Любознательным учиться легче
без указки
Уважаемые читатели! Этим материалом открывается новый проект газеты, который осуществляется совместно с Тюменским областным государственным институтом развития регионального образования (ТОГИРРО). Проект направлен на актуализацию педагогического труда и формирование уважительного отношения к учительству.
------
К участию в проекте приглашаются корреспонденты городских и районных газет и журналов, журналисты газеты «Тюменская область сегодня». К публикации в рамках проекта принимаются интервью с творческими учителями, молодыми и перспективными педагогами, педагогами – наставниками молодежи, в которых они высказывают свою позицию, делятся размышлениями о профессии и системе образования в целом.
Журналистские работы объемом не более 1,5—2 страницы машинописного текста в электронной или печатной форме принимаются до 1 декабря 2010 года с пометкой «Проект «Без указки» по адресу: 625000, г. Тюмень, поч-тамт, АНО «Тюменская область сегодня». Электронный адрес: tyumentoday@mail.ru. Справки по тел. 75‑70‑03. Куратор проек-та — Людмила Филатова.
Большинство из нас помнит первую учительницу, которая научила писать, считать, которая, если повезло, привила любовь к учению. И это пройдет потом через всю жизнь, освещая ее светом познания либо отягощая необходимостью сдавать разного рода экзамены.
Научить детей любить учебу – это задача педагога, считает учитель начальных классов тюменской гимназии № 12, отличник народного просвещения, заслуженный учитель Российской Федерации Людмила Смыкова.
– Людмила Константиновна, вы в гимназии трудитесь 35 лет, на ваших глазах формировались поколения. За последние десятилетия жизнь в стране кардинально изменилась. Меняются ли дети?
– Дети стали более грамотные, информированные, более требовательные. В компьютере и мобильных телефонах разбираются лучше, чем мы. А ведь учителю нельзя отставать, иначе можно потерять уважение. В остальном – такие же шаловливые, любящие.
– Время от времени возникают споры: должен ли ребенок еще до школы уметь читать и писать? Ваша позиция?
– При обучении по новым программам – например Занковской или «2100» – лучше, если дошкольник к первому классу умеет читать. Потому что в букварях с первых страниц большие тексты и тем, кто не умеет, приходится трудновато. А вот учить писать не нужно — придется переучивать.
– Что еще должно быть в «багаже», с которым ребенок поступает в школу?
– Самое главное – любознательность. Тогда не важно, с каким уровнем познавательной и даже психологической готовности он пришел в первый класс. В первые годы работы меня восхищали отличники, но теперь я знаю, что и троечники нередко становятся прекрасными специалистами. Даже в школе: у меня учился один слабоуспевающий мальчик, но он так здорово умел организовать ребят при проведении школьных мероприятий!
В школе ребенок получает очень много информации, и каждый воспринимает и интерпретирует ее по-своему: у одного идет лучше учеба, у другого – спорт, третий вырастает замечательным семьянином, потому что с детства умел заботиться о других. Не всегда «пятерки» и «четверки» – лучшие оценки. Бывает, «тройка» заслужена немалым трудом и радует ребенка. Но главное – человеческие качества, вот за что я бьюсь постоянно: быть добрым, милосердным – это очень важно.
– Любимые выпуски были?
– Каждый класс хорош по-своему. После первого выпуска думала, что уже никого так не полюблю. Но пришли другие первоклассники, и через месяц относилась к ним точно так же.
– По какой программе вы занимаетесь с ребятами?
– В данный период в силу обстоятельств веду два класса: в одном занимаемся по Занковской, в другом — по программе «2100».
Та и другая – развивающие. Я считаю, какая бы ни была программа, в обучении должно присутствовать творчество, чтобы детям было интересно. Занковская – это проб-лемный урок, диалог, дети учатся предполагать и ставить вопросы. В программе «2100» хорошая практическая направленность, например, рассказ по рисунку или работа с текстом: какие ожидания от текста, какие мысли подтвердились после чтения? Обе программы учат ребенка не бояться высказать свое мнение.
Есть и недостатки: программы предлагают к изучению много, на мой взгляд, лишнего материала, который дети будут основательно «проходить», скажем, в шестом классе. К тому времени они уже забудут то, что учили по этому вопросу в начальной школе. А время потрачено. Хотелось бы больше творческих уроков – написания сочинений, музыки, ИЗО, физкультуры, где ребенок развивает не только интеллект, но и творческие способности, поддерживает физическую форму. Кружки есть, но большинство из них платные и не всем доступны.
– В детском коллективе нередко кто-то играет роль изгоя, над которым смеются, потихоньку издеваются. Как с этим у вас?
– Нужно прививать детям общую культуру, учить не бояться ошибок и не смеяться над тем, кто ошибся. Не смеяться над теми, кто не такой, как все, не навешивать ярлыки. Бывает и так, что слабый вначале ученик оканчивает школу с золотой медалью. Учим общаться, слушать и слышать других. С детьми, я в этом убеждена, необходимо говорить на равных, без сюсюканья, и быть требовательным. Тогда они все понимают. А вот жестокости не прощают.
– Людмила Константиновна, а что вы можете сказать в целом о системе образования, которая утверждается в стране?
– Трудно пока сказать что-то определенное. Хотелось бы, чтобы еще лучше стала оснащенность школ современным оборудованием, чтобы вопросы ЕГЭ больше соответствовали программе: порой встречаются такие, изучение которых не предусмотрено программой. К ЕГЭ уже привыкли, можно и в начальной школе проводить, но не так строго. И, по-моему, не следует совсем отказываться от устных экзаменов: мы же говорим, что ребенок должен уметь высказываться.
– Конфликты случаются?
– В любом конфликте всегда можно разобраться. Должна признаться, мне везет на родителей, они меня понимают, вместе находим решение, приходим к компромиссу. Была бы заинтересованность в деле. А оно у нас общее.