Дом у реки
Далее в сюжете: Экспедиция «Тюмень—Тобольск»
Начало цикла публикаций об экспедиции в №108-109
Личность
Вода — загадка. Она манит, притягивает, завораживает, хранит великие тайны. Кто однажды полюбил водную стихию, останется верен ей на всю жизнь. Гендиректор ЗАО «Тюменьподводречстрой» Виктор Савченко — из той когорты. Родился в калмыцкой степи. После Новосибирского института водного транспорта объехал весь Обский бассейн. Окончил школу водолазов. Будучи прорабом по подводным работам, немало помотался по экспедициям, занимался аварийными работами на реках. В трудовой книжке всего одна запись, одно предприятие. И вот новый в жизни поворот — увлечение историей.
------
• Назад в прошлое
Было время, когда на Тюменском речном вокзале кипела, бурлила жизнь, великолепные большие корабли ходили по Оби, Иртышу, Тоболу, Туре. Но пришли иные времена, многое кануло в лету: другое время — другие песни. Ведущий к Туре переулок со старыми домами и складами неприметен и тих, а когда-то тишину нарушали резкие пароходные гудки да перестук колес железнодорожных составов. Кажется, жизнь здесь замерла в своей пат-риархальности и неспешности...
Редакционная машина выныривает на небольшой пятачок, залитый светом, и останавливается около двухэтажного старого кирпичного особняка и «сада» с огромными черными речными якорями. Сто с лишним лет назад в этом здании располагалась контора крупнейшего пароходства Устина Курбатова и Ивана Игнатова, владевшего десятками пароходов. Деятельность товарищества Западно-Сибирского пароходства и торговли — крупнейшего объединения купцов, промышленников и судовладельцев — стартовала в 1899 году. В числе его учредителей были тюменский купец первой гильдии Игнатов, казанская купчиха Карпова, тобольский купец Трапезников и другие. Теперь в доме разместился отряд подводно-технических и аварийно-спасательных работ вместе с собственным музеем речного пароходства, старыми картами, макетами пароходов, фотографиями и книгами. Нашлось место часовне и помещению для фонда малоимущих, открыты двери для паломников.
В просторном зале на втором этаже царят Романовы в многочисленных черно-белых фотографиях, картинах, копиях публикаций. Ауру минувших дней хранят старинные часы, иконы, зеркала. Именно отсюда, с тюменской пристани, Николай II со своей семьей в августе 1917 года сел на теплоход «Русь», чтобы отправиться в Тобольск... Память о Романовых, как и память о прежних владельцах особняка, здесь бережно хранится. В зале также представлена история дома в фотографиях начиная с 1870 года.
• Второе рождение
Дом у реки примечательный: в 1897 году в нем побывали русский флотоводец и океанограф Степан Макаров, изобретатель радио Александр Попов, в 1899 году — великий ученый Дмитрий Менделеев. В 1891–1897 годах в его комнатах работал герой Парижской коммуны Михаил Сажин, в 2009 году целый день провела Ольга Куликовская-Романова — вдова сына младшей сестры Николая II, председатель благотворительного фонда имени Ее Императорского Высочества Ольги Александровны...
Годы состарили здание, его прежние владельцы ушли в небытие. Новые хозяева жизни приспособили дом под диспетчерскую, магазин, кочегарку и склад, по чердаку провели теплотрассу. Перегородки поделили залы и кабинеты на квартирки. В 1979 году во время наводнения засыпали старинную дренажную систему. Если бы в 90-х годах «Тюменьподводречстрой» не приобрел полуразрушенное здание, его пустили бы на слом. Два года ушло только на то, чтобы разобрать хлам. Часть помещений успели отремонтировать до кризиса. Сейчас реставрационные работы идут медленно, потому что деньги на ремонт зарабатывают сами. Помогают единомышленники — такие же, как Виктор Савченко, энтузиасты. Например, в скверике у дома поставили Поклонный крест (сейчас он находится в Ильинском монастыре). Прихожане с казаками установили крест в память о царской семье.
В здании бывшей конторы пароходства также располагается учебный класс для будущих водолазов. Их подготовка — сложный особый процесс, на который уходят годы. Избалованные горожане не очень-то горят желанием заниматься суровой работой, им дайвинг подавай в теплых морях. А вот сельчане — другое дело. Работа речников отличается от работы морских водолазов. Она намного сложнее: приходится действовать при полном отсутствии видимости, вслепую, в условиях сильного течения — прибавьте сюда грязь, а зимой лед. Поэтому уровень технической подготовки совсем другой — здесь выпускают «штучный продукт».
• Притяжение
— Увлечение историей началось со статьи тюменского профессора Виктора Копылова, который писал о прежних хозяевах особняка, — рассказывает Виктор Савченко. — Хотим восстановить дом и его историю, историю судоремонтного завода, товарищества Курбатова-Игнатова. А это как клубок за ниточку потянуть. Она и привела к купцу первой гильдии Ивану Игнатову. Иван Иванович (1833—1915) — выходец из старинного города Белева, основал в 1872 году Жабынский тюменский судостроительный завод. Немало сделал для развития тюменского судостроения и в целом для города. Только представьте: 70—80 процентов самоходного флота, который курсировал по Туре, Оби, Иртышу и Енисею, построили в Тюмени — на Жабынском судостроительном заводе на Мысу!
Вот, например, расписание пароходов из Тюмени до Томска в 1897 году. Рейс длился девять дней: Тобольск, Демьянка, Сургут, Надым, Нарым, Колпашево и Томск. К слову, неплохо бы вновь активно использовать речной транспорт. Реки — это же естественные дороги, по которым сотни лет передвигалась Россия. Причем их сеть больше, чем сеть железнодорожного транспорта, но по ним перевозится не так уж много грузов. А круизы по реке? Это же какую красоту можно увидеть!
Нам удалось найти в Красноярске корпус судна «Святитель Николай», построенного в Тюмени. Оно осталось целым лишь потому, что на нем отправился в ссылку в Шушенское Ленин. Выяснилось, что раньше, в 1890 году, на нем ехал будущий российский император Николай II. Кстати, Игнатов руководил делегацией, которая встречала наследника престола.
В настоящее время на корабле размещается действующий музей.
Заслуга Игнатова и в том, что от станции Тюмень пустили железнодорожную ветку к Туре, он и финансировал ее строительство. Помните, она тянулась по улице Мориса Тореза и пересекала улицу Республики? В 1893 году Иван Иванович построил первую в Тюмени электростанцию, которая освещала его дом, контору пароходства, пристань, Ильинский монастырь. На Жабынском заводе работала больница, собственное училище готовило корабелов. К сожалению, архивы с богатейшей инженерной историей у нас не найдены, документы находятся в Омске. Обидно, что современники забыли Игнатова, а ведь были еще Гуллеты, Вардропперы...
Все мы — увлеченные люди. Вот, например, старая мебель. Мы ее реставрируем, даже свой специалист есть! Конечно, сами не можем все охватить — помогают казаки, прихожане. У нас много единомышленников, помощников: это Владимир Полищук, Михаил Яблоков, Виталий Шестаков и другие.
Реставрационная работа предстоит большая, да и за 15 лет средств потрачено немало. В здании сохранились «родные» чугунные колонны, отлитые на Жабынском заводе, старая лестница, кирпичная кладка. На крыше когда-то стояла башенка, планируем ее воссоздать. Первоначального плана дома нет, сохранилось расположение помещений только за 1956 год. Вообще это идеальное место для промышленного музея. Сейчас строят современную красивую набережную — будет отлично, если она выйдет на старую пристань.
• Послесловие
Все свободное время Виктора Павловича отдано дому на тихой улице Госпаровской. Дому, объединившему энтузиастов, исследователей, краеведов и просто добрых хороших людей, которым дорог родной край и его история. Возрождение подвижничества — пожалуй, главный, но не окончательный итог работы без отпуска и выходных в течение двух десятков лет.
Фото Валерия БЫЧКОВА
Ранее в сюжете