Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Культурно-гуманитарный визит

Культура, 00:01, 09 июля 2010,
Слушать новость
Культурно-гуманитарный визит . .

Так обозначил свою поездку в Тюменский регион первый секретарь посольства Республики Казахстан в Российской Федерации Сериккали Байменше.


Высокий гость участвовал в открытии в поселке Березово Нижнетавдинского района мемориальной стелы первым жителям казахского колхоза ДВКА (имени Дальневосточной Красной армии). Колхоз ДВКА основан в 1938 году на территории Нижнетавдинского района переселенцами из Казахстана, которые покинули историческую родину на рубеже 20—30х годов прошлого века в результате коллективизации и голода. Этой сельхозартели суждено было просуществовать всего шесть лет. Почти все мужчины ушли на фронт с началом войны, многие не вернулись. Женщинам и детям оказалось не под силу тянуть колхозное хозяйство, поэтому летом 1945 года райисполком принял решение о его ликвидации. Сейчас потомки выходцев из ДВКА составляют костяк казахского населения города Тюмени. В ходе акции памяти о казахах – жертвах сталинских репрессий упоминалось, что в Тюменском регионе этот народ жил испокон веку, а в настоящее время насчитывается около 20 тысяч его представителей. Миграция произошла во времена коллективизации – вследствие раскулачивания люди бежали со своей родины кто куда. Многие прятались в здешних лесах, спасаясь от преследований. Существовало даже выражение «тун тартыс», что в переводе означает «ночной арест». Несчастных забирали именно в темное время суток, после чего их след терялся. Спасаясь, нередко бросали нажитое имущество, снимались с насиженных мест и уходили в неизвестность. Оказавшись на новом месте, старались сберечь род и племя. По древней традиции у этноса существует деление на три жуза (клана) – верхний, средний и нижний. Из Северного Казахстана (Петропавловска, Кустаная, Кокчетава, Павлодара) в нашу область перебрался в основном средний жуз. Известный в Тюмени активист казахской диаспорыКаликан Касымканов рассказывает: «Я имел возможность закончить школу, учиться в техникуме, затем в Ленинградской технической академии и даже работал на руководящей должности – начальником управления механизации «Сибжилстроя» в поселке Винзили под Тюменью. Сейчас я предприниматель».


Говоря о национальных особенностях этого народа, следует отметить: несмотря ни на что, основные правила жизни незыблемы. В частности, неукоснительно соблюдается традиция уважения старших. Во всяком случае, стариков, которые бы находились в домах ветеранов,в современном Казахстане вы не найдете. Такому позору национальный менталитет не позволяет случиться ни при каких обстоятельствах. Даже если пожилой человек остался совсем один, найдутся родственники, пусть и очень дальние, которые его все равно приютят, помогут ему.


Что касается трудовых традиций, то во многих тюменских селах казахи по-прежнему предпочитают разводить скот. Держат по нескольку коров, лошадей, до 3040 овец, бывает и до ста. Живут неплохо, но лишь благодаря огромному труду. Ведь иметь большое хозяйство далеко не просто. Благо семьи большие –в среднем пять-шесть-десять человек. Так что есть кому работать.


«Чтобы овладеть языком, надо открыть ему свое сердце», – афоризм, по утверждению посольского секретаря, принадлежащий президенту Нурсултану Назарбаеву.


В программе пребывания секретаря казахского посольства было также знакомство с жизнью диаспоры. На одной из встреч с руководителями казахских общественных объединений юга области Сериккали Байменше рассказал о создании в Астане президентского фонда развития государственного языка, способствующего его сохранению и защите, в том числе спонсирующего соответствующие акции в среде соотечественников за рубежом.К примеру, национально-культурная автономия казахов Тюменской области может выступить со своим актуальным проектом и получить со стороны фонда необходимую финансовую поддержку. Помощь единоплеменникам в изучении истории и родного языка осуществляется посредством предоставления учебников, творческой поддержки печатных СМИ, выходящих в среде диаспоры.


К числу гуманитарных относится и жилищная программа «Нурлы-кеш» («Светлое кочевье»), реализуемая миграционными службами Петропавловска и предназначенная специально для репатриантов. Им предлагают на выгодных условиях приобрести жилье и землю на исторической родине. «Казахстан и Россия – добрые соседи и стратегические партнеры, – заявил Сериккали Байменше, – и наша задача – сделать жизнь народов процветающей, благополучной и стабильной».



Так обозначил свою поездку в Тюменский регион первый секретарь посольства Республики Казахстан в Российской Федерации Сериккали Байменше.


Высокий гость участвовал в открытии в поселке Березово Нижнетавдинского района мемориальной стелы первым жителям казахского колхоза ДВКА (имени Дальневосточной Красной армии). Колхоз ДВКА основан в 1938 году на территории Нижнетавдинского района переселенцами из Казахстана, которые покинули историческую родину на рубеже 20—30х годов прошлого века в результате коллективизации и голода. Этой сельхозартели суждено было просуществовать всего шесть лет. Почти все мужчины ушли на фронт с началом войны, многие не вернулись. Женщинам и детям оказалось не под силу тянуть колхозное хозяйство, поэтому летом 1945 года райисполком принял решение о его ликвидации. Сейчас потомки выходцев из ДВКА составляют костяк казахского населения города Тюмени. В ходе акции памяти о казахах – жертвах сталинских репрессий упоминалось, что в Тюменском регионе этот народ жил испокон веку, а в настоящее время насчитывается около 20 тысяч его представителей. Миграция произошла во времена коллективизации – вследствие раскулачивания люди бежали со своей родины кто куда. Многие прятались в здешних лесах, спасаясь от преследований. Существовало даже выражение «тун тартыс», что в переводе означает «ночной арест». Несчастных забирали именно в темное время суток, после чего их след терялся. Спасаясь, нередко бросали нажитое имущество, снимались с насиженных мест и уходили в неизвестность. Оказавшись на новом месте, старались сберечь род и племя. По древней традиции у этноса существует деление на три жуза (клана) – верхний, средний и нижний. Из Северного Казахстана (Петропавловска, Кустаная, Кокчетава, Павлодара) в нашу область перебрался в основном средний жуз. Известный в Тюмени активист казахской диаспорыКаликан Касымканов рассказывает: «Я имел возможность закончить школу, учиться в техникуме, затем в Ленинградской технической академии и даже работал на руководящей должности – начальником управления механизации «Сибжилстроя» в поселке Винзили под Тюменью. Сейчас я предприниматель».


Говоря о национальных особенностях этого народа, следует отметить: несмотря ни на что, основные правила жизни незыблемы. В частности, неукоснительно соблюдается традиция уважения старших. Во всяком случае, стариков, которые бы находились в домах ветеранов,в современном Казахстане вы не найдете. Такому позору национальный менталитет не позволяет случиться ни при каких обстоятельствах. Даже если пожилой человек остался совсем один, найдутся родственники, пусть и очень дальние, которые его все равно приютят, помогут ему.


Что касается трудовых традиций, то во многих тюменских селах казахи по-прежнему предпочитают разводить скот. Держат по нескольку коров, лошадей, до 3040 овец, бывает и до ста. Живут неплохо, но лишь благодаря огромному труду. Ведь иметь большое хозяйство далеко не просто. Благо семьи большие –в среднем пять-шесть-десять человек. Так что есть кому работать.


«Чтобы овладеть языком, надо открыть ему свое сердце», – афоризм, по утверждению посольского секретаря, принадлежащий президенту Нурсултану Назарбаеву.


В программе пребывания секретаря казахского посольства было также знакомство с жизнью диаспоры. На одной из встреч с руководителями казахских общественных объединений юга области Сериккали Байменше рассказал о создании в Астане президентского фонда развития государственного языка, способствующего его сохранению и защите, в том числе спонсирующего соответствующие акции в среде соотечественников за рубежом.К примеру, национально-культурная автономия казахов Тюменской области может выступить со своим актуальным проектом и получить со стороны фонда необходимую финансовую поддержку. Помощь единоплеменникам в изучении истории и родного языка осуществляется посредством предоставления учебников, творческой поддержки печатных СМИ, выходящих в среде диаспоры.


К числу гуманитарных относится и жилищная программа «Нурлы-кеш» («Светлое кочевье»), реализуемая миграционными службами Петропавловска и предназначенная специально для репатриантов. Им предлагают на выгодных условиях приобрести жилье и землю на исторической родине. «Казахстан и Россия – добрые соседи и стратегические партнеры, – заявил Сериккали Байменше, – и наша задача – сделать жизнь народов процветающей, благополучной и стабильной».





Уроки родиноведения: скульптор Владимир Шарапов

26 марта

В Тюмени открывается терапевтическая выставка художников из Сибири и Москвы

26 марта