Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Сибирские татары: какие они?

Слушать новость
Сибирские татары: какие они?. .

Анна ЩЕРБИНИНА

В июле Тобольск встречал участников и гостей III международного фестиваля историко-культурного наследия «Искер-джиен». В рамках фестиваля прошли научно-практическая конференция «Историческая судьба Искера», конкурс самодеятельных коллективов и исполнителей, состязания по национальной борьбе кораш, скачки, конкурс национальной кухни, выставка-конкурс работ декоративно-прикладного творчества.


«Изюминкой» фестиваля стало место его проведения – лесная поляна близ Искера, древней столицы Сибирского ханства. И хотя экскурсия на сам Искер не была запланирована, практически все, кого собрал фестиваль (а это тоболяки, жители Тобольского района, омичи, гости из Татарстана и из ближнего зарубежья – Восточного Казахстана), совершили своебразное паломничество к омываемому водами Иртыша холму, точнее, той части, что от него осталась. Воображение рисовало на самой его верхушке древнее городище, где жили сильные и бесстрашные воины.


Идея проведения в Тобольске Международного фестиваля историко-культурного наследия «Искер-джиен» принадлежит региональной татарской общественной организации «Наследие» в Тюменской области.


Но вполне возможно, что она не была бы полностью реализована, если в состав организаторов не вошли комитет по делам национальностей администрации Тюменской области, Министерство культуры Республики Татарстан, Всемирный конгресс татар, администрации Тобольска и Тобольского райо-на, центр по изучению историко-культурного наследия сибирских татар. Нынче в числе организаторов – Восточно-Казахстанский областной татарский общественный центр г. Семипалатинска и городская татарская национально-культурная автономия г. Омска.


– На научно-практической конференции «Историческая судьба Искера», – сказал Саит Хисматулин, директор школы № 15, депутат Тобольской городской Думы, – говорилось о том, что работать этот национальный форум будет по трем направлениям: духовность, история, культура сибирских татар. И хотя в программу фестиваля включены конкурсные выступления, национальные состязания, он ни в коем случае не дублируeт Сабантуй и другие народные праздники.


На конференции, в работе которой приняли участие татарская писательница Фаузия Байрамова, автор романов «Кучум хан», «Страна Туран», доктор исторических наук, член бюро Всемирного конгресса татар Дамир Исхаков, руководитель департамента по культуре конгресса татар Тюменской области Валима Ташкалова, управляющая делами Министерства культуры Республики Татарстан Кадрия Эдрисова и другие высокие гости, поднят ряд актуальных вопросов.


Сетовали на то, что почти повсеместно закрылись национальные школы, что выпускники не имеют возможности сдавать ЕГЭ на родном языке, что процесс ассимиляции идет слишком быстрыми темпами и грозит сибирским татарам потерей не только своего языка, но и национального самосознания. В связи с этим акцент делается на развитие национального образования, культурных национальных традиций и духовности – на компоненты, без которых невозможно говорить о росте национального самосознания.


В очередной раз участники конференции попытались ответить на вопрос: кто такие сибирские татары? Одни ораторы склонялись к мысли, что это особая национальность, со своим языком. Другие относили их к большому татарскому народу, представители которого проживают не только на территории России, но и за рубежом.


В центре внимания татарской общественности был Искер, некогда являвшийся столицей Сибирского ханства. Уже разработан проект застройки архитектурного комплекса на Искере. В него войдут мемориал, музей, мечеть, гостиница для паломников и небольшое медресе. Разместится комплекс неподалеку от места, где находился Искер. Сейчас большая его часть подмыта и разрушена водами Иртыша. Чтобы сохранить оставшуюся, а Искер, как известно, включен в федеральный список памятников, необходимо экстренное проведение мероприятий по берегоукреплению.


Возрождение Искера – это дань памяти и уважения предкам, как и инициатива по установке памятника Кучуму. У истории, как известно, несколько сторон, и у каждого народа своя историческая правда. Сибирские татары ничего не имеют против установки памятника Ермаку, но категорически не согласны с предполагаемой надписью на нем – «Покорителю (или завоевателю) Сибири».


– Мы не покоренный народ, – говорят участники фестиваля «Искер-джиен».


И их чувства достойны уважения. Как и чувства двух тюменок, приехавших на фестиваль, – Мойсы Мансуры и Фариды Дергалевой, которые сказали: «Мы живем в многонациональной стране. Россия – наш общий дом. Нам нечего делить, а значит, надо жить в дружбе и согласии».


[gallery columns="7"]
Автор фото: undefined

Анна ЩЕРБИНИНА

В июле Тобольск встречал участников и гостей III международного фестиваля историко-культурного наследия «Искер-джиен». В рамках фестиваля прошли научно-практическая конференция «Историческая судьба Искера», конкурс самодеятельных коллективов и исполнителей, состязания по национальной борьбе кораш, скачки, конкурс национальной кухни, выставка-конкурс работ декоративно-прикладного творчества.


«Изюминкой» фестиваля стало место его проведения – лесная поляна близ Искера, древней столицы Сибирского ханства. И хотя экскурсия на сам Искер не была запланирована, практически все, кого собрал фестиваль (а это тоболяки, жители Тобольского района, омичи, гости из Татарстана и из ближнего зарубежья – Восточного Казахстана), совершили своебразное паломничество к омываемому водами Иртыша холму, точнее, той части, что от него осталась. Воображение рисовало на самой его верхушке древнее городище, где жили сильные и бесстрашные воины.


Идея проведения в Тобольске Международного фестиваля историко-культурного наследия «Искер-джиен» принадлежит региональной татарской общественной организации «Наследие» в Тюменской области.


Но вполне возможно, что она не была бы полностью реализована, если в состав организаторов не вошли комитет по делам национальностей администрации Тюменской области, Министерство культуры Республики Татарстан, Всемирный конгресс татар, администрации Тобольска и Тобольского райо-на, центр по изучению историко-культурного наследия сибирских татар. Нынче в числе организаторов – Восточно-Казахстанский областной татарский общественный центр г. Семипалатинска и городская татарская национально-культурная автономия г. Омска.


– На научно-практической конференции «Историческая судьба Искера», – сказал Саит Хисматулин, директор школы № 15, депутат Тобольской городской Думы, – говорилось о том, что работать этот национальный форум будет по трем направлениям: духовность, история, культура сибирских татар. И хотя в программу фестиваля включены конкурсные выступления, национальные состязания, он ни в коем случае не дублируeт Сабантуй и другие народные праздники.


На конференции, в работе которой приняли участие татарская писательница Фаузия Байрамова, автор романов «Кучум хан», «Страна Туран», доктор исторических наук, член бюро Всемирного конгресса татар Дамир Исхаков, руководитель департамента по культуре конгресса татар Тюменской области Валима Ташкалова, управляющая делами Министерства культуры Республики Татарстан Кадрия Эдрисова и другие высокие гости, поднят ряд актуальных вопросов.


Сетовали на то, что почти повсеместно закрылись национальные школы, что выпускники не имеют возможности сдавать ЕГЭ на родном языке, что процесс ассимиляции идет слишком быстрыми темпами и грозит сибирским татарам потерей не только своего языка, но и национального самосознания. В связи с этим акцент делается на развитие национального образования, культурных национальных традиций и духовности – на компоненты, без которых невозможно говорить о росте национального самосознания.


В очередной раз участники конференции попытались ответить на вопрос: кто такие сибирские татары? Одни ораторы склонялись к мысли, что это особая национальность, со своим языком. Другие относили их к большому татарскому народу, представители которого проживают не только на территории России, но и за рубежом.


В центре внимания татарской общественности был Искер, некогда являвшийся столицей Сибирского ханства. Уже разработан проект застройки архитектурного комплекса на Искере. В него войдут мемориал, музей, мечеть, гостиница для паломников и небольшое медресе. Разместится комплекс неподалеку от места, где находился Искер. Сейчас большая его часть подмыта и разрушена водами Иртыша. Чтобы сохранить оставшуюся, а Искер, как известно, включен в федеральный список памятников, необходимо экстренное проведение мероприятий по берегоукреплению.


Возрождение Искера – это дань памяти и уважения предкам, как и инициатива по установке памятника Кучуму. У истории, как известно, несколько сторон, и у каждого народа своя историческая правда. Сибирские татары ничего не имеют против установки памятника Ермаку, но категорически не согласны с предполагаемой надписью на нем – «Покорителю (или завоевателю) Сибири».


– Мы не покоренный народ, – говорят участники фестиваля «Искер-джиен».


И их чувства достойны уважения. Как и чувства двух тюменок, приехавших на фестиваль, – Мойсы Мансуры и Фариды Дергалевой, которые сказали: «Мы живем в многонациональной стране. Россия – наш общий дом. Нам нечего делить, а значит, надо жить в дружбе и согласии».


[gallery columns="7"]
Автор фото: undefined


В Тюмени неделю искали 60-летнюю автоледи, которая сбила ребенка и скрылась

20 ноября

Совет Федерации одобрил закон о запрете пропаганды чайлдфри

20 ноября