академического Большого театра Союза СССР (1975—1986 гг.).

В 1959 году стал лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Вене, получил золотую медаль за исполнение каватины Фигаро и русской песни «Из-за острова на стрежень». В 1960 году получил звание заслуженного артиста Украины, в 1961-м — народного артиста Украины. В 1968 году стал народным артистом СССР.

В 1975-м получил звание лауреата Государственной премии СССР за исполнение концертных программ 1971—1974 годов. Награжден орденами Трудового Красного Знамени и Дружбы народов.

Получив приглашение в труппу Большого театра весной 1975 года, Юрий Александрович спел все заглавные партии баритона: Евгения Онегина в одноименной опере и Роберта в «Иоланте» Петра Чайковского, Фигаро в «Севильском цирюльнике» Джоаккино Россини, Эскамильо в опере Жоржа Бизе «Кармен» и другие.

---

Юрий Гуляев был не только оперным певцом, но и активным и постоянным камерным исполнителем. Вместе со своим талантливым партнером, другом и единомышленником пианисткой Розалией Трохман они создали вдохновенный дуэт голоса и фортепиано. В их исполнении великолепно прозвучали неповторимые рахманиновские романсы «Вчера мы встретились», «Я опять одинок» и другие.

---

Долгие годы исполнение Гуляевым многих романсов будет считаться эталонным. В свои концертные программы он включал и песни советских композиторов. Вокальный цикл «Созвездие Гагарина» композитора Александры Пахмутовой и поэта Николая Добронравова создавался индивидуально для Гуляева. И недаром этот цикл стал одной из самых ярких страниц его творческой биографии. Юрий Гуляев был известен как исполнитель русских и украинских народных песен, которые он полюбил задолго до того, как стал оперным певцом.

Юрий Александрович прекрасно владел баяном, неизменным спутником русского народного музыкального быта.

Тюменцы по праву могут гордиться своим земляком. Он прославил Тюмень и страну на весь мир.

А свой город Юрий Александрович не забывал, гордился Тюменью — столицей нефтяного края. Родному городу Гуляев посвятил песню «Родина первой любви» на слова Марка Лисянского. В 2005 году Юрий Гуляев заслуженно получил звание почетного гражданина города Тюмени.

Как считают многие тюменцы, необходимо продолжить традицию проводить конкурсы оперных певцов имени Юрия Гуляева на родине артиста. Растут в Тюмени будущие Гуляевы.

Вот имена талантов, которые стали известными на концерте «Молодые виртуозы Тюмени», открывшем фестивальные встречи «Осенняя рапсодия», которые проводились в Тюмени в 2005 году в честь 75-летия со дня рождения артиста: это Михаил Шепеленко, воспитанник музыкальной школы № 1 (педагог Г. Логачева) и Кристина Дергач (педагог В. Панова, заслуженный работник культуры РФ) из школы искусств «Гармония». Из этой же школы, кстати, вышли лауреаты Второго Всероссийского конкурса оперных певцов имени Юрия Гуляева Андрей Вылегжанин и Ирина Бибеева, заслуженная артистка России.

Проведение Всероссийских конкурсов оперных певцов имени Юрия Гуляева непременно станет настоящим событием в культурной жизни края.

«Я за такой конкурс молодых исполнителей, – рассуждает по этому поводу заслуженный работник культуры РФ Владимир Волчек, — который бы проходил в рамках фестивальных встреч».

Городской фестиваль «Осенняя рапсодия» вызвал особый интерес у жителей нашего города всех поколений, раскрыл многогранность таланта нашего земляка народного артиста СССР Юрия Гуляева – исполнителя оперных партий, романсов, народных песен и произведений современных композиторов. Хочется надеяться, что такие фестивали в Тюмени станут традиционными.

• «Желаю Вам...»


Родственники Юрия Гуляева в память о певце написали книгу  «Желаю Вам…», выпустило ее издательство Тюменского государственного университета. Это стало возможным благодаря архиву Юрия Александровича, сохраненному его родителями – Верой Федоровной и Александром Матвеевичем Гуляевыми. В нее вошли статьи и рецензии на его спектакли и камерные концерты, многочисленные интервью и фотографии из семейных альбомов. Пополнил этот багаж киевский фотограф Владимир Бродский.

К юбилею певца 17 сентября 2010 года в концертном зале имени Юрия Гуляева состоится вечер памяти с участием солистов Большого и Мариинского театров.

Фото из архива автора
---
родные о великом певце

Лариса ГУЛЯЕВА, вдова певца:


— Одно дело рассказать о том, как пел Юрий Гуляев, и другое – слышать его голос! Даже сейчас, наблюдая за молодежью, я вижу, что они не могут оторваться от экрана, слушая его видеозаписи. Если он пел старинные романсы – исполнял их так, как надо петь старинные романсы. Если русскую песню — это была именно русская песня, насыщенная русской красотой, русскими красками. Его прабабушка была донской казачкой, и задушевность, красота пения шли от корней – теплых, южных. Шел на сцену, как на исповедь, и перед каждым выступлением волновался. Он считал, что должен быть чист перед искусством и перед зрителем.

Борис ГУЛЯЕВ, родной брат:


— Юрий старше меня на 18 лет. Мы общались не много. Я родился в тот год, когда он уехал в Свердловск учиться в Уральской консерватории. А когда приезжал на каникулы, всегда привозил какие-то подарки, конфеты. Маленький был, но помню, как мы с ним фотографировались. Он как раз купил фотоаппарат. Жили скромно, денег не хватало. Так Юра, чтобы печатать снимки, сам собрал фотоувеличитель. Была у него инженерная жилка. Кстати, вся электропроводка в родительском доме была проведена самим Юрием. Но музыка взяла верх. Брат стал артистом. Повзрослев, я частенько ездил к Юре в гости, сначала в Киев, а потом в Москву. Во время этих встреч заметил, что интерес к технике у брата не пропал. В его квартире под мастерскую была отведена отдельная комната. Он показывал мне свои «сокровища». Какого только инструмента там не было! Даже сварочный аппарат стоял… А к творчеству знаменитого брата отношусь почтительно. Люблю слушать русские народные песни и романсы в исполнении Юры. Они занимают в моей жизни особое место.

Виктор ГУЛЯЕВ, племянник:


— Мне довелось побывать на концерте дяди Юры только один раз. Произошло это событие в декабре 1981 года. Я был девятилетним подростком, но детские впечатления от того выступления сохранил на всю жизнь. Мне очень понравилось, как дядя Юра исполнял русские народные песни, романсы, арии из опер. Но вот зазвучала серенада Дон Кихота Дмитрия Кабалевского. В заключительной части  музыкального произведения есть такие слова: «Потому-то, сеньорита, оттого-то для других закрыто сердце Дон Кихота». Пропев эти строчки, дядя Юра застегнул пуговицу на пиджаке. Этим движением он выразил особое чувство сценического образа — любовь и верность. Меня восхитил его голос, манера исполнения, артистичность. Тот концерт прошел блестяще, аплодисменты долго не смолкали.

Уже больше двадцати лет, как нет с нами славного певца, а его голос остался на кассетах и дисках. И каждый раз, слушая его в записях, с восторгом вспоминаю эту удивительную встречу с талантливым дядей.

Наталья ГУЛЯЕВА, племянница:


— В феврале 2002 года я и моя свекровь Татьяна Грищенко отправились на ее родину – Украину. Многое увидели, но самые сильные впечатления, конечно же, оставил Киев. Незабываемые чувства! Город огромный, но не вызывает никакой подавленности, все в какой-то природной гармонии, целесообразности.

С особым трепетом я стояла у здания Киевского оперного театра, в котором когда-то пел мой дядя, Юрий Александрович Гуляев. мне казалось, что энергетика этого старинного здания, все пространство вокруг напитано звуками голоса, неповторимого, такого знакомого и такого необъяснимо загадочного. И сегодня, спустя годы, эти часы у театра помню как счастливый миг своей жизни.

Перед отъездом в Тюмень по местному радио в городе Бердичеве передали концерт Юрия Гуляева. Я услышала, как отзываются о Юрии Александровиче украинцы: «Гарний спiвак». И я горжусь своим славным дядей.

Татьяна СЕНТЮРЕВА, племянница:


— Слышать живой голос Юрия Александровича, моего дяди, к сожалению, не довелось. Я была слишком мала, когда он ушел из жизни. В детстве слышала его пение с грампластинок на домашнем проигрывателе.

…Шли годы. Родители отдали меня в музыкальную школу по классу фортепиано. Мои педагоги – супружеская пара Владимир Викторович и Наталья Николаевна Сыцанко привили мне особенную любовь к классической музыке, романсам, песням. Я так им благодарна. Сейчас буквально заслушиваюсь ариями из опер в исполнении Юрия Александровича в записях. Самыми любимыми произведениями стали для меня каватина Алеко из одноименной оперы Сергея Рахманинова, ариозо Онегина из оперы Пет-ра Чайковского «Евгений Онегин», каватина Фигаро из оперы Джоаккино Россини «Севильский цирюльник»… А как прекрасно звучат в исполнении артиста старинные русские романсы!

Бывая на концертах классической музыки или слушая выступления солистов по радио и телевидению,  невольно сравниваю манеру исполнения Юрия Александровича с исполнением того или иного певца. Мне кажется, что тембр его голоса неповторим!

• Маргарита СОКОЛКОВА, племянница:


— Мой отец требовал, чтобы мы, дети, притихли, а сам бежал к приемнику или телевизору и с благоговением слушал. Не скажу, чтобы мне, тогда ребенку, нравились арии из опер, но всегда с интересом вглядывалась в экран – все-таки народный артист Советского Союза был двоюродным братом моего отца. Оба стройные, высокие, красивые, к тому же одногодки, они походили друг на друга. Мать Бориса Петровича Соколкова – Таисия Матвеевна была родной сестрой отца Юрия Гуляева.

Довелось встретиться с Юрием Александровичем только один раз. Можно сказать – к сожалению, а можно – к счастью, что все-таки встреча состоялась. В самом начале декабря 1981 года он приехал в Тюмень и дал концерт в филармонии. Отец очень хотел, чтобы мы познакомились, а мы с братом просто умирали от страха. Разве это возможно, что мы, обычные смертные, притом провинциалы, встретимся с всемирно известным артистом? Нас провели по служебному входу в гримерную к Юрию Александровичу. Все заготовленные вопросы сразу вылетели из головы. Просто хотелось слушать, смотреть и запоминать его лицо. Конечно, он расспрашивал о нашей семье, но времени на разговор перед концертом было немного, к тому же в гримерную то и дело заходили люди. Затем отец прошел в зал, а мне разрешили остаться за кулисами на сцене. Юрий Александрович пел русские народные песни, романсы, арии из опер. В ответ – аплодисменты, крики «браво» и «бис»: Тюмень его обожала. Во время концерта у Юрия Александровича отлетела от пиджака пуговица. В гримерной я пришила ему запасную, а эту до сих пор храню вместе с автографом.

Нужны были годы, чтобы я смогла не только оценить его талант и творчество, но и полюбить. Когда слушаю его записи, каждый раз щемит сердце – он слишком рано ушел.

Высочайшая техника исполнения и умение петь, вкладывая душу, сегодня большая редкость. Не потому ли у моей двадцатилетней дочери иногда блестят на глазах слезы, когда она, надев наушники, включает плеер с диском Юрия Гуляева?

---

коллеги о сибирском соловье

• Николай НЕКРАСОВ, дирижер, народный артист СССР:


— Звучит баритон – и сразу слышишь, что это Гуляев: голос богатый по тембру, оттенкам, красивый, ласковый, со своей манерой пения… Многие композиторы считали за честь доверять ему первое исполнение своих сочинений. Вспомним хотя бы его исполнение «Русского поля», «На безымянной высоте», «Горячего снега»…

• Александра ПАХМУТОВА, композитор, народная артистка СССР:


— Никогда не забуду его Папагено в «Волшебной флейте». Это был совершенно моцартовский, солнечный Папагено! Поразителен его Онегин, какой-то особенный – не обычный, высокомерный и холодный. В нем царило Ленское начало: этот человек страдал от гибели своих светлых устремлений.

...Вокальный цикл «Созвездие Гагарина» мы написали с Николаем Добронравовым для голоса и личности Гуляева… Бывают такие люди, которые олицетворяют обаяние и красоту нации. Мне кажется, такими были Юрий Гагарин и Юрий Гуляев.

• Николай ДОБРОНРАВОВ, поэт, лауреат Государственной премии СССР:


— Нам с Александрой просто посчастливилось с ним работать. Юрий Гуляев был великолепный артист, пел классику, русские романсы на прекрасные стихи. Я очень прислушивался к его замечаниям, которые он делал, когда мы показывали ему свои песни.

Юрий был мужественным красавцем, русским человеком, он очень любил, чтобы в песне было больше таких звуков, как «р», просил сделать так, чтобы произведение прозвучало, как хотел сам артист. Одним словом, жить с ним рядом, работать, выступать на сцене было огромной радостью, и самая большая печаль – что он так рано ушел от нас. Это невосполнимая потеря в искусстве.

• Ирина АРХИПОВА, народная артистка СССР:


— Больно, что нет с нами Юрия Гуляева. Радостно, что он был и будет всегда, потому что его голос неповторим, голос, который нельзя спутать ни с кем. Это было счастье — работать рядом с ним. Потому что он был личностью, а не только певцом.

• Махмуд ЭСАМБАЕВ, исполнитель танцев народов мира, народный артист СССР:


— Его не надо было отгадывать… Доброта у него выплескивалась, а улыбка обезоруживала любого. Это был необыкновенной простоты и души человек.

• Оскар ФЕЛЬЦМАН, композитор:


— Юрий Гуляев действительно красиво вошел в XXI век. Песни, романсы, арии из опер в его исполнении, сохранившиеся в многочисленных записях, и сейчас продолжают радовать людей. А вечера памяти и Всероссийские конкурсы молодых оперных певцов, которые по решению областного комитета по культуре принято проводить в Тюмени, будут способствовать сохранению памяти всемирно известного и признанного на родине и за рубежом народного артиста.

Валерий ШЕРСТОВ, вокалист, лауреат международных конкурсов:


— У Юрия Гуляева было одно качество, которое, как говорил Станиславский, невозможно воспитать, которому нельзя научить. Оно от Бога, от матери, дар свыше. Это обаяние. Он вышел на сцену и обаял публику …навсегда. Помню, прочитал в одной из рецензий на выступление Гуляева в Японии: «Уже по выходу к зрителю стало всем понятно, что это большой, настоящий артист, наполненный великой творческой энергией».

• Виктор ЕМЕЛЬЯНОВ, педагог, певец, автор методики обучения вокалу:


— Середина 60-х годов XX века. Мы, любители вокального искусства, завсегдатаи Большого и Малого залов Ленинградской филармонии, Мариинского театра, узнаем, что в наш город приезжает какой-то феноменальный баритон из Киева. Конечно же, на концерт попали и восприняли Гуляева как украинца. Ничего удивительного, у них красивые голоса. Ну а тембр у Гуляева просто неповторим! Один старейший педагог Ленинграда сказал тогда нам, студентам, будущим басам и баритонам: «Вот так надо петь. Тогда и вам будут в 30 лет давать высокие звания».

Впечатления тогда были потрясающие еще и потому, что Гуляев пел, как говорят, вживую. И еще: есть такие вокальные сочинения, когда произведение и его исполнитель как бы неразделимы, составляют единое целое. Как после Шаляпина, думаю, бесполезно кому-либо петь «Блоху» Мусоргского, так после Гуляева уже никому так не спеть «Знаете, каким он парнем был!»…

• Александр ЦИНЬКО, заслуженный артист России, солист Тюменской государственной филармонии:


— Впервые услышал Юрия Гуляева в начале 70-х годов. Тогда часто звучала по радио, на телеэкране песня Александры Пахмутовой «Знаете, каким он парнем был!». С профессиональным интересом стал вслушиваться в пение артиста, будучи студентом Барнаульского музыкального училища, а в Новосибирской консерватории стал настоящим фанатом Юрия Александровича. Из публикаций наших «настольных» журналов «Музыкальная жизнь», «Советская музыка» я узнал о таком понятии, как «гуляевский голос». Что это такое? Это благородный, мягкий тембр, «интеллект» в голосе. Многие поют только мелодию, зачастую не понимая смысла, сути, когда же пел Гуляев, меня всегда брало за душу, будь то народная песня или оперная ария.

• Тихон ХРЕННИКОВ, композитор, народный артист СССР:


— Гуляев — это баритон шаляпинской силы. Он великолепно пел классику и народные песни...



Психолог дала рекомендации, как не стать рабом смартфона

21 декабря

В Общественной палате региона создали комиссию исторического и культурного наследия

21 декабря