Малиновый звон на заре
духовность
Иногда с горечью за собственную дремучесть и равнодушие к истории России, к ее попранным в лихие времена святыням вспоминаешь, что еще совсем недавно мы абсолютно спокойно взирали на то, что в храмах располагались склады, конюшни, конторы, конторки и даже воинские части. Советская пропаганда не дремала – люди постепенно отвыкали от веры и превращались в Иванов, не помнящих родства. Только вот начнешь вдумываться во все это, как вдруг осенит: разве лучше было бы, если эти храмы взорвали или сожгли?
------
Может быть, таким хитрым способом «кто-то» спасал монастыри и храмы, церкви и часовни? Может, этот «кто-то» точно знал, что наступит день, который мы назовем «Днем возвращения» или «Днем возрождения», придем на святые места, очистим их от конского навоза, припадем к иконам с молитвой о прощении? Этот провидец – наш многострадальный народ!
В десяти километрах от Тобольска за поселком Прииртышским (Зверосовхоз) в живописном месте на холме среди сосен, осин и берез стоит, радуя глаз белокаменными стенами и ярко-голубыми куполами, Иоанно-Введенский женский монастырь. Его железные ворота украшены символическими изображениями храма, а всего-то несколько лет назад на них красовались большие красные звезды, ворота открывали солдаты в кирзовых сапогах и застиранных гимнастерках – то воинская часть была.
Официальная история Иоанно-Введенского монастыря начинается с имени архиепископа Симеона, заложившего в 1653 году в долине речки Шанталыка деревянную церковь во имя усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1758 году на месте сгоревшего деревянного храма возвели каменную постройку и в конце семидесятых завершили строительство двух монашеских корпусов и настоятельских келий. Позже монастырь окружили доб-ротными каменными стенами, а вот обветшавший зимний храм в начале ХIХ века опять пришлось разбирать и по указанию архиепископа Амвросия закладывать новую святыню. Любопытно, что строили ее по подряду тобольские ямщики Мальзин и Колин и завершили в 1812 году (версия Светозара Заварихина). Еще полтора десятилетия потребовалось для того, чтобы поставить колокольню и каменную ограду.
Затем обитель, как рассказывает «Сибирская православная газета», была освящена присутствием глубоко чтимой народом чудотворной Почаевской иконы Божией Матери, спасшей Тобольск от эпидемии холеры. По этому поводу в 1859 году на икону местным купцом Неволиным (по-видимому, Николаем Васильевичем – одним из представителей знатной династии, являвшимся тогда городским головой, директором Тобольского губернского тюремного комитета, членом Приказа общественного призрения) была выписана из Москвы новая серебропозлащенная риза весом 7 фунтов 26 золотых. Так в пригороде Тобольска образовался и закрепился мужской Междугорский монастырь. В 1864 году по представлению епархиального руководства он был обращен в женскую обитель. Настоятельницей храма назначили монахиню Дорофею.
Поначалу монастырь считался крайне бедным. Но благодаря стараниям игумений и сестер он превратился в каменный городок, обнесенный стеною с башнями по углам, появилась в нем отстроенная трехпрестольная церковь во имя Святой Троицы, вмещавшая более четырех тысяч прихожан. Собор строился в течение двенадцати лет. К концу ХIХ столетия в обители насчитывалось 225 человек. Осенью 1885 года при монастыре открыли училище по словесному приказанию преосвященного Авраамия. Первыми учащимися стали восемь монастырских послушниц и восемь сельских ребят: четыре девочки и четыре мальчика.
Последние упоминания о жизнедеятельности Иоанно-Введенского женского монастыря относятся к пребыванию в Тобольске сосланного царского семейства. Бытует легенда, связанная с хранением императорских драгоценностей монахиней Марфой Уженцевой и игуменьей Дружининой. Первую расстреляли 26 ноября 1937 года. Вторая скончалась в 1923 году. Такова история наша, правда наша, боль наша…
Многие годы здесь находился детский дом, а до последнего времени, как было сказано выше, воинская часть. Теперь в монастыре проживает матушка Анна, двадцать семь сестер и десять ребятишек, взятых на воспитание из неблагополучных семей. Богослужения совершаются в воскресные и праздничные дни в домовой церкви монастыря. Ребятишек здесь учат и наукам, и ремеслам. Женская обитель, как любой другой монастырь, живет очень насыщенной и… трудовой жизнью. Сейчас, например, послушницы работают на грядках – такой уж сезон: успевай, поворачивайся. Не потопаешь – не полопаешь, как говорит известная пословица, ведь овощами можно себя обеспечить, гостей угостить, да и на зиму заготовок наделать.
В мастерских женщины рукодельничают: шьют облачения для епархии (ответственная работа!), но не только… Их обучают сложнейшему золото-швейному мастерству. Особую технологию преподают профессиональные учителя из Первопрестольной. Чтобы освоить шитье золотыми нитями, нужно терпение, усидчивость и большое душевное желание!
Туристы частенько заезжают в Иоанно-Введенский монастырь – он стоит в списке культурно-исторических мест Тобольска и окрестностей. Не всегда мирская одежда путешественников соответствует нормам и требованиям монастырской жизни. Но монахини и послушницы с замечаниями не лезут, а предлагают желающим посетить обитель, надев простую и скромную, сшитую их руками одежду. Тут и юбки, и кофты, и платки…
В женском монастыре, живущем повседневными заботами, потихоньку делают ремонт и реконструируют старинные здания. Начали реставрировать купола – скоро они засияют новым светом!
Летом в рощи и на полянки, пробираясь через заросли дикой малины, послушницы ведут на «прогулку» собственное небольшое стадо коров… Когда просыпается колокол Иоанно-Введенского монастыря, проезжающие мимо машины сбавляют ход, а прохожие останавливаются, вслушиваясь
в чудо-звон на заре.
Елена СЛИНКИНА,
г. Тобольск
Фото автора