С любовью к родному краю
Далее в сюжете: Анонс
По волнам, по полям, по ромашковым лугам
Дорогие друзья!
Подводим итоги замечательного путешествия. Под флагом экспедиции «Тюмень – Тобольск» газеты «Тюменская область сегодня» четыре дня любознательные, смелые, выносливые сотрудники редакции вместе со своими друзьями покоряли сибирские просторы, наслаждались красивейшей природой, радовались встречам с интересными людьми, изучали историю края.
Идею экспедиции подсказали вы, уважаемые читатели, точнее ваши письма, которые приходили в редакцию в рамках проекта-конкурса «Народный туристический маршрут». Спасибо всем, кто писал в газету, кто помогал в организации путешествия, кто встречал журналистов и с любовью рассказывал об истории малой родины – земли Тюменской!
туризм
Неужели мы так мало знаем о родном крае, что решили отправиться в четырехдневное путешествие? Надоедливой мухой эта мысль «кружила» рядом, пока вместе с коллегами из «Тюменской области сегодня» собиралась в экспедицию по маршруту Тюмень – Тобольск. Вот Борки Тюменского района. Село как село, каких миллион по долам и весям необъятной матушки-России. Для местных жителей оно, конечно, – главное и единственное... А для остальных? Это не Питер и Москва, где каждый камень – история! Или Дуб-ровное? Вполне обыкновенное место... Как легко люди вспыхивают в своем «всезнайстве» и как потом долго остывают, признавая так называемые поражения: села-города в Тюменской области действительно уникальные – они хранят столько тайн и секретов, что с лихвой хватит на сотни томов. Когда-нибудь мы обязательно приложим к их созданию сердце, ум и руку!
------
• Назад в царское прошлое
Отправной точкой для членов экспедиции 22 июня стала старая пристань на Туре, рядом с видавшими виды железнодорожными путями. Сейчас они – лишь отголосок прошлого. Заросшие крапивой да полынью, на заслуженном отдыхе. Но в ночь с 17 на 18 августа 1917 года поездом на станцию Тюмень по ним тайно доставили царскую семью для дальнейшего отправления пароходом в тобольскую ссылку. Почему именно в Тобольск? Железные дороги в глубинку еще не пришли, а значит, Его величество будет далеко от смуты.
Итак, ночь. На железнодорожной линии напротив особнячка, где ныне располагается ЗАО «Тюменьподводречстрой» Виктора Савченко, а в позапрошлом веке находилась контора крупнейшего пароходства Курбатова — Игнатова, остановились два эшелона из Петрограда. В них – семья Романовых, их слуги, имущество и порядка трехсот кадровых солдат – охрана царя, возглавляемая полковником Кобылицким.
О том времени Николай не забыл «сообщить» личному дневнику... Романовых посадили на пароход «Русь». Уснуть никто так и не смог: офицеры стучали сапогами и ругались матом. Отчалили рано утром. На трех пароходах и одной барже. Короткая пометка очевидца тех событий («Время отправления парохода «Русь» – 5 час. 20 мин. 50 сек.») осталась на памятном камне, установленном почитателями семьи Романовых как раз у старинного особняка на улице Госпаровской. Кстати, «Русь» принадлежала известному пароходовладельцу, судопромышленнику, дяде Михаила Пришвина Ивану Игнатову, на заводе которого (район современного Мыса) построили 80 процентов судов, ходивших по Оби, Иртышу и Енисею.
Во дворе бывшей конторы Игнатова стоят два памятных креста. Неподалеку от них – выставка якорей, которые со дна Туры достали современные водолазы. На одном якоре выбит 1896 год. Старина!
А недавно здесь откопали ход. Думается, подземный. По уникальному месту первую экскурсию для членов экспедиции провели краевед Владимир Полищук и руководитель
ЗАО «Тюменьподводречстрой» Виктор Савченко.
• На «Касатке»по волнам
Нагруженные не столько рюкзаками-сумками, сколько интересной информацией, забрались на современные суденышки. Это не пароход «Русь», но все же!.. «Касатка» и «Сильвер» – два катера центра ГИМС МЧС РФ по Тюменской области, управляемые Владимиром Рожковым и Анатолием Бобровым, – встрепенулись и понеслись по водной глади. Команды быстро миновали переправу, помахали на прощание Тюмени и приготовились к встрече с настоящей Турой и ее окрестностями. Берега, берега... На левом отдыхают буренки, на правом ловят чебаков и лещей местные рыбаки. Над травой носятся ласточки, над рекой парят чайки. Пригревает солнце. Обдувает ветер. Красота! На природе и огурец с куском хлеба – что деликатес из ресторана!
Владимир Федорович, ранее двадцать семь лет отработавший в Обь-Иртышском пароходстве, и экспедицию везет, и службу несет. Старший госинспектор, руководитель группы города Тюмени, осуществляющей контроль и надзор за эксплуатацией маломерных судов для обеспечения безопасности людей на воде, предельно внимателен. А вот и первые «клиенты».
На середине реки в районе водозабора ТЭЦ-2 – легкая лодочка с рыбаками. А жилетов спасательных у парочки нет. Посему штраф 300 рублей.
В качестве свидетелей – акулы пера. К хозяину второй досмотренной лодки вопросов нет: жилет на теле, документы на судно в порядке.
Проверит Рожков судоводителей. Отпустит на берег приставучих с вопросами журналистов и окунется в... рыбалку – удочка у Федоровича всегда с собой.
• Купеческие Борки
Причалили к берегу в Борках (Тюменский район) – малой родине купца Андрея Текутьева. Здесь экспедицию встретил местный краевед-исследователь Владимир Калининский, которого на изучение истории родной земли вдохновил редакционный проект «Народный туристический маршрут». По мнению Владимира Васильевича, появились Борки в 1630 году. На карте впервые обозначены в 1701-м благодаря географу Семену Ремезову. Как только не именовали село в прошлых веках! Барк, Борк, Борок, Борковская, Барковская.
В 1910 году городская Дума назвала село Борково. Ясно одно, в основе имени – могучий бор. А знаменито поселение многими вещами!
Здесь четырежды останавливался сначала аспирант, а потом уже академик Санкт-Петербургской академии наук Герхард Миллер. Последний раз – в 1742 году по пути из Тобольска в Тюмень. В то время в деревне было 20 дворов. Сейчас в селе проживает около 3 000 человек.
Родился в Борках знаменитый купец Текутьев. Здесь жили друзья Андрея Ивановича (с одним, однофамильцем Егором Текутьевым, в 1914 году баллотировался в городскую Думу), здесь он начинал познавать технологию помола муки и строил школу – шикарнейший подарок родному селу.
Но самая, пожалуй, главная история, хранимая Борками, – это история прибытия сюда Романовых.
27 апреля 1918 года в 14.30 рядом с домом Егора Текутьева остановились 15 тарантасов и конники. По словам Калининского, прибыли Николай II, Александра Федоровна, восемнадцатилетняя Мария, князь, генерал-майор Валентин Долгоруков, личный врач государя Евгений Боткин, несколько слуг и 115 охранников. Дневник императора сообщает, что в этом месте была перепряжка. Сошли все. Единственный тарантас, с Долгоруковым и захворавшим Боткиным (он страдал от почечной колики), не тронули – транспорт проследовал до снятой квартиры. В ней Боткин отлеживался полтора часа. Романовы же были приглашены на чаепитие... Поведал борковский краевед о том, что императорская чета посетила школу Текутьева. Кирпичная, двухэтажная, украшенная коваными козырьками с инициалами знаменитого земляка, она стоит до сих пор. Сейчас здесь располагается местная больница.
• Белогвардейское Дубровное
После купеческих Борков снова на катер. Несколько часов по извилистому водному пути – и члены экспедиции причалили к берегу села Дубровное (Ярковский район). Здесь журналистов-путешественников радушно встретила хозяйка местной хлебопекарни Татьяна Леванова и местный краевед, в прошлом учитель физкультуры Ольга Кузнецова.
Женщины рассказали о том, что село появилось в 1763 году. Сейчас здесь 2249 жителей. Село небольшое, но красивое, приветливое: добротные дома, работящие люди. Именно в нем родилась будущая жена знаменитого старца Распутина Прасковья Федоровна Дубровина.
В прошлом веке через Дубровное шли белогвардейцы Колчака. С тех времен на окраине остались окопы. А местный житель Игорь Жук хранит гильзы, штык и офицерскую шпору ручной работы. Лично для меня поистине интересной стала встреча со старожилом Людмилой Зариповой, бывшей учительницей русского языка и литературы, бабушка которой работала у Распутина кухаркой. В ее обязанности входило приготовить еду, вымыть лестницу, убрать на кухне.
После встреч – чаепитие в пекарне «Хозяюшка». Работники Татьяны Левановой – на все руки мастера: пироги с семгой, курагой, смородиновым конфитюром, множество булочек и ватрушек. Спасибо этим милым женщинам за радушие и внимание! Хочется обязательно вернуться! Запах скошенной травы на дубровинских улочках и хлеба в пекарне «Хозяюшка» уж точно долго не забудется!
[gallery link="file" columns="7"]
------
мнения:
Александр СКОРБЕНКО, главный редактор газеты «Тюменская область сегодня»:
---
– Двенадцать лет газеты – для нас, конечно же, значимая дата. Но сфера деятельности издания такова, что она складывается из событий, фактов и явлений жизни области и страны. Это 65-летие Великой Победы и Год учителя, подготовка к 400-летию дома Романовых, судьбы которых переплелись с историей региона, юбилей Ярковского района... Иными словами, для нас очень важен патриотизм и любовь к малой родине.
Продолжаем встречи с читателями. Благодаря им идея конкурса «Народный туристический маршрут» получила поддержку и теперь обретает зримое воплощение в экспедиции, которая стала возможной при содействии наших друзей-краеведов.
---
Александр ЯРКОВ, доктор исторических наук, профессор Тюменского госуниверситета:
– Помню 1960-е годы, когда путь от Тюмени до Тобольска занимал почти двое суток. Это совсем непонятно современному ребенку, которого везут из областного центра на три-четыре часа посмотреть на «Сибирский Диснейленд», срубленный около Абалака. Его старшего брата также изумляет, зачем плыли два дня члены семьи бывшего императора Николая Романова на место своей ссылки, если на поезде расстояние можно преодолеть в 16 (!) раз быстрее. Знали бы еще их родители, что каторжники, покушавшиеся на самодержавие, шли в кандалах из Киева до Тобольска почти девять месяцев…
Зачем же плывем на теплоходе, повторяя маршруты и тех и других? А затем же, зачем пытаемся накануне 400-летия династии Романовых (юбилей отмечается в 2013 году) понять, чему учит нас история.
Не являюсь монархистом. Знаю, что среди Романовых был и Великий Петр I, и совершенно не обозначившиеся в истории Петр II и Петр III. Тем не менее считаю, что очень важно осмыслить, почему так много означала личность царя до августа 1914 года и почему так мало – в марте 1917 года…
Об этом буду думать по ходу будущего маршрута 2013 года, когда, уверен, пройдут там толпы паломников и группы неравнодушных к истории Отечества мирских людей…
------
<< К предыдущей точке маршрута |
| |
Далее >> |
Ранее в сюжете