Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Не все станут учеными, но все должны быть гражданами

Общество, 09:53, 02 июля 2010, Елена ЯРКОВА
Слушать новость
Не все станут учеными, но все должны быть гражданами. .

школа
Может ли школа воспитать подкованного во всех сферах жизни, социально активного гражданина? На эту тему со мной с удовольствием поразмышляла педагог-организатор с многолетним стажем, «Отличник народного просвещения РФ», ныне пенсионер Нина Ходюня.

------

– Нина Васильевна, у вас большой опыт работы в школе – более сорока лет. На ваш взгляд, изменилась ли сегодня цель образования?

– Перед школой, как и перед семьей, всегда стояли такие задачи, как воспитание ребенка и обучение его важнейшим навыкам. Обществу нужны грамотные, здравомыслящие молодые люди с активной жизненной позицией. Для формирования целостной личности, способной строить свою жизнь и жизнь страны в целом, необходимо сотрудничество родителей и учителей.

– Каким образом школа помогает ученику определить приоритеты?

– Нужно, чтобы учитель был заинтересован в работе и находил подход к каждому ребенку. Во время моей трудовой практики активно действовал институт школьного самоуправления: старшие классы брали шефство над средним звеном, средние – над младшим. Ребята организовывали творческие вечера и походы, создавали ансамбли, выпускали газеты – предметные, праздничные, сатирические, оказывали помощь ветеранам войны и труда. Работа в команде тренирует дисциплинированность, ответственность. Каждому дается задание, и он пытается достойно его выполнить, преодолевая скованность и лень. Сейчас, мне кажется, руководство школ больше волнуют результаты ЕГЭ, нежели детская самодеятельность и развитие профессиональных навыков.

– Насколько важно для ребенка получить первые профессиональные навыки в школе?

– Считаю, что в школе нужно ввести профессиональное трудовое обучение с восьмого класса. За четыре года из ученика можно вырастить хорошего специалиста – чертежника, дизайнера, воспитателя, медсестру, секретаря, программиста, библиотекаря и так далее. В 80—90-е годы вместе с аттестатами дети получали удостоверение о приобретении различных навыков. Очень важно обучить юношей «мужским» профессиям, которые пригодятся им как будущим отцам. Сейчас многие молодые люди не умеют держать молоток в руках – нанимают мастеров. Но деньги не заменят удовлетворения от собственного труда! Я убеждена, что школьное образование должно готовить к жизни вообще, а не только к поступлению в вуз!

– Значит, вы считаете, что в программу школьного обучения следует ввести изменения. Какие же?

– Мои личные наблюдения показывают, что в школах нужно обновлять программу трудового обучения, для мальчиков проводить военные сборы. Кого мы видим в парках, на улицах? Молодых людей с пивом и сигаретами. Они бесцельно проводят свободное время и совсем не хотят учиться, служить в армии. Раньше настрой был – идти служить. Многие поступали в военные училища.

А сейчас... Душа болит. Это не только беда молодого поколения и их родителей, а всего общества. Конечно, не все станут учеными, но все должны быть семьянинами, профессионалами, гражданами.

– Как вы полагаете, может ли школьный учитель стать для современного ребенка авторитетнее телевизора и Интернета?

– Преподаватель должен быть старшим другом, воспитателем и наставником для ученика все одиннадцать лет. Только он может привить желание учиться, постигать что-то новое. В моей жизни были ученики, которые не любили мой предмет – немецкий язык, но любили и уважали меня, поэтому добросовестно посещали уроки.

А вообще считаю: того, кто силен духом, ничто не испортит. Умный человек не станет смотреть по телевизору лишнее, лучше он сделает что-то полезное. Иногда попадается двоечник с богатой душой и золотыми руками. Учитель-профессионал это обязательно заметит и разовьет в ребенке лучшие качества.

– Нина Васильевна, что бы вы хотели пожелать подрастающему поколению?

– Ребята, будьте смелыми, не бойтесь искать себя! Пусть любимое дело станет делом всей жизни!

Вот с таким неподдельным интересом Нина Ходюня ратует за развитие полноценной личности. Она не представляет себя без дела. По-прежнему интересуется учебным процессом. У третьеклассников из 89-й тюменской школы ведет факультатив английского и немецкого. Там учится ее младший внук. А старшему помогает в научно-практических конференциях, предлагая идеи по их организации. Опытный педагог знает: то, что ребенок получает в период школьного обучения, проходит с ним через всю жизнь.

Рисунок Дмитрия КОРОЛЕВА

школа
Может ли школа воспитать подкованного во всех сферах жизни, социально активного гражданина? На эту тему со мной с удовольствием поразмышляла педагог-организатор с многолетним стажем, «Отличник народного просвещения РФ», ныне пенсионер Нина Ходюня.

------

– Нина Васильевна, у вас большой опыт работы в школе – более сорока лет. На ваш взгляд, изменилась ли сегодня цель образования?

– Перед школой, как и перед семьей, всегда стояли такие задачи, как воспитание ребенка и обучение его важнейшим навыкам. Обществу нужны грамотные, здравомыслящие молодые люди с активной жизненной позицией. Для формирования целостной личности, способной строить свою жизнь и жизнь страны в целом, необходимо сотрудничество родителей и учителей.

– Каким образом школа помогает ученику определить приоритеты?

– Нужно, чтобы учитель был заинтересован в работе и находил подход к каждому ребенку. Во время моей трудовой практики активно действовал институт школьного самоуправления: старшие классы брали шефство над средним звеном, средние – над младшим. Ребята организовывали творческие вечера и походы, создавали ансамбли, выпускали газеты – предметные, праздничные, сатирические, оказывали помощь ветеранам войны и труда. Работа в команде тренирует дисциплинированность, ответственность. Каждому дается задание, и он пытается достойно его выполнить, преодолевая скованность и лень. Сейчас, мне кажется, руководство школ больше волнуют результаты ЕГЭ, нежели детская самодеятельность и развитие профессиональных навыков.

– Насколько важно для ребенка получить первые профессиональные навыки в школе?

– Считаю, что в школе нужно ввести профессиональное трудовое обучение с восьмого класса. За четыре года из ученика можно вырастить хорошего специалиста – чертежника, дизайнера, воспитателя, медсестру, секретаря, программиста, библиотекаря и так далее. В 80—90-е годы вместе с аттестатами дети получали удостоверение о приобретении различных навыков. Очень важно обучить юношей «мужским» профессиям, которые пригодятся им как будущим отцам. Сейчас многие молодые люди не умеют держать молоток в руках – нанимают мастеров. Но деньги не заменят удовлетворения от собственного труда! Я убеждена, что школьное образование должно готовить к жизни вообще, а не только к поступлению в вуз!

– Значит, вы считаете, что в программу школьного обучения следует ввести изменения. Какие же?

– Мои личные наблюдения показывают, что в школах нужно обновлять программу трудового обучения, для мальчиков проводить военные сборы. Кого мы видим в парках, на улицах? Молодых людей с пивом и сигаретами. Они бесцельно проводят свободное время и совсем не хотят учиться, служить в армии. Раньше настрой был – идти служить. Многие поступали в военные училища.

А сейчас... Душа болит. Это не только беда молодого поколения и их родителей, а всего общества. Конечно, не все станут учеными, но все должны быть семьянинами, профессионалами, гражданами.

– Как вы полагаете, может ли школьный учитель стать для современного ребенка авторитетнее телевизора и Интернета?

– Преподаватель должен быть старшим другом, воспитателем и наставником для ученика все одиннадцать лет. Только он может привить желание учиться, постигать что-то новое. В моей жизни были ученики, которые не любили мой предмет – немецкий язык, но любили и уважали меня, поэтому добросовестно посещали уроки.

А вообще считаю: того, кто силен духом, ничто не испортит. Умный человек не станет смотреть по телевизору лишнее, лучше он сделает что-то полезное. Иногда попадается двоечник с богатой душой и золотыми руками. Учитель-профессионал это обязательно заметит и разовьет в ребенке лучшие качества.

– Нина Васильевна, что бы вы хотели пожелать подрастающему поколению?

– Ребята, будьте смелыми, не бойтесь искать себя! Пусть любимое дело станет делом всей жизни!

Вот с таким неподдельным интересом Нина Ходюня ратует за развитие полноценной личности. Она не представляет себя без дела. По-прежнему интересуется учебным процессом. У третьеклассников из 89-й тюменской школы ведет факультатив английского и немецкого. Там учится ее младший внук. А старшему помогает в научно-практических конференциях, предлагая идеи по их организации. Опытный педагог знает: то, что ребенок получает в период школьного обучения, проходит с ним через всю жизнь.

Рисунок Дмитрия КОРОЛЕВА



Александр Моор принял меры по решению проблем предпринимателей в зоне паводка

24 апреля

В Абатском районе в зону возможного подтопления попадают 22 населенных пункта

24 апреля