Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Проблема без срока давности

Общество, 09:36, 04 августа 2010, Оксана МИНИНА
Слушать новость
Проблема без срока давности. .

Интервью с семейным психологом Тюменского областного перинатального центра Еленой Абрамовой


детство
В современном мире тема жестокого обращения с детьми стала открытой лишь в последнее время. Априори считалось, что семья как ячейка общества является целостной и, более того, полноценной его составляющей. Неспроста семейный кодекс гласит: семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

------

Однако неоспорим тот факт, что в семье со всеми ее устоями и законами всегда есть проблемы, споры, бытовые и жизненные разногласия. Поэтому такое явление, как жестокость и насилие в семье, и в особенности жестокое обращение с детьми, — проблема, не имеющая срока давности. Врач — семейный психолог областного перинатального центра Елена Абрамова рассказала читателям газеты о том, как предотвратить насилие и какие методы реабилитации используют психологи, если насилие уже свершилось.

– Елена Юрьевна, что включают в себя понятия насилие, жестокое обращение?

– Существует несколько параметров, по которым классифицируется насилие. Так, насилие может быть явным и скрытым в зависимости от стратегии поведения обидчика. По времени насилие делится на происходящее в настоящем и случившееся в прошлом. По длительности оно может быть единичным или множественным, длящимся долгие годы. По месту происшествия и окружения насилие бывает: дома – со стороны родственников, в школе – со стороны педагогов или детей, на улице – со стороны детей или
незнакомых взрослых.

Жестокость по отношению к детям – это страшная травма, трагедия, причем как для самого пострадавшего, так и для того, кто с ним рядом. Последствия жестокости сказываются в течение всей жизни человека на нескольких уровнях: физическом, социальном, психологическом, духовном.

– Какие последствия имеет насилие над детьми?

– На физическом уровне нарушается соматическое здоровье: это и физические травмы и инфекции  (в случаях сексуальных травм), негативное отношение к собственному телу и телу своего будущего партнера, страдает все, что связано с чувственностью, сексуальностью, удовольствием и интимными желаниями.

Становится сложным общение с другими людьми. Пострадавшие задают себе вопросы: кто я в этой жизни? как мне вести себя с незнакомыми людьми, со своими друзьями? на что я могу рассчитывать в отношениях с противоположным полом? Переживший насилие чувствует неуверенность в своих силах и терзается сомнениями: неужели я плох, испорчен, кому я могу доверять?

Психологическая агрессия порой превосходит по силе физическое насилие. Человеку необходима внутренняя реабилитация (изменение отношения к себе, определение жизненных ориентиров). Дети, которые являются свидетелями физического насилия, даже если к ним не притрагивались, тоже жертвы и переживают не меньшую травму, чем прямые участники трагедии. Пережившие насилие испытывают целый комплекс психологических сложностей, которые мешают жить: это страх, вина, стыд, безысходность, подавленность – состояния, с которыми человеку справиться самостоятельно невозможно.

Человек озадачивается вопросами: что есть зло, а что добро? Часты попытки суицида и отмщения. Темы жизни и смерти, справедливости и возмездия фоном проходят по всей жизни.

– Елена Юрьевна, как справляться с последствиями насилия? Какие методики применяют психологи?

– Говоря профессиональным языком, используются интегративные техники. Это беседы и аутотренинги, нейро-лингвисти-ческое программирование (НЛП), гештальт-терапия. Все методы и способы применяются только по желанию самих пациентов и в осознанном состоянии, никакого гипноза. Люди приходят – значит хотят избавиться от тяжелого груза, то есть уже подготовлены к восприятию. Все техники абсолютно безопасны.

– Как предотвратить жестокое обращение по отношению к детям?

– Во многих случаях насилие происходит в асоциальных семьях. Обязанность каждого родителя — следить за своими детьми. Нужно учить ребенка быть осмотрительным и осторожным. Хорошо бы вновь ввести в школьную программу такой предмет, как «Этика и психология семейной жизни».

И, конечно, призывать людей быть неравнодушными. Ведь самое страшное, когда окружающие как будто не замечают, что творится рядом.

– Елена Юрьевна, можно ли дать какие-то конкретные рекомендации?

– Необходимо рассказывать детям, что такое насилие во всех его проявлениях. Они должны знать, что к их телу никто и никогда не должен прикасаться без разрешения. Разрешить это ребенок может только близким. Ни за какие подарки и обещания ребенок никогда не должен уходить ни с чужими дядями и тетями, ни со своими знакомыми.

– Как говорить с ребенком об этом?

– Доступно и коротко, стараясь не напугать.

– Как и где получить консультацию?

– Обращайтесь в областной перинатальный центр, запись по телефону в регистратуре 50-82-87. Не стесняйтесь, если вам требуется психологическая помощь, обязательно обращайтесь за помощью к специалисту.

Фото Олега ОРЛОВА и из архива редакции

Интервью с семейным психологом Тюменского областного перинатального центра Еленой Абрамовой


детство
В современном мире тема жестокого обращения с детьми стала открытой лишь в последнее время. Априори считалось, что семья как ячейка общества является целостной и, более того, полноценной его составляющей. Неспроста семейный кодекс гласит: семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

------

Однако неоспорим тот факт, что в семье со всеми ее устоями и законами всегда есть проблемы, споры, бытовые и жизненные разногласия. Поэтому такое явление, как жестокость и насилие в семье, и в особенности жестокое обращение с детьми, — проблема, не имеющая срока давности. Врач — семейный психолог областного перинатального центра Елена Абрамова рассказала читателям газеты о том, как предотвратить насилие и какие методы реабилитации используют психологи, если насилие уже свершилось.

– Елена Юрьевна, что включают в себя понятия насилие, жестокое обращение?

– Существует несколько параметров, по которым классифицируется насилие. Так, насилие может быть явным и скрытым в зависимости от стратегии поведения обидчика. По времени насилие делится на происходящее в настоящем и случившееся в прошлом. По длительности оно может быть единичным или множественным, длящимся долгие годы. По месту происшествия и окружения насилие бывает: дома – со стороны родственников, в школе – со стороны педагогов или детей, на улице – со стороны детей или
незнакомых взрослых.

Жестокость по отношению к детям – это страшная травма, трагедия, причем как для самого пострадавшего, так и для того, кто с ним рядом. Последствия жестокости сказываются в течение всей жизни человека на нескольких уровнях: физическом, социальном, психологическом, духовном.

– Какие последствия имеет насилие над детьми?

– На физическом уровне нарушается соматическое здоровье: это и физические травмы и инфекции  (в случаях сексуальных травм), негативное отношение к собственному телу и телу своего будущего партнера, страдает все, что связано с чувственностью, сексуальностью, удовольствием и интимными желаниями.

Становится сложным общение с другими людьми. Пострадавшие задают себе вопросы: кто я в этой жизни? как мне вести себя с незнакомыми людьми, со своими друзьями? на что я могу рассчитывать в отношениях с противоположным полом? Переживший насилие чувствует неуверенность в своих силах и терзается сомнениями: неужели я плох, испорчен, кому я могу доверять?

Психологическая агрессия порой превосходит по силе физическое насилие. Человеку необходима внутренняя реабилитация (изменение отношения к себе, определение жизненных ориентиров). Дети, которые являются свидетелями физического насилия, даже если к ним не притрагивались, тоже жертвы и переживают не меньшую травму, чем прямые участники трагедии. Пережившие насилие испытывают целый комплекс психологических сложностей, которые мешают жить: это страх, вина, стыд, безысходность, подавленность – состояния, с которыми человеку справиться самостоятельно невозможно.

Человек озадачивается вопросами: что есть зло, а что добро? Часты попытки суицида и отмщения. Темы жизни и смерти, справедливости и возмездия фоном проходят по всей жизни.

– Елена Юрьевна, как справляться с последствиями насилия? Какие методики применяют психологи?

– Говоря профессиональным языком, используются интегративные техники. Это беседы и аутотренинги, нейро-лингвисти-ческое программирование (НЛП), гештальт-терапия. Все методы и способы применяются только по желанию самих пациентов и в осознанном состоянии, никакого гипноза. Люди приходят – значит хотят избавиться от тяжелого груза, то есть уже подготовлены к восприятию. Все техники абсолютно безопасны.

– Как предотвратить жестокое обращение по отношению к детям?

– Во многих случаях насилие происходит в асоциальных семьях. Обязанность каждого родителя — следить за своими детьми. Нужно учить ребенка быть осмотрительным и осторожным. Хорошо бы вновь ввести в школьную программу такой предмет, как «Этика и психология семейной жизни».

И, конечно, призывать людей быть неравнодушными. Ведь самое страшное, когда окружающие как будто не замечают, что творится рядом.

– Елена Юрьевна, можно ли дать какие-то конкретные рекомендации?

– Необходимо рассказывать детям, что такое насилие во всех его проявлениях. Они должны знать, что к их телу никто и никогда не должен прикасаться без разрешения. Разрешить это ребенок может только близким. Ни за какие подарки и обещания ребенок никогда не должен уходить ни с чужими дядями и тетями, ни со своими знакомыми.

– Как говорить с ребенком об этом?

– Доступно и коротко, стараясь не напугать.

– Как и где получить консультацию?

– Обращайтесь в областной перинатальный центр, запись по телефону в регистратуре 50-82-87. Не стесняйтесь, если вам требуется психологическая помощь, обязательно обращайтесь за помощью к специалисту.

Фото Олега ОРЛОВА и из архива редакции



Уход Samsung Pay не станет преградой для жителей России, считают эксперты

29 марта

Депутаты городской Думы обсудили поддержку СНТ и ОНТ в Тюмени

29 марта