Модель будущего: из бумаги — в «цифру»
масс-медиа
В Москве состоялась Всероссийская конференция «Информационное партнерство: Власть — Общество — СМИ», в которой приняли участие представители печатных изданий, радио и телевидения, органов самоуправления. Участники обменялись соображениями о текущей ситуации в сфере СМИ и тенденциях развития рынка масс-медиа в ближайшем будущем, а также поделились опытом реализации творческих проектов.
------
Конференция проходила в рамках одноименного конкурса, организованного фондом развития информационной политики, на котором газета «Тюменская область сегодня» заняла первое место в номинации «Модель будущего». Мне как начальнику отдела АСУ и координатору интернет-версии газеты было очень приятно получить почетную награду из рук президента ФРИП в малом зале Совета Федерации.
На конференции активно обсуждали настоящее и будущее российской прессы, делились своими находками и достижениями. Андрей Мирошниченко, главный редактор журнала «Банковское обозрение», обрисовал несладкое будущее печатных СМИ согласно современным тенденциям в сфере прессы.
Газетное поколение
В XX веке Россия пережила явление, именуемое «демографический переход». Смысл этого понятия в том, что общество переходит от одной модели воспроизводства общества к другой. Это связано с технологической революцией и повышением ценности частной жизни. В результате этого процесса в 30-е годы прошлого века появилось так называемое «осевое поколение». Поколение, которое родилось в аграрной стране, получило инженерное образование и полетело в космос в индустриальную эпоху.
Сейчас, уже будучи людьми пожилыми, они знакомятся с чудесами постиндустриальной эпохи. Впервые в истории человечества эпоха оказалась короче поколения.
После обозначенного выше рубежа привычки на подписку и чтение прессы, как и многие другие социальные традиции, больше не передаются по наследству. Теперь заведенный порядок остается внутри поколения и умирает вместе с ним.
И это основная угроза прессе.
Конечно, хочется возразить: «Как же так?! Вот я читаю газету, мне нравятся тактильные ощущения, запах типографской краски...» Но надо понимать, что последнее газетное поколение родилось в начале восьмидесятых. Молодые люди, которые в начале 90-х социализировались как читатели в возрасте 10—15 лет, еще подписываются на печатные издания, следующее поколение газетным не является. Им чужды наши привычки, и словосочетание «свежая газета» не вызывает никаких сентиментальных чувств.
Виртуальный конкурент
Вторым фактором видоизменения традиционной прессы является конкуренция за аудиторию со стороны Всемирной паутины – наиболее популярного сервиса сети Интернет. Дело в том, что веб-сайты выгодно отличаются от традиционных СМИ тремя признаками: потоковостью, интерактивностью и мультимедийностью.
Сам технологический процесс выпуска газеты предполагает фрагментарность, потому что ее необходимо сверстать, напечатать, доставить до адресата. Никакая новость не может быть опубликована в промежутки между выходами номера в свет. Даже на радио и телевидении новости (кроме экстренных случаев) передаются только в рамках запланированных выпусков новостей. На веб-сайте можно разместить любую новость в любое время без каких-либо ограничений.
Только Интернет позволяет публично реагировать на появляющиеся новости. После выхода статьи в газете можно написать письмо в редакцию, позвонить или даже прийти и высказать все, что наболело редактору или журналисту, но не всегда это будет опубликовано и о мнении читателя узнает кто-то еще. Так происходит хотя бы потому, что обращений в редакцию, как правило, поступает гораздо больше, чем может вместить в себя любая газета. Веб-сайты (в том числе социальные сети, блоги, форумы) – открытые и «резиновые». Каждый посетитель может публично высказать свое мнение не только об информационном сообщении, но и о комментарии любого другого посетителя.
Газета содержит тексты и фотографии, радио – звук, а телевидение – видеосюжеты. Предоставление информационного контента в другом формате технически неосуществимо или, в случае с телевидением, экономически неоправданно. Всемирная паутина, напротив, позволяет предоставлять все и сразу. Основное содержание веб-страниц составляют текст и фотографии, однако все чаще они иллюстрируются видеороликами и аудиодорожками. Так, текстовые инструкции типа «делай, как я» часто включают в себя не только фотоснимки промежуточных результатов, но и видео, в котором автор от начала до конца осуществляет описываемый процесс, будь то установка операционной системы или складывание фигурки оригами.
От редакции до читателя
Третий фактор, осложняющий жизнь прессы, – доставка тиража до потребителя.
Подписка в России стоит дорого, и очевидно, что редакции начнут переход из бумаги в «цифру». Площади во Всемирной паутине несравнимо дешевле, а доставка почти бесплатна. Наглядный пример – аналитический деловой еженедельник «Smart money» издательского дома «Ведомости», который объявил об отказе от бумажной версии. Логично предположить, что за ним последуют и другие редакции.
Отказ от бумажных версий изданий сокращает столь необходимый для сети распространения объем и ассортимент. Чтобы удержаться на плаву, они будут вынуждены повышать цену на доставку, что придаст дополнительное ускорение переходу прессы в виртуальное пространство. Однажды объем печатной продукции сократится настолько, что распространение прессы станет невыгодным и розница просто перестанет существовать. Та же судьба постигнет и подписку.
Новые правила нового времени
Таков прогноз Андрея Мирошниченко. Истории известно множество предсказаний «конца света», что заставляет с некоторым скепсисом относиться к высказанным идеям. Значительную долю оптимизма прессе придает и пример западных стран, в которых информационные технологии развиты гораздо сильнее, а бумажные газеты и журналы до сих пор не исчезли. Но и оставлять без внимания обозначенные тенденции тоже нельзя.
Переход прессы в интернет представляется логичным и закономерным, во многом этому способствуют и сами СМИ. Редакция газеты «Тюменская область сегодня» постоянно улучшает интернет-версию издания, удовлетворяя требованиям СМИ будущего уже сейчас. Помимо «зеркала» газеты в сети интернет-читателю предлагается СМС-подписка, позволяющая оставаться в курсе событий Тюменской области, не имея под рукой не только газеты, но даже выхода в интернет. Предлагается подписка на PDF-версию газеты, которая представляет собой точную копию бумажной, только в цифровом формате. Вероятно, именно эта технология вкупе со специализированными устройствами чтения в будущем заменит бумагу с типографской краской. Сейчас сложно представить мир без журнальных киосков, без рекламных газет в подъездах, без подписки по каталогу. Но если на секунду вспомнить, что мы знали о сотовой связи, электронной почте и Всемирной паутине 20 лет назад, то описанное будущее не покажется таким уж невозможным. Каким бы ни было будущее современной прессы, «Тюменская область сегодня» останется с вами, потому что создает свое будущее уже сейчас.
Полную версию статьи читайте в персональном блоге автора по адресу:blogs.tumentoday.ru/issaev.
Фото Игоря Батурина