Педагог – профессия ответственная
без указки
Мария Ивановна Данилова по профессии учитель немецкого языка. Стаж ее работы – 41 год, из которых 30 лет она проработала на родине в средней школе села Уктуз Бердюжского района и 11 – в Новоcелезневской школе Казанского района. С ней приятно беседовать и слушать рассказы о былом.
– Вы знаете, – охотно говорит она, – раньше в классах была большая наполняемость, по 25‑30 учеников. До каждого нужно было достучаться, заставить слушать, думать, работать.
Не всем интересен немецкий язык, да и способности у ребят разные.
– И как вам удавалось их заинтересовать ?
– Организовала переписку со сверстниками из Германии. Детям это показалось интересным. Захотелось самим читать письма и составлять ответ. Тут-то я и приучила их пользоваться словарем. На уроках давала индивидуальные тексты. Кто хорошо разбирался, тому и текст посложнее доставался. Мальчишкам старалась подбирать переводы на технические темы. Случалось, конечно, ребята закрывали словари и прекращали работать. Подходила, спрашивала тихонько: «Ну, что у тебя не получается?» Отвечали. Я так же тихо, чтобы не привлекать внимание остальных, объясняла, что к чему, да так, будто ученик сам до этого додумался. Он радовался, говорил: «Да, да, я так и хотел написать» и, ободренный, склонялся над переводом.
– Дружно жили с ребятами?
– Раньше нас, учителей и учеников, сближали совместные походы по окрестностям района. Песни у вечернего костра, беседы о прочитанных книгах, просмотренных кинофильмах. Мы и на экскурсии по знаменитым городам-героям в каникулы вместе ездили. Все это объединяло. Крепла дружба и доверие друг к другу. Ребята делились со мной своими проблемами и радостями. Я же всегда старалась дать им добрый совет, что-то подсказать, чем-то помочь. В выходные дни старались собираться вместе. Создавали тимуровские отряды для оказания помощи одиноким и больным.
– А позднее что-то изменилось?
– Изменилось, и сильно. Появились телевизоры, компьютеры, мобильные телефоны, Интернет.
Я, конечно, понимаю – это прогресс. Столько нового, интересного. Масса разнообразной информации, порой совсем бы для ребят еще и не нужной, но такой доступной и разрекламированной. Молодежь увлеклась компьютерными играми-боевиками. Почти не читает книг, исчезло личное общение. Ребят устраивают виртуальные знакомства и обмен бездушными эсэмэсками.
– Слушая вас, невольно сделала вывод, что педагог – как хирург или музыкант. Первый заденет не тот кусочек ткани и повредит весь организм, второй возьмет не ту ноту и нарушит звучание всей мелодии. Учитель не найдет правильного подхода к ребенку и, считай. упущен человек, потеряна его вера в людей и справедливость.
– Потому-то так важен авторитет учителя. В последние годы он, к сожалению, стал заметно ослабевать. И одна из причин – равнодушное отношение к преподавателям со стороны родителей учащихся. Только восстановив в глазах ребят авторитет учителя, можно добиться желаемой успеваемости.
– Мария Ивановна, кто-нибудь из ваших учеников избрал профессию учителя немецкого языка?
– Конечно же, избрали. Вот на место в селе Уктуз подготовила свою ученицу. В городе Астане работает переводчиком Ася Габдуллина, в Истошинской школе Бердюжского района Надежда Яшкина недавно получила поощрение от президента. И вообще мои ученицы работали и работают во многих школах страны. Нынче была встреча с моими первыми выпускниками. Прошло 40 лет, как покинули стены Уктузской школы. Время летит. Ребята уже стали пенсионерами, но мы поддерживаем связь друг с другом.
У Марии Ивановны двое детей: дочь Ирина и сын Григоий, оба, как и мама, педагоги. Ирина порадовала маму внуком Степаном. Ему всего десять лет, но бабушка воочию убеждается, какой он современный «вундеркинд», и искренне желает молодым коллегам запастись мужеством и терпением, чтобы поставить на правильный жизненный путь нынешных чрезмерно эрудированных девчонок и мальчишек.
Тамара РАГОЗИНА,
с. Казанское
Фото из семейного архива
Читайте также