Как вырастить настоящего предпринимателя?
Далее в сюжете: «Будущее есть прямой результат человеческих усилий»
Кто они, предприниматели – самородки или их можно подготовить, вырастить? Отношение к этим людям за последнее время изменилось: именно они будут определять развитие общества. Редакция продолжает разговор о предпринимательстве и приглашает читателей высказать свое мнение.
В конце прошлого года на страницах нашего издания стартовал цикл публикаций в рамках совместного проекта газеты «Тюменская область сегодня» и фонда «Русские университеты».
Проект – это встречи наиболее активных людей Урало-Сибирского региона с выдающимися интеллектуалами России и русской диаспоры, площадка для обсуждения прорывных направлений и проектов долгосрочного развития Урала и Сибири, общественные, деловые и научно-технологические идеи, способные составить новую культурную и экономическую платформу, на базе которой в ближайшие десятилетия должен осваиваться Урало-Сибирский регион. Это взрыв делового и научного творчества предпринимателей, активной и талантливой молодежи.
Благодаря совместному проекту читатели встретились на страницах газеты с президентом фонда «Русские университеты» известным политиком и интеллектуалом Виктором Аксючицем, председателем Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития (Москва) Юрием Крупновым. В феврале опубликована беседа с академиком РАЕН, директором Института опережающих исследований Юрием Громыко. В марте читатели познакомились с советником Управления президента РФ по внутренней политике, профессором Высшей школы экономики Олегом Матвейчевым. Читатели смогли «побывать» на прошедшем в Тюмени мастер-классе председателя совета директоров фонда «Русские университеты», исследователя в области философии бизнеса Олега Банных.
На сей раз предлагаем вашему вниманию интервью с Сергеем Чернышевым – русским философом и специалистом по системному анализу.
------
Совместный проект газеты «Тюменская область сегодня» и фонда «Русские университеты»
интервью
Ах, как это престижно – менеджер по маркетингу!
– Сергей Борисович, в недавней публикации в газете «Тюменская область сегодня» ваш коллега Олег Банных высказал мысль, что предприниматель – это слой людей, который будет определять развитие общества. Вы согласны с этим?
– Предприниматель – просто одно из самых важных качеств человека. Если оно у вас есть, то вы имеете шанс состояться как человек. В наше время предпринимательский набор качеств востребован как никогда...
– Что это за качества?
– Владимир Даль пишет, что «предпринимать» – значит решиться исполнить какое-либо новое дело; что это связано со смелостью, решительностью и отвагой, доходящей до безрассудства. Самый первый в истории предприниматель берет палку и сбивает с пальмы кокос. Для этого требуются и смелость, и отвага, и осмысленность. Человек, приходя в мир, обнаруживает, что все кругом чужое. Страшные звери. Опасные предметы. Смертоносные силы. Что может быть страшнее огня? но предприниматель берет огонь и готовит на нем пищу, варит сталь. Он берет вещь или силу из природы и делает ее своей. Абсолютно тем же занимаются предприниматели во все времена. Когда человек что-то предпринимает, он тем самым, собственно, и подтверждает свое высокое звание.
– А кто «не предпринимает» – не человек?
– «Не-предпринимателям» не стоит огорчаться: общество предлагает множество возможностей жить, не будучи полноценным человеком. Вы просто выбираете какую-то устоявшуюся профессию, быстренько учитесь и начинаете обезьянничать. Вы не стали человеком, зато стали «профессионалом». Вы – как белка в колесе, жанр вашей деятельности создал кто-то другой, который и был человеком, предпринимателем. Ваша работа может быть престижной и вам могут присвоить за ее хорошее исполнение титулы и погоны. Это все придумано, чтобы утешить несчастных людей, которые воспроизводят социальные шаблоны. Вам говорят: «Ах, как это престижно – менеджер по маркетингу!». И вы, развесив уши, идете, учитесь пять лет и потом работаете как та белка.
Компетенция предпринимателя – гражданин
– На предпринимателя нужно учиться как-то по-особому? Какие компетенции он должен освоить?
– Простейшая компетенция предпринимателя – гражданин. Например, когда какой-нибудь градообразующий свечной заводик обанкротится, то реакция на это печальное событие делит всех его рабочих на граждан и неграждан. Неграждане идут стучать касками по рельсам в надежде, что это шаманство прибавит их заводику жизни, а им – хлеба. А гражданин, поплакав и выпив водки, выходит к соседям, выясняет, в чем их интерес, прикидывает, что бы они могли вместе сделать. Он идет на ярмарку социальных инициатив, ищет спонсоров, обращается в бюджет и, глядишь, свечной заводик стал заводом по производству микрочипов...
– Но свечной заводик не превратится в завод микрочипов только из-за одного гражданского настроя его рабочих. Нужны и профессиональные знания...
– Мы с коллегами уже лет тридцать разбираемся в том, как взрастить, образовать предпринимателя. Десять лет назад по разработанной нами педагогической модели при Высшей школе экономики создан Центр корпоративного предпринимательства (ЦКП), через который за несколько лет прошло несколько сотен наиболее талантливых студентов московских вузов. Сейчас им около 30 лет и многие ведут крупные предпринимательские проекты. Думаю, что первый опыт удался, сейчас стоит задача возродить его и приблизить к регионам. Модель образования предпринимателей есть, и, не буду скромничать, это одна из лучших моделей, которые нам известны. Хотя бы потому, что в мире, зараженном чумой под названием МВА, о реальном предпринимательстве мало задумывались...
– Обучение на МВА и обучение на предпринимателя – совсем разные вещи?
– В основе программ МВА лежит систематизированный набор кейсов: типовых примеров наиболее успешной деятельности в сфере бизнеса, на которые и натаскивают студентов бизнес-школ. Но мы выяснили, что суть предпринимательства заключается в творчестве, а не в обезьянничании, даже если «кейсы для обезьянничанья» выражение всего лучшего, что есть в этом мире.
Одновременно под предпринимателями в бизнес-школах понимают неких чудиков, профессия которых – бегать, пуская из всех дыр креативные молнии, и не давать никому покоя своими прожектами. При таком понимании образовать предпринимателя означает с помощью разного рода психотехник накрутить человека на подвиги, а там уж что получится. Наша педагогическая модель предполагает довольно строгую методу развития предпринимательских способностей, которые по уровню систематичности не особо отличаются от самых устоявшихся профессий.
Модель физтеха
– Можно более подробно рассказать о модели подготовки предпринимателей, которую вы предлагаете?
– У нее есть короткое название: «модель физтеха» (Московского физико-технического института). Вот ключевая идея, заложенная основателями МФТИ в свое создание: преодолеть главную беду современного образования – разрыв между теоретическим знанием и практикой. В нашей стране намного чаще случаются времена, когда сильно разделять думание и делание смерти подобно. Такое время и было в момент создания физтеха: война на дворе, и нужно не долго, но крепко думая, сходу все свои мысли воплощать на заводах в металле. Потому «модель физтеха» предполагает три ключевых принципа. Первый – обучение на реальных делах. Вместо созерцаний в аудиториях книжных абстракций – интенсивный поиск ответов на вопросы, которые ставит реальная работа над сложным проектом. Второй принцип – совместная работа студентов и мировых величин в области физики. Это наставничество в самом широком смысле: передача профессионального и жизненного опыта из рук в руки, от сердца к сердцу. Наконец, третий принцип – наряду с передачей уже известных знаний обучение способности самостоятельно получать новые знания. В результате за относительно короткое время формировались воспитанные люди, умеющие творчески решать самые сложные технические и жизненные проблемы...
– Как эти принципы используются при подготовке предпринимателей?
– Меняем задачу с технической на хозяйственную и применяем те же три принципа. Не заставляем будущих предпринимателей решать чужие примеры (кейсы), а включаем их в реальный предпринимательский проект, который и будет задавать задачки из жизни. В качестве наставников привлекаем не бывших преподавателей научного коммунизма, виртуозно излагающих очередную вечную истину из учебника по маркетингу, а действующих предпринимателей, имеющих смелость допустить молодых ребят к своему опыту и проектам. Не вдалбливаем в юные головы готовые формулы, а учим их когнитивным и прочим гуманитарным технологиям, позволяющим самим добывать нужное для решения данной хозяйственной проблемы знание... Мы называем все это «гуманитарным физтехом». Уверен, что в такой модели содержится ядро для модернизации образования вообще...
– Получается, что главный принцип образования предпринимателя – бросить его в омут жизни по принципу «к житью – так выживет»?
– Главное условие успешного обучения плаванию – начать плавать, но это не значит, что ученика бросают посреди моря с напутствием: «к житью – так выплывешь сам». Да, один из лучших способов подготовить хорошего предпринимателя – «бросить» его в «омут жизни», дать ему свободу принять реальное и важное деловое решение, в результате которого он потеряет чужой миллион. Извините за жесткое сравнение, но хороший генерал вырастает только из лейтенанта, пережившего потерю своего взвода в результате собственного неправильного приказа. Но одновременно с этой «жесткой» практикой нужна мощная теоретическая подготовка. И она опять же мало имеет общего с традиционными дисциплинами МВА. Например, в «обычной» бизнес-школе на курсе стратегического планирования слушателям даются десятки моделей, с помощью которых они должны научиться пророчествовать о судьбе своего бизнеса. Но склонность к пророчеству вряд ли может быть развита через механическое изучение даже самых лучших аналитических инструментов – обычно здесь все кончается очередной цыганщиной с ее гаданием на картах, в данном случае, стратегических. Человеку с даром предвидения будущего нужно оттачивать определенный «режим работы» мышления. А это возможно только через самую широкую гуманитарную подготовку. Приведу характерный пример: академик Раушенбах, отвечавший в космической программе за системы управления, дабы привить студентам умение рассчитывать небесные алгоритмы, в течение семестра посвящал их в таинства обратной перспективы православной иконы. Ясно, что никаких формул и «матриц» для прямого расчета космических путей икона не давала. Она развивала новый способ видения мира.
Тюмень может стать центром притяжения предпринимателей
– Вы обмолвились, что сейчас стоит задача возродить опыт ЦКП. В Тюмени есть большие планы по развитию предпринимательства, почему бы не начать с нашего региона?
– К нам обратился ряд известных тюменских предпринимателей именно с таким предложением.
В Тюмени есть все возможности для развития предпринимательства. Во-первых, это все еще не развеянный купеческий, предпринимательский дух, на котором замешан ваш город.
Во-вторых, острая необходимость «разбавить» тотальную зависимость региона от нефти новыми направлениями экономической деятельности. В-третьих, та же нефть дает хорошие ресурсы для запуска предпринимательских проектов. Наконец, в-четвертых, у Тюмени уникальная геоэкономическая позиция: она находится на границе страны под названием Сибирь, за которую в ближайшие десятилетия развернется борьба между ведущими экономическими центрами мира: США, Китаем, Японией и Европой. Это будет освоение – только теперь уже не дикого Запада, а спящего Востока. Поэтому резко возрастает роль городов, стоящих по периметру Сибири, они должны превратиться в инфраструктурные центры для «броска на Восток». Позиция Тюмени задана самим ее прошлым: она «мать сибирских городов», нее начинались все походы предпринимателей на северо-восток России. Последний из них – наиболее выдающийся – освоение за десять лет самой крупной в мире нефтегазовой провинции. Тюмень может быть центром притяжения предпринимателей, желающих включиться в новое освоение Сибири. Потому вижу все условия для того, чтобы запустить модель ЦКП в вашем городе...
– Как конкретно строится «набор в предприниматели» и обучение их по модели ЦКП?
– Мы отбирали ребят из числа лучших студентов лучших университетов (в основном ВШЭ, а также МФТИ, МГУ, РЭА, Финансовой академии). В целом, отсеивалось 11 из 12 человек.
С другой стороны, мы ищем предпринимателей. Не все из них, правда, понимают, что они предприниматели, но все понимают, что им нужны кадры. И далее происходит такой диалог:
– Какие у вас планы на ближайший год?
– У меня есть идеи десяти проектов, но из-за нехватки кадров осуществлю только один.
– Тогда давайте из девяти «приговоренных» выберем самый простенький проект и вместе спасем его. Мы дадим вам недостающих людей, а вы в результате получите сделанный проект и молодого предпринимателя!
И, наконец, приглашаем специалистов-гуманитариев, которые помогут молодому человеку сформировать правильную мотивацию, и специалистов-методологов, которые научат его действовать правильным образом. В Тюмени нужно соблюсти эти принципы. Особенность будет в том, что придется вести отбор не только среди местных студентов: настоящий предприниматель – птица редкая, потому нужно «ловить» ее на больших пространствах. С другой стороны, есть вероятность, что местные предприниматели будут с трудом включаться в роль наставников. Но для успеха нам нужен поток предпринимательских проектов. Поэтому придется создать систему, которая будет генерировать проектные идеи. Для начала вполне хватит тех задумок, что есть, скажем, в стратегических планах регионального правительства. Эти планы проработаны довольно подробно – до уровня перечня инвестиционных проектов. Крупные собственники региона тоже, думаю, подключатся сразу же.
– Сколько это стоит и кто платит?
– Обычная модель предполагает обучение в кредит, который выдается банком под поручительство компании, где молодой человек проходит стажировку. После ее окончания студент превращается из стажера в работника компании и гасит кредит из собственной зарплаты. И не в виде исключения, а сплошь и рядом молодые люди (средний возраст 21,5 года) примерно за полгода становятся гендиректорами или топ-менеджерами, будучи еще студентами 5–6 курсов. Это нормально, если ставить перед людьми реальные,
а не придуманные задачи.
Рисунок Дмитрия КОРОЛЕВА
Ранее в сюжете