Размер шрифта +
Цветовая схема A A A

Не все станут учеными, но все должны быть гражданами

9:53, 2 июля 2010, Елена ЯРКОВА
Слушать новость
Не все станут учеными, но все должны быть гражданами. None. школа Может ли школа воспитать подкованного во всех сферах жизни, социально активного гражданина? На эту тему со мной с удовольствием поразмышляла педагог-организатор с многолетним стажем, «Отличник народного просвещения РФ», ныне пенсионер Нина Ходюня. ------ – Нина Васильевна, у вас большой опыт работы в школе – более сорока лет. На ваш взгляд, изменилась ли сегодня цель образования? – Перед школой, как и перед семьей, всегда стояли такие задачи, как воспитание ребенка и обучение его важнейшим навыкам. Обществу нужны грамотные, здравомыслящие молодые люди с активной жизненной позицией. Для формирования целостной личности, способной строить свою жизнь и жизнь страны в целом, необходимо сотрудничество родителей и учителей. – Каким образом школа помогает ученику определить приоритеты? – Нужно, чтобы учитель был заинтересован в работе и находил подход к каждому ребенку. Во время моей трудовой практики активно действовал институт школьного самоуправления: старшие классы брали шефство над средним звеном, средние – над младшим. Ребята организовывали творческие вечера и походы, создавали ансамбли, выпускали газеты – предметные, праздничные, сатирические, оказывали помощь ветеранам войны и труда. Работа в команде тренирует дисциплинированность, ответственность. Каждому дается задание, и он пытается достойно его выполнить, преодолевая скованность и лень. Сейчас, мне кажется, руководство школ больше волнуют результаты ЕГЭ, нежели детская самодеятельность и развитие профессиональных навыков. – Насколько важно для ребенка получить первые профессиональные навыки в школе? – Считаю, что в школе нужно ввести профессиональное трудовое обучение с восьмого класса. За четыре года из ученика можно вырастить хорошего специалиста – чертежника, дизайнера, воспитателя, медсестру, секретаря, программиста, библиотекаря и так далее. В 80—90-е годы вместе с аттестатами дети получали удостоверение о приобретении различных навыков. Очень важно обучить юношей «мужским» профессиям, которые пригодятся им как будущим отцам. Сейчас многие молодые люди не умеют держать молоток в руках – нанимают мастеров. Но деньги не заменят удовлетворения от собственного труда! Я убеждена, что школьное образование должно готовить к жизни вообще, а не только к поступлению в вуз! – Значит, вы считаете, что в программу школьного обучения следует ввести изменения. Какие же? – Мои личные наблюдения показывают, что в школах нужно обновлять программу трудового обучения, для мальчиков проводить военные сборы. Кого мы видим в парках, на улицах? Молодых людей с пивом и сигаретами. Они бесцельно проводят свободное время и совсем не хотят учиться, служить в армии. Раньше настрой был – идти служить. Многие поступали в военные училища. А сейчас... Душа болит. Это не только беда молодого поколения и их родителей, а всего общества. Конечно, не все станут учеными, но все должны быть семьянинами, профессионалами, гражданами. – Как вы полагаете, может ли школьный учитель стать для современного ребенка авторитетнее телевизора и Интернета? – Преподаватель должен быть старшим другом, воспитателем и наставником для ученика все одиннадцать лет. Только он может привить желание учиться, постигать что-то новое. В моей жизни были ученики, которые не любили мой предмет – немецкий язык, но любили и уважали меня, поэтому добросовестно посещали уроки. А вообще считаю: того, кто силен духом, ничто не испортит. Умный человек не станет смотреть по телевизору лишнее, лучше он сделает что-то полезное. Иногда попадается двоечник с богатой душой и золотыми руками. Учитель-профессионал это обязательно заметит и разовьет в ребенке лучшие качества. – Нина Васильевна, что бы вы хотели пожелать подрастающему поколению? – Ребята, будьте смелыми, не бойтесь искать себя! Пусть любимое дело станет делом всей жизни! Вот с таким неподдельным интересом Нина Ходюня ратует за развитие полноценной личности. Она не представляет себя без дела. По-прежнему интересуется учебным процессом. У третьеклассников из 89-й тюменской школы ведет факультатив английского и немецкого. Там учится ее младший внук. А старшему помогает в научно-практических конференциях, предлагая идеи по их организации. Опытный педагог знает: то, что ребенок получает в период школьного обучения, проходит с ним через всю жизнь. Рисунок Дмитрия КОРОЛЕВА

школа
Может ли школа воспитать подкованного во всех сферах жизни, социально активного гражданина? На эту тему со мной с удовольствием поразмышляла педагог-организатор с многолетним стажем, «Отличник народного просвещения РФ», ныне пенсионер Нина Ходюня.

------

– Нина Васильевна, у вас большой опыт работы в школе – более сорока лет. На ваш взгляд, изменилась ли сегодня цель образования?

– Перед школой, как и перед семьей, всегда стояли такие задачи, как воспитание ребенка и обучение его важнейшим навыкам. Обществу нужны грамотные, здравомыслящие молодые люди с активной жизненной позицией. Для формирования целостной личности, способной строить свою жизнь и жизнь страны в целом, необходимо сотрудничество родителей и учителей.

– Каким образом школа помогает ученику определить приоритеты?

– Нужно, чтобы учитель был заинтересован в работе и находил подход к каждому ребенку. Во время моей трудовой практики активно действовал институт школьного самоуправления: старшие классы брали шефство над средним звеном, средние – над младшим. Ребята организовывали творческие вечера и походы, создавали ансамбли, выпускали газеты – предметные, праздничные, сатирические, оказывали помощь ветеранам войны и труда. Работа в команде тренирует дисциплинированность, ответственность. Каждому дается задание, и он пытается достойно его выполнить, преодолевая скованность и лень. Сейчас, мне кажется, руководство школ больше волнуют результаты ЕГЭ, нежели детская самодеятельность и развитие профессиональных навыков.

– Насколько важно для ребенка получить первые профессиональные навыки в школе?

– Считаю, что в школе нужно ввести профессиональное трудовое обучение с восьмого класса. За четыре года из ученика можно вырастить хорошего специалиста – чертежника, дизайнера, воспитателя, медсестру, секретаря, программиста, библиотекаря и так далее. В 80—90-е годы вместе с аттестатами дети получали удостоверение о приобретении различных навыков. Очень важно обучить юношей «мужским» профессиям, которые пригодятся им как будущим отцам. Сейчас многие молодые люди не умеют держать молоток в руках – нанимают мастеров. Но деньги не заменят удовлетворения от собственного труда! Я убеждена, что школьное образование должно готовить к жизни вообще, а не только к поступлению в вуз!

– Значит, вы считаете, что в программу школьного обучения следует ввести изменения. Какие же?

– Мои личные наблюдения показывают, что в школах нужно обновлять программу трудового обучения, для мальчиков проводить военные сборы. Кого мы видим в парках, на улицах? Молодых людей с пивом и сигаретами. Они бесцельно проводят свободное время и совсем не хотят учиться, служить в армии. Раньше настрой был – идти служить. Многие поступали в военные училища.

А сейчас... Душа болит. Это не только беда молодого поколения и их родителей, а всего общества. Конечно, не все станут учеными, но все должны быть семьянинами, профессионалами, гражданами.

– Как вы полагаете, может ли школьный учитель стать для современного ребенка авторитетнее телевизора и Интернета?

– Преподаватель должен быть старшим другом, воспитателем и наставником для ученика все одиннадцать лет. Только он может привить желание учиться, постигать что-то новое. В моей жизни были ученики, которые не любили мой предмет – немецкий язык, но любили и уважали меня, поэтому добросовестно посещали уроки.

А вообще считаю: того, кто силен духом, ничто не испортит. Умный человек не станет смотреть по телевизору лишнее, лучше он сделает что-то полезное. Иногда попадается двоечник с богатой душой и золотыми руками. Учитель-профессионал это обязательно заметит и разовьет в ребенке лучшие качества.

– Нина Васильевна, что бы вы хотели пожелать подрастающему поколению?

– Ребята, будьте смелыми, не бойтесь искать себя! Пусть любимое дело станет делом всей жизни!

Вот с таким неподдельным интересом Нина Ходюня ратует за развитие полноценной личности. Она не представляет себя без дела. По-прежнему интересуется учебным процессом. У третьеклассников из 89-й тюменской школы ведет факультатив английского и немецкого. Там учится ее младший внук. А старшему помогает в научно-практических конференциях, предлагая идеи по их организации. Опытный педагог знает: то, что ребенок получает в период школьного обучения, проходит с ним через всю жизнь.

Рисунок Дмитрия КОРОЛЕВА

Читайте также

Новость Тюмени: Потеря военного билета и сохранение зарплаты: ответы на вопросы о частичной мобилизации

Потеря военного билета и сохранение зарплаты: ответы на вопросы о частичной мобилизации

07:43

Новость Тюмени: Изобретение молодой тюменки поможет нефтедобытчикам сэкономить

Изобретение молодой тюменки поможет нефтедобытчикам сэкономить

07:16

Новость Тюмени: В Тюмени прогнозируют мокрый снег и гололед

В Тюмени прогнозируют мокрый снег и гололед

26 сентября