×
В социальных сетях
В печатной версии

«Железный Феликс» – фронтовик и трудяга

31.07.2010
10:02
«Железный Феликс» – фронтовик и трудяга. None. 1 августа в России отмечают День железнодорожникапамятьВ один из погожих весенних дней случайно увидел экскурсию школьников 6–8 классов, стоявших возле паровоза-памятника, установленного на постаменте у Дворца культуры «Железнодорожник» в Тюмени. ------ Молодой мужчина, возможно, учитель этих ребят, что-то негромко рассказывал им, указывая рукой то на одну, то на другую части паровоза. Подойдя поближе и встав в сторонке, услышал вопрос школьника, обращенный к «гиду»: – Виктор Петрович, скажите, зачем у нас в стране ставят памятники давно устаревшей технике: танкам, пушкам, самолетам? Это что, дань нынешней моде? – Скорее всего, да, – абсолютно некомпетентно ответил педагог... Хотелось возразить экскурсоводу: паровоз-памятник, поставленный работникам локомотивного депо Тюмени, это не дань моде. Нет. Это свидетельство истории, память о наших предках-железнодорожниках, которые в тяжкие годы войны на таких вот паровозах днем и ночью, в жару и стужу водили воинские эшелоны с красноармейцами и техникой, продвигая их все ближе к фронту. А это значит: паровозные бригады и другие звенья Тюменского отделения железной дороги нелегким трудом приближали желанную победу над ненавистным врагом... Паровоз серии «ФД» (Феликс Дзержинский) номер 3031, который стоит на вечной стоянке, фронтовик в полном смысле этого слова. Появился он  в депо осенью 1941 года со следами вмятин, пробоин котла, с полуразрушенной изоляцией и весь покрытый ржавчиной и грязью! Словом, инвалид войны, побывавший под артобстрелами и бомбежками.Паровозы этой серии, списанные с прифронтовых дорог и появившиеся в Тюменском депо, были не чета собратьям: более мощные, а главное – быстроходные. Деповские слесари-ремонтники быстро поставили «на ноги», ввели в строй новичка: залатали «раны», починили котел. В первую поездку до станции Вагай отправился на нем машинист Александр Козлов. Вернулся, а паровозники сразу к нему: что да как, каков в работе? Козлов показал большой палец руки, серьезно сказал: «Машина – что надо! Весовая норма состава – три  с половиной тысячи тонн – для такого трудяги не предел!» С начала 1942 года в депо Тюмень организовали переподготовку машинистов для управления новой серией локомотивов, так как эти мощные машины продолжали поступать на Тюменское отделение. А для фронтовика-3031 была скомплектована комсомольская бригада во главе со старшим машинистом Михаилом Ковязиным. Он вместе с молодыми помощниками на этом «ФД» проработал всю войну. За отличное техническое состояние паровоза, которое поддерживалось руками членов бригады, за безаварийную работу Михаил Николаевич и его «орлы» не раз получали награды, денежные премии, были отмечены руководством как управления Свердловской железной дороги, так  и Тюменского отделения, администрацией депо... Изучив на практике, распознав возможности тяговой силы паровоза и освоив вождение поездов по методу Лунина (новосибирского машиниста-новатора), бригада Ковязина тоже научилась водить тяжеловесники (5100 тонн), в два с половиной раза превышающие норму нагрузки на локомотив этой серии. Позже примеру Михаила Николаевича последовали и другие машинисты депо... Летом 1959 года в Тюменском отделении закончился век паровозной гари и копоти. На смену чадящим машинам стала поступать более современная техника – тепловозы. Паровички, приняв отставку, ушли на консервацию, в запас Министерства обороны. Затерялся след и нашего первенца-фронтовика и, казалось, навсегда. В 1987 году близилась круглая дата – столетие основания Тюменского депо. Кто-то из машинистов-ветеранов вспомнил «ФД», предложил разыскать его  и водрузить на постамент в честь тех, кто когда-то водил поезда.Поиски паровоза под упомянутым номером длились долго, но завершились успешно. Свердловское локомотивное начальство, узнав о благой задумке коллектива Тюменского депо, с готовностью откликнулось на просьбу, и к круглой дате паровоз-герой появился в Тюмени. Самое активное участие в этом принимал Владимир Василенко, в то время секретарь партийной организации цеха эксплуатации локомотивных бригад. «ФД-3031» – это уже история. Он еще долго будет напоминать потомкам, работникам железнодорожного транспорта о своем боевом и трудовом прошлом. И, конечно же, о людях, которые на нем трудились... Фото Варвары ДЖУМАНДЖИ

1 августа в России отмечают День железнодорожника


память
В один из погожих весенних дней случайно увидел экскурсию школьников 6–8 классов, стоявших возле паровоза-памятника, установленного на постаменте у Дворца культуры «Железнодорожник» в Тюмени.

------

Молодой мужчина, возможно, учитель этих ребят, что-то негромко рассказывал им, указывая рукой то на одну, то на другую части паровоза. Подойдя поближе и встав в сторонке, услышал вопрос школьника, обращенный к «гиду»:

– Виктор Петрович, скажите, зачем у нас в стране ставят памятники давно устаревшей технике: танкам, пушкам, самолетам? Это что, дань нынешней моде?

– Скорее всего, да, – абсолютно некомпетентно ответил педагог...

Хотелось возразить экскурсоводу: паровоз-памятник, поставленный работникам локомотивного депо Тюмени, это не дань моде. Нет. Это свидетельство истории, память о наших предках-железнодорожниках, которые в тяжкие годы войны на таких вот паровозах днем и ночью, в жару и стужу водили воинские эшелоны с красноармейцами и техникой, продвигая их все ближе к фронту. А это значит: паровозные бригады и другие звенья Тюменского отделения железной дороги нелегким трудом приближали желанную победу над ненавистным врагом...

Паровоз серии «ФД» (Феликс Дзержинский) номер 3031, который стоит на вечной стоянке, фронтовик в полном смысле этого слова. Появился он  в депо осенью 1941 года со следами вмятин, пробоин котла, с полуразрушенной изоляцией и весь покрытый ржавчиной и грязью! Словом, инвалид войны, побывавший под артобстрелами и бомбежками.
Паровозы этой серии, списанные с прифронтовых дорог и появившиеся в Тюменском депо, были не чета собратьям: более мощные, а главное – быстроходные. Деповские слесари-ремонтники быстро поставили «на ноги», ввели в строй новичка: залатали «раны», починили котел. В первую поездку до станции Вагай отправился на нем машинист Александр Козлов. Вернулся, а паровозники сразу к нему: что да как, каков в работе? Козлов показал большой палец руки, серьезно сказал: «Машина – что надо! Весовая норма состава – три  с половиной тысячи тонн – для такого трудяги не предел!»

С начала 1942 года в депо Тюмень организовали переподготовку машинистов для управления новой серией локомотивов, так как эти мощные машины продолжали поступать на Тюменское отделение. А для фронтовика-3031 была скомплектована комсомольская бригада во главе со старшим машинистом Михаилом Ковязиным. Он вместе с молодыми помощниками на этом «ФД» проработал всю войну. За отличное техническое состояние паровоза, которое поддерживалось руками членов бригады, за безаварийную работу Михаил Николаевич и его «орлы» не раз получали награды, денежные премии, были отмечены руководством как управления Свердловской железной дороги, так  и Тюменского отделения, администрацией депо...

Изучив на практике, распознав возможности тяговой силы паровоза и освоив вождение поездов по методу Лунина (новосибирского машиниста-новатора), бригада Ковязина тоже научилась водить тяжеловесники (5100 тонн), в два с половиной раза превышающие норму нагрузки на локомотив этой серии. Позже примеру Михаила Николаевича последовали и другие машинисты депо...

Летом 1959 года в Тюменском отделении закончился век паровозной гари и копоти. На смену чадящим машинам стала поступать более современная техника – тепловозы. Паровички, приняв отставку, ушли на консервацию, в запас Министерства обороны. Затерялся след и нашего первенца-фронтовика и, казалось, навсегда. В 1987 году близилась круглая дата – столетие основания Тюменского депо. Кто-то из машинистов-ветеранов вспомнил «ФД», предложил разыскать его  и водрузить на постамент в честь тех, кто когда-то водил поезда.
Поиски паровоза под упомянутым номером длились долго, но завершились успешно. Свердловское локомотивное начальство, узнав о благой задумке коллектива Тюменского депо, с готовностью откликнулось на просьбу, и к круглой дате паровоз-герой появился в Тюмени. Самое активное участие в этом принимал Владимир Василенко, в то время секретарь партийной организации цеха эксплуатации локомотивных бригад.

«ФД-3031» – это уже история. Он еще долго будет напоминать потомкам, работникам железнодорожного транспорта о своем боевом и трудовом прошлом. И, конечно же, о людях, которые на нем трудились...

Фото Варвары ДЖУМАНДЖИ

768Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
По народному календарю – Ольга Страдница. Активная работа пчел сулит о наступлении сухих и ясных дней.
В ней принимают участие 800 подростков.
Акция привлечет внимание к добровольческой деятельности.
Стартовал конкурс «Русская цивилизация». Организатором мероприятия стало Федеральное агентство по делам национальностей России (ФАДН).
23 июля возможны перебои в подаче электроэнергии.
По народному календарю – Антоний Громоносец. Если с утра на траве нет росы, то готовились к вечерним осадкам.
Опрос
По каким критериям вы выбираете место для отдыха?
Морское побережье
Горный курорт
Сервис «Все включено»
Безвизовый режим
Приемлемая стоимость
Транспортная доступность
Познавательный досуг
Развлечения
Все вышеперечисленное

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить главное