Между небом и землей
Духовность
Вопрос веры принято считать вполне интимным, и далеко не все охотно рассуждают об этом. Не станем углубляться в тонкости догматов различных конфессий, поразмышляем, что же такое атеизм как противоположность веры в Бога, какую роль играет он в повседневной жизни. Так ли на самом деле непримиримы эти две крайности — вера и атеизм?
------
Верующие легко связывают духовность с религиозностью и вопросов по этому поводу у них не возникает. Хотя еще неизвестно, кто дальше продвинулся по лестнице Иакова: тот, кто считает себя верующим, соблюдает ритуалы, но пренебрегает заповедями, или врач-атеист, жертвующий своим свободным временем и силами, когда нужно спасти человека.
Кстати, людей, именующих себя атеистами, как раз много среди медицинских работников, ученых, занимающихся научными исследованиями, милиционеров, борющихся с реальным злом. То есть в тех сферах деятельности, где принято оперировать материальными категориями — реалиями, связанными с телом человека, фактами, уликами.
Вера в Бога, по-видимому, объясняется потребностью человека в защите, утешении, любви наконец. Это такая опора в жизни, от которой, ощутив ее однажды, уже трудно отказаться. Она же дает надежду на продолжение жизни после смерти, пусть в какой-то иной форме, не такой, как на земле. На что надеется атеист? Во что он верит, кроме того, что Бога не существует?
Как правило, в свои силы, в силы человека вообще и надеется на себя, на тех, кто рядом. А моральные ценности — они общечеловеческие и не зависят от вероисповедания. Для сравнения — один из пунктов морального кодекса строителя коммунизма звучал так: «Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест». В Евангелии про то же: «Не о себе каждый заботься, но и о других»; «Кто не хочет трудиться, тот и не ешь». В моральном кодексе: «Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех и все за одного». В Евангелии: «Нет больше той любви, как если кто душу положит за друзей своих».
То есть нравственные ценности универсальны, по большому счету, все мы должны не убивать, не красть, не обижать своих ближних. Но слаб человек, потому и сворачивает с пути истинного. И не зависит, верит он в Бога или нет. Разница в том, что верующий, согрешив, идет в храм на исповедь, каяться, или сам по себе молится, просит у Бога прощения.
А неверующий себя казнит за то, что не устоял, обидел, не смог. Тот и другой извлекают для себя уроки. Да и риск скатиться вниз остается у каждого, потому как в обоих случаях обусловлен свободной волей, выбором, который человек делает в конкретной ситуации.
Если же верить, что мы рождаемся и умираем не один раз и живем не одну жизнь, то нетрудно предположить, что по закону плюса и минуса мы в разных воплощениях бываем как верующими, так и атеистами. Полагаю, наша душа нуждается в богатом жизненном опыте, а иначе как в множественных воплощениях его и не соберешь. И тут уж можно верить хоть в Бога, хоть в теорию большого взрыва.
А научиться ощущать себя свободным можно в обоих случаях. Если есть тот самый духовный стержень, который, собственно, и удерживает человека разумного в вертикальном положении.