По формуле пяти «к»
Продуктивность птиц птицефабрики «Пышминская» — одна из самых высоких в России
Более полугода в регионе реализуется акция «Покупаем тюменское!», призванная стимулировать рост потребительского спроса на продукцию местного производителя. Как повлияла акция на объемы продаж, с какими проблемами сталкиваются местные производители и правда ли, что тюменская продукция самая экологически чистая — об этом и многом другом беседуем с генеральным директором птицефабрики «Пышминская» Сергеем Тимофеевым.
И в розницу, и оптом...
— Сергей Владимирович, если кратко: что на сегодняшний день представляет собой предприятие?
— Птицефабрика «Пышминская» — это 270 миллионов яиц в год, миллион кур-несушек. Производство замкнутое: два раза в 12 месяцев закупаем в Германии родительское стадо, выращиваем цыплят, из которых потом получаются курицы. Жизнь несушки недолговечна: 500—550 дней. Далее убой и переработка. Полностью обеспечиваем себя кормами. Для этих целей служит подсобное хозяйство «Заречный» в Исетском районе. Сеем 15 тыс. га зерновых, получаем около 25—30 тыс. тонн пшеницы и ячменя. Покупаем только шрот, жмых, витамины. В 2005 году запустили современный цех, где готовится полный рацион для птиц. В сутки производится 100—120 тонн готовой кормосмеси. Для каждого возраста несушки разработано свое «меню» — всего десять фаз кормления.
Продуктивность птиц — одна из самых высоких по России: от каждой несушки получаем 243 яйца в год. Клеточное оборудование на предприятии — и старое, и современное. В 2005 году ввели в эксплуатацию новую линию, на которой автоматически идет сортировка яйца. Нынче при помощи областных и федеральных программ планируем провести реконструкцию в четырех корпусах, поставить оборудование фирмы «Евровент». Это клетки совместного производства Германии и Тюменского завода моторостроителей. Ведется строительство цеха термической обработки кормов.
— Куда реализуется произведенное яйцо?
— География продаж обширна. Около 60 процентов остается в Тюменской области. Остальная часть идет в УФО, Пермский край, «добрались» до Хабаровска и центральной части России. Производство не очень большое, поэтому выбираем те регионы, которые наиболее интересны. Стараемся продвигать собственный бренд по всей стране. У птицефабрики «Пышминская» разные каналы сбыта: розница, HoReCa, переработка, опт и выездная торговля.
Только в областном центре имеем 13 торговых точек. Планируем открыть еще четыре. Также намерены покорить северные округа. Должен отметить, что покупатели отдают предпочтение местным производителям — нашей и Боровской птицефабрике. Потому что это, прежде всего, экологически чистый продукт, качество которого подтверждено многочисленными наградами.
Эффективное птицеводство ведется по формуле пяти «К»: кросс птицы, корма, контроль ветеринара, клетка, климат. При кормлении несушек не используем антибиотиков, стимуляторов роста, генно-модифицированных продуктов. Яичный бизнес — сезонный. Наибольшие объемы продаж — перед Пасхой и Новым годом. В летние месяцы реализуем продукцию по очень низким ценам. Большую помощь оказывает областное правительство: предоставляет субсидии, благодаря которым можно провести модернизацию производства, приобрести новую технику. Плюс дотации на зерно, субсидии на химзащиту, минеральные удобрения, ввод в оборот залежных земель.
— Птицефабрика принимает участие в акции «Покупаем тюменское!»?
— Конечно. Благодаря ей увеличились объемы продаж. Кстати, если раньше в торговых сетях местную продукцию выкладывали на труднодоступных полках, то теперь она размещена на паллетах и отмечена специальной этикеткой акции «Покупаем тюменское!». Надеемся, проект продолжится и дальше.
— Тяжело ли местным производителям попасть на витрины торговых сетей?
— Отношения с ритейлерами сложные. Некоторые предлагают цены ниже себестоимости производства. Но ведь нам тоже надо закупать корма, платить коллективу зарплату! Есть торговые сети, с которыми налажены взаимовыгодные контракты. Однако таких партнеров немного.
Конкуренты? Нет — коллеги!
— Как яичная отрасль пережила кризис?
— Основной удар пришелся на осень прошлого года. На продуктах питания люди стараются, как правило, не экономить. Но покупательская способность населения снизилась, что сказалось и на нашем бизнесе. Анализы продаж показывают: отрасль переживает не лучшие времена. Яйцо — товар скоропортящийся, долго на складе не продержишь, да и птиц не заставишь нестись меньше. Поэтому приходится реализовывать продукцию по низким ценам. «Пышминской» легче держаться на плаву, так как производство не очень большое.
— Конкуренция велика?
— Если вы имеете в виду Боровскую птицефабрику, то у нас разные рынки сбыта. Более того, поддерживаем дружеские отношения: регулярно созваниваемся, обмениваемся опытом, вместе стараемся поддерживать марку тюменского яйца. Экс-директор Боровской птицефабрики Александр Андреевич Созонов, который находится на заслуженном отдыхе, — наш учитель. Все руководители, специалисты тюменской птицеводческой отрасли прошли его «школу». За что выражаем большую благодарность.
— Кадры куете сами?
— Стараемся. На предприятии работает 575 человек, из них 300 занято непосредственно в птицеводстве. Управленческий состав — начальники цехов, зоотехники, инженеры-механики — около 40 человек. Помогаем профессионально расти. Например, тех, у кого нет высшего образования, обучаем на заочной форме в Тюменской сельскохозяйственной академии. Как говорится, без отрыва от производства. Отучив-шись, человек переходит на руководящий пост. Текучки кад-ров нет, коллектив постоянный. Средний возраст работающих — 40 лет. Единственная проблема: половина сотрудников — жители Исетского района. Приходится каждое утро на пяти автобусах доставлять людей на предприятие.
Работникам обеспечиваются должные социальные гарантии, имеется возможность отоварки по себестоимости продукции. Раз в год предоставляется путевка на санаторно-курортное лечение в «Тараскуль». Ежемесячно бесплатно поставляем продукцию пенсионерам.
— Птичий грипп, появившийся на территории региона пару лет назад, сильно напугал?
— Санитарные нормы на предприятии очень строгие. Поэтому стали больше внимания уделять профилактике. Допуск посторонних на производственную зону запрещен. Обслуживающий персонал перед работой проходит через дизковрики, принимает душ, переодевается в специальную одежду. Автотранспорт обрабатывается.
— Как узнать, свежее ли яйцо?
— Разбейте его и взбейте. Некачественное не взобьете.
— В завершение беседы: что все-таки было раньше — яйцо или курица?
— Честно говоря, уже устал отвечать на этот вопрос!
Фото из архива ЗАО «Птицефабрика «Пышминская»