Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

«Железный Феликс» – фронтовик и трудяга

Слушать новость
«Железный Феликс» – фронтовик и трудяга. .

1 августа в России отмечают День железнодорожника


память
В один из погожих весенних дней случайно увидел экскурсию школьников 6–8 классов, стоявших возле паровоза-памятника, установленного на постаменте у Дворца культуры «Железнодорожник» в Тюмени.

------

Молодой мужчина, возможно, учитель этих ребят, что-то негромко рассказывал им, указывая рукой то на одну, то на другую части паровоза. Подойдя поближе и встав в сторонке, услышал вопрос школьника, обращенный к «гиду»:

– Виктор Петрович, скажите, зачем у нас в стране ставят памятники давно устаревшей технике: танкам, пушкам, самолетам? Это что, дань нынешней моде?

– Скорее всего, да, – абсолютно некомпетентно ответил педагог...

Хотелось возразить экскурсоводу: паровоз-памятник, поставленный работникам локомотивного депо Тюмени, это не дань моде. Нет. Это свидетельство истории, память о наших предках-железнодорожниках, которые в тяжкие годы войны на таких вот паровозах днем и ночью, в жару и стужу водили воинские эшелоны с красноармейцами и техникой, продвигая их все ближе к фронту. А это значит: паровозные бригады и другие звенья Тюменского отделения железной дороги нелегким трудом приближали желанную победу над ненавистным врагом...

Паровоз серии «ФД» (Феликс Дзержинский) номер 3031, который стоит на вечной стоянке, фронтовик в полном смысле этого слова. Появился он  в депо осенью 1941 года со следами вмятин, пробоин котла, с полуразрушенной изоляцией и весь покрытый ржавчиной и грязью! Словом, инвалид войны, побывавший под артобстрелами и бомбежками.
Паровозы этой серии, списанные с прифронтовых дорог и появившиеся в Тюменском депо, были не чета собратьям: более мощные, а главное – быстроходные. Деповские слесари-ремонтники быстро поставили «на ноги», ввели в строй новичка: залатали «раны», починили котел. В первую поездку до станции Вагай отправился на нем машинист Александр Козлов. Вернулся, а паровозники сразу к нему: что да как, каков в работе? Козлов показал большой палец руки, серьезно сказал: «Машина – что надо! Весовая норма состава – три  с половиной тысячи тонн – для такого трудяги не предел!»

С начала 1942 года в депо Тюмень организовали переподготовку машинистов для управления новой серией локомотивов, так как эти мощные машины продолжали поступать на Тюменское отделение. А для фронтовика-3031 была скомплектована комсомольская бригада во главе со старшим машинистом Михаилом Ковязиным. Он вместе с молодыми помощниками на этом «ФД» проработал всю войну. За отличное техническое состояние паровоза, которое поддерживалось руками членов бригады, за безаварийную работу Михаил Николаевич и его «орлы» не раз получали награды, денежные премии, были отмечены руководством как управления Свердловской железной дороги, так  и Тюменского отделения, администрацией депо...

Изучив на практике, распознав возможности тяговой силы паровоза и освоив вождение поездов по методу Лунина (новосибирского машиниста-новатора), бригада Ковязина тоже научилась водить тяжеловесники (5100 тонн), в два с половиной раза превышающие норму нагрузки на локомотив этой серии. Позже примеру Михаила Николаевича последовали и другие машинисты депо...

Летом 1959 года в Тюменском отделении закончился век паровозной гари и копоти. На смену чадящим машинам стала поступать более современная техника – тепловозы. Паровички, приняв отставку, ушли на консервацию, в запас Министерства обороны. Затерялся след и нашего первенца-фронтовика и, казалось, навсегда. В 1987 году близилась круглая дата – столетие основания Тюменского депо. Кто-то из машинистов-ветеранов вспомнил «ФД», предложил разыскать его  и водрузить на постамент в честь тех, кто когда-то водил поезда.
Поиски паровоза под упомянутым номером длились долго, но завершились успешно. Свердловское локомотивное начальство, узнав о благой задумке коллектива Тюменского депо, с готовностью откликнулось на просьбу, и к круглой дате паровоз-герой появился в Тюмени. Самое активное участие в этом принимал Владимир Василенко, в то время секретарь партийной организации цеха эксплуатации локомотивных бригад.

«ФД-3031» – это уже история. Он еще долго будет напоминать потомкам, работникам железнодорожного транспорта о своем боевом и трудовом прошлом. И, конечно же, о людях, которые на нем трудились...

Фото Варвары ДЖУМАНДЖИ

1 августа в России отмечают День железнодорожника


память
В один из погожих весенних дней случайно увидел экскурсию школьников 6–8 классов, стоявших возле паровоза-памятника, установленного на постаменте у Дворца культуры «Железнодорожник» в Тюмени.

------

Молодой мужчина, возможно, учитель этих ребят, что-то негромко рассказывал им, указывая рукой то на одну, то на другую части паровоза. Подойдя поближе и встав в сторонке, услышал вопрос школьника, обращенный к «гиду»:

– Виктор Петрович, скажите, зачем у нас в стране ставят памятники давно устаревшей технике: танкам, пушкам, самолетам? Это что, дань нынешней моде?

– Скорее всего, да, – абсолютно некомпетентно ответил педагог...

Хотелось возразить экскурсоводу: паровоз-памятник, поставленный работникам локомотивного депо Тюмени, это не дань моде. Нет. Это свидетельство истории, память о наших предках-железнодорожниках, которые в тяжкие годы войны на таких вот паровозах днем и ночью, в жару и стужу водили воинские эшелоны с красноармейцами и техникой, продвигая их все ближе к фронту. А это значит: паровозные бригады и другие звенья Тюменского отделения железной дороги нелегким трудом приближали желанную победу над ненавистным врагом...

Паровоз серии «ФД» (Феликс Дзержинский) номер 3031, который стоит на вечной стоянке, фронтовик в полном смысле этого слова. Появился он  в депо осенью 1941 года со следами вмятин, пробоин котла, с полуразрушенной изоляцией и весь покрытый ржавчиной и грязью! Словом, инвалид войны, побывавший под артобстрелами и бомбежками.
Паровозы этой серии, списанные с прифронтовых дорог и появившиеся в Тюменском депо, были не чета собратьям: более мощные, а главное – быстроходные. Деповские слесари-ремонтники быстро поставили «на ноги», ввели в строй новичка: залатали «раны», починили котел. В первую поездку до станции Вагай отправился на нем машинист Александр Козлов. Вернулся, а паровозники сразу к нему: что да как, каков в работе? Козлов показал большой палец руки, серьезно сказал: «Машина – что надо! Весовая норма состава – три  с половиной тысячи тонн – для такого трудяги не предел!»

С начала 1942 года в депо Тюмень организовали переподготовку машинистов для управления новой серией локомотивов, так как эти мощные машины продолжали поступать на Тюменское отделение. А для фронтовика-3031 была скомплектована комсомольская бригада во главе со старшим машинистом Михаилом Ковязиным. Он вместе с молодыми помощниками на этом «ФД» проработал всю войну. За отличное техническое состояние паровоза, которое поддерживалось руками членов бригады, за безаварийную работу Михаил Николаевич и его «орлы» не раз получали награды, денежные премии, были отмечены руководством как управления Свердловской железной дороги, так  и Тюменского отделения, администрацией депо...

Изучив на практике, распознав возможности тяговой силы паровоза и освоив вождение поездов по методу Лунина (новосибирского машиниста-новатора), бригада Ковязина тоже научилась водить тяжеловесники (5100 тонн), в два с половиной раза превышающие норму нагрузки на локомотив этой серии. Позже примеру Михаила Николаевича последовали и другие машинисты депо...

Летом 1959 года в Тюменском отделении закончился век паровозной гари и копоти. На смену чадящим машинам стала поступать более современная техника – тепловозы. Паровички, приняв отставку, ушли на консервацию, в запас Министерства обороны. Затерялся след и нашего первенца-фронтовика и, казалось, навсегда. В 1987 году близилась круглая дата – столетие основания Тюменского депо. Кто-то из машинистов-ветеранов вспомнил «ФД», предложил разыскать его  и водрузить на постамент в честь тех, кто когда-то водил поезда.
Поиски паровоза под упомянутым номером длились долго, но завершились успешно. Свердловское локомотивное начальство, узнав о благой задумке коллектива Тюменского депо, с готовностью откликнулось на просьбу, и к круглой дате паровоз-герой появился в Тюмени. Самое активное участие в этом принимал Владимир Василенко, в то время секретарь партийной организации цеха эксплуатации локомотивных бригад.

«ФД-3031» – это уже история. Он еще долго будет напоминать потомкам, работникам железнодорожного транспорта о своем боевом и трудовом прошлом. И, конечно же, о людях, которые на нем трудились...

Фото Варвары ДЖУМАНДЖИ



Более 2 тысяч гектаров тюменского леса восстановили в 2024 году

26 ноября

Жители Омутинского района отправят три автомобиля в зону СВО

26 ноября