Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Трудовые километры большого пути

Слушать новость
Трудовые километры большого пути. .

8 августа 2010 года исполнилось 75 лет со дня рождения тюменского строителя Михаила Бороданова


истории строки
Михаил Матвеевич не дожил до этого знаменательного события всего один год. Профессионал окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» и начал свою трудовую деятельность в 1958 году в СМП-237 управления строительства «Абаканстройпуть» (с 1966 по 1991 гг. – объединение «Тюменстройпуть») на возведении железнодорожной линии Абакан – Тайшет. Прошел путь от строительного мастера до начальника объединения «Тюменстройпуть» (с 1981 г). Работал на строительстве железнодорожных линий Тюмень – Сургут – Нижневартовск, Сургут – Новый Уренгой – Надым – Ямбург. Здесь, на стройке, формировался и мужал его характер, приобретались ценнейшие качества руководителя многотысячного коллектива.

------

Предлагаем вниманию читателей воспоминания выдающегося тюменского строителя, начальника объединения «Тюменстройпуть» Михаила Бороданова.

• Как начиналась тюменская эпопея


Тюменское управление транспортного строительства «Тюменстройпуть», ранее называвшееся Абаканское управление «Абаканстройпуть», было организовано по приказу Министерства путей сообщения № 18-ц от 13 января 1949 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 4505 от 8 декабря 1948 г. для строительства железнодорожной линии Сталинск (Новокузнецк) – Абакан (восточный участок) и подъездной железнодорожной ветки Аскиз – Абаза к Абаканскому железорудному месторождению.

В соответствии с распоряжением Совета Министров СССР № 2349 от  8 декабря 1965 г. «О строительстве железнодорожной линии Тюмень – Тобольск — район Сургута» Министерство транспортного строительства поручило выполнение этой задачи коллективу УС «Абаканстройпуть», которое было передислоцировано в первом квартале 1966 г. в Тюмень и переименовано в управление строительства «Тюменстройпуть». В этой передислокации проявились такие качества коллектива, как сплоченность и преданность раз и навсегда избранному нелегкому делу. На строительство новой магистрали практически в полном составе отправились специалисты аппарата управления, работники СМП-237, СМП-269, Горем-38, автобазы, отделения временной эксплуатации. Люди переезжали в Тюмень, оставив обжитые места, сменив благо-устроенные квартиры на вагончики, палатки, в лучшем случае – на сборно-щитовые дома.

Хотя все пришлось начинать с нуля, сохранилось главное – костяк коллектива, его мозговой и организационный центр во главе с Дмитрием Коротчаевым, остались высококвалифицированные кадры инженеров и рабочих.

• Собирали домики под соловьиные песни


Оперативная группа СМП-237, которую возглавлял я как главный инженер, отправилась в Тюмень в декабре 1965 г. В ее составе были В. Шеверда, А. Бережной и многие другие.

Оперативно мы подчинялись группе УС во главе с Виктором Фроловым. Для застройки поселка СМП-237 нам отвели площадку в Парфеново на окраине города Тюмени — место болотистое, поросшее ивняком. Весной все заливало водой, по утрам пели соловьи, а вечером донимали комары.

СМП из Минусинска начал отправку щитовых домиков. Разгрузка производилась на отведенной нам станции Утяшево. Сразу же развернулась работа по сборке домов. Жильем для рабочих служила установленная в районе промбазы вертушка из пятидесяти вагончиков, присланная министерством с завода. Первое время социальную помощь нам оказывал СМП-280, дислоцирующийся в Тюмени, который до этого находился в составе треста «Свердловсктрансстрой» и был передан объединению «Тюменстройпуть».

Поселок был рассчитан на цент-ральное отопление, так что сразу стали возводить котельную и теплосети. Объем работ поезда увеличился после передачи от СМП-280 сооружения

Тюменского речного порта и строительства средней школы в селе Дубровном...

• Работали всегда на «отлично»


Прибывший в Тобольск Горем-38 расположился на косторезной фаб-рике. Места обитания семей отделяли друг от друга занавесками.

---

Вспоминается такой курьезный случай. Население города настороженно отнеслось к этому прославленному в годы войны коллективу, особенно к его названию — Горем. По предложению главного редактора газеты «Тобольская правда» на бюро горкома партии приняли решение дать организации новое название ГОРЕМП. Неделя забастовки рабочих вернула старое название головного ремонтно-восстановительного поезда № 38, сокращенно — Горем-38.

---

Железнодорожный вокзал на 770 пассажиров на станции Тобольск 26 сентября 1974 г. государственная комиссия приняла в эксплуатацию с оценкой «отлично». На здании вокзала установили мемориальную доску с фамилиями участников строительства, внесших большой трудовой вклад в его сооружение.

30 октября этого же года на станции Тюмень был сдан в эксплуатацию железнодорожный вокзал на 1 500 пассажиров, который строил СМП-280.

Чуть раньше, 11 мая 1971 г., Ивану Мариненкову – бригадиру комплексной бригады Горем-38 за выдающиеся трудовые успехи присвоили звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и молот».

Большие объемы работ на строительстве железных дорог в Западной Сибири вызвали необходимость строительства автобаз и ЦРММ, которые выполнял Горем-38.

Автобаза № 1 имела свои автоколонны в Тюмени и Тобольске, звенья в Туртасе, Салыме, Демьянке, Усть-Югане. Автобаза № 2 в Сургуте обеспечивала транспортом подразделения УС «Тюменстройпуть» на станциях Сургут, Ульт-Ягун (СМП-547), Мегион (СМП-227), Ноябрьская (СМП-269 и СМП-329), Ханымей (Горем-36). Остальные СМИ транспортом обеспечивала Уренгойская автобаза.

ЦРММ, сданная в эксплуатацию в 1969 г., была рассчитана па ремонт путевой техники, бульдозеров, железнодорожных кранов, АГМу, а также на изготовление строительных металлоконструкций для всей стройки. Она была оснащена полным набором оборудования, необходимого для перечисленных работ.

В 1971 г. началось строительство завода керамзита и керамзитобетонных изделий на станции Тобольск. 13 октября 1973 г. завод ввели с эксплуатационной мощностью 30 тыс. м3 керамзита и 12 тыс. м3 керамзитобетонных изделий в год. Нелегко шла наладка оборудования, пока не вышли на проектную мощность. Был налажен также выпуск керамзитобетонных изделий для 18-квартирных домов транспортной серии...

Фото из архива Александра ЧИНЧЕВИЧА

8 августа 2010 года исполнилось 75 лет со дня рождения тюменского строителя Михаила Бороданова


истории строки
Михаил Матвеевич не дожил до этого знаменательного события всего один год. Профессионал окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» и начал свою трудовую деятельность в 1958 году в СМП-237 управления строительства «Абаканстройпуть» (с 1966 по 1991 гг. – объединение «Тюменстройпуть») на возведении железнодорожной линии Абакан – Тайшет. Прошел путь от строительного мастера до начальника объединения «Тюменстройпуть» (с 1981 г). Работал на строительстве железнодорожных линий Тюмень – Сургут – Нижневартовск, Сургут – Новый Уренгой – Надым – Ямбург. Здесь, на стройке, формировался и мужал его характер, приобретались ценнейшие качества руководителя многотысячного коллектива.

------

Предлагаем вниманию читателей воспоминания выдающегося тюменского строителя, начальника объединения «Тюменстройпуть» Михаила Бороданова.

• Как начиналась тюменская эпопея


Тюменское управление транспортного строительства «Тюменстройпуть», ранее называвшееся Абаканское управление «Абаканстройпуть», было организовано по приказу Министерства путей сообщения № 18-ц от 13 января 1949 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 4505 от 8 декабря 1948 г. для строительства железнодорожной линии Сталинск (Новокузнецк) – Абакан (восточный участок) и подъездной железнодорожной ветки Аскиз – Абаза к Абаканскому железорудному месторождению.

В соответствии с распоряжением Совета Министров СССР № 2349 от  8 декабря 1965 г. «О строительстве железнодорожной линии Тюмень – Тобольск — район Сургута» Министерство транспортного строительства поручило выполнение этой задачи коллективу УС «Абаканстройпуть», которое было передислоцировано в первом квартале 1966 г. в Тюмень и переименовано в управление строительства «Тюменстройпуть». В этой передислокации проявились такие качества коллектива, как сплоченность и преданность раз и навсегда избранному нелегкому делу. На строительство новой магистрали практически в полном составе отправились специалисты аппарата управления, работники СМП-237, СМП-269, Горем-38, автобазы, отделения временной эксплуатации. Люди переезжали в Тюмень, оставив обжитые места, сменив благо-устроенные квартиры на вагончики, палатки, в лучшем случае – на сборно-щитовые дома.

Хотя все пришлось начинать с нуля, сохранилось главное – костяк коллектива, его мозговой и организационный центр во главе с Дмитрием Коротчаевым, остались высококвалифицированные кадры инженеров и рабочих.

• Собирали домики под соловьиные песни


Оперативная группа СМП-237, которую возглавлял я как главный инженер, отправилась в Тюмень в декабре 1965 г. В ее составе были В. Шеверда, А. Бережной и многие другие.

Оперативно мы подчинялись группе УС во главе с Виктором Фроловым. Для застройки поселка СМП-237 нам отвели площадку в Парфеново на окраине города Тюмени — место болотистое, поросшее ивняком. Весной все заливало водой, по утрам пели соловьи, а вечером донимали комары.

СМП из Минусинска начал отправку щитовых домиков. Разгрузка производилась на отведенной нам станции Утяшево. Сразу же развернулась работа по сборке домов. Жильем для рабочих служила установленная в районе промбазы вертушка из пятидесяти вагончиков, присланная министерством с завода. Первое время социальную помощь нам оказывал СМП-280, дислоцирующийся в Тюмени, который до этого находился в составе треста «Свердловсктрансстрой» и был передан объединению «Тюменстройпуть».

Поселок был рассчитан на цент-ральное отопление, так что сразу стали возводить котельную и теплосети. Объем работ поезда увеличился после передачи от СМП-280 сооружения

Тюменского речного порта и строительства средней школы в селе Дубровном...

• Работали всегда на «отлично»


Прибывший в Тобольск Горем-38 расположился на косторезной фаб-рике. Места обитания семей отделяли друг от друга занавесками.

---

Вспоминается такой курьезный случай. Население города настороженно отнеслось к этому прославленному в годы войны коллективу, особенно к его названию — Горем. По предложению главного редактора газеты «Тобольская правда» на бюро горкома партии приняли решение дать организации новое название ГОРЕМП. Неделя забастовки рабочих вернула старое название головного ремонтно-восстановительного поезда № 38, сокращенно — Горем-38.

---

Железнодорожный вокзал на 770 пассажиров на станции Тобольск 26 сентября 1974 г. государственная комиссия приняла в эксплуатацию с оценкой «отлично». На здании вокзала установили мемориальную доску с фамилиями участников строительства, внесших большой трудовой вклад в его сооружение.

30 октября этого же года на станции Тюмень был сдан в эксплуатацию железнодорожный вокзал на 1 500 пассажиров, который строил СМП-280.

Чуть раньше, 11 мая 1971 г., Ивану Мариненкову – бригадиру комплексной бригады Горем-38 за выдающиеся трудовые успехи присвоили звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и молот».

Большие объемы работ на строительстве железных дорог в Западной Сибири вызвали необходимость строительства автобаз и ЦРММ, которые выполнял Горем-38.

Автобаза № 1 имела свои автоколонны в Тюмени и Тобольске, звенья в Туртасе, Салыме, Демьянке, Усть-Югане. Автобаза № 2 в Сургуте обеспечивала транспортом подразделения УС «Тюменстройпуть» на станциях Сургут, Ульт-Ягун (СМП-547), Мегион (СМП-227), Ноябрьская (СМП-269 и СМП-329), Ханымей (Горем-36). Остальные СМИ транспортом обеспечивала Уренгойская автобаза.

ЦРММ, сданная в эксплуатацию в 1969 г., была рассчитана па ремонт путевой техники, бульдозеров, железнодорожных кранов, АГМу, а также на изготовление строительных металлоконструкций для всей стройки. Она была оснащена полным набором оборудования, необходимого для перечисленных работ.

В 1971 г. началось строительство завода керамзита и керамзитобетонных изделий на станции Тобольск. 13 октября 1973 г. завод ввели с эксплуатационной мощностью 30 тыс. м3 керамзита и 12 тыс. м3 керамзитобетонных изделий в год. Нелегко шла наладка оборудования, пока не вышли на проектную мощность. Был налажен также выпуск керамзитобетонных изделий для 18-квартирных домов транспортной серии...

Фото из архива Александра ЧИНЧЕВИЧА



Более 2 тысяч гектаров тюменского леса восстановили в 2024 году

26 ноября

Жители Омутинского района отправят три автомобиля в зону СВО

26 ноября