Русские традиции в мае
времена года
Русские обряды, традиции и праздники, приходящиеся на майскую пору, являются воплощением проверенной жизнью и временем народной мудрости, правильного мироощущения-миропонимания, верной поступи в разных житейских обстоятельствах.
------
Широко отмечаемый нынче День святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (24 мая), он же – Мокий-погодоуказник, является показателем погоды для целого лета. Крестьяне примечали: «Мокро на Мокея – жди лета еще мокрее». Между тем уже цветет незабудка, маленький незатейливый цветочек. Всюду, где ни встретишь его, он радует глаз и наполняет сердце теплотой. Незабудки. Так еще называют этот день русские люди – в память о далеких предках.
Образ дня 25 мая краток и емок: на Епифана утро в красном кафтане. Если ясная утренняя заря, жди пожарного лета.
А ежели хорошо рябина цветет – к урожаю льна. Девушки обычно надевали красные сарафаны, уподобляясь тем самым гроздьям рябины. Короткие ночи в конце мая тоже называют рябиновыми – за разливающиеся вокруг одурманивающе-пьянящие ароматы цветущих растений, за новые надежды и грезы, краткие, как лето на Руси.
И звучит вновь комариная песня, особенно в день Лукерьи-комарницы (26 мая). Подмечали: много комаров – готовь по ягоды коробов, много мошек – готовь по грибы лукошек.
Следующий день прозван в народе – Сидор с ветрами.
И обращались наши пращуры к Ветру Ветровичу, из семи братьев самому старшему, северному: «Ветер Ветрович, не прогневись, у тебя в далеких северных чертогах всего в достатке, а у нас тепла мал-маленечко». Существовали три дня в году, когда особенно следили за ветром – 16 июня, в день святого Лукьяна-ветреника, 16 августа, в день святого Антона-вихревея и 3 октября, в день святого Астафия.
28 число – Пахомий теплый, бокогрей. Пришел Пахом, запахло теплом. Если на Пахомия тепло, все лето теплое. А еще на Пахома из Вырея третья вереница ласточек прилетает – увидеть их, долю большую обрести. Хорош Пахом и тем, что свет хранит, радеет, чтобы увейная тень землю не покрыла. Увей по-старорусски – пространство, которое занимает тень на протяжении всего дня с утра до вечера. Увейная тень очень вредна для полей, на которых только-только всходы стали подниматься. Поэтому всегда у Пахома про запас вилы да грабли, дабы убирать гниющий на земле хлам, очищать ее от зловония.
И самый верный ему помощник в этом – крес – Огонь-Батюшка. Не отсюда ли полузабытое словечко «кресало» – то, чем огонь высекали. Интересно, что в народной традиции в основе слов «крещение», «крестный» первоначально лежало понятие креса, или живого огня. С приходом христианства происходит замещение одного понятия другим. Кресением называли возжигание божественного огня, в том числе и в душе человека, а также связанные с этим обряды оживления и очищения. Церковное же понятие крещения связано с водной купелью, в которую погружают младенца, чтобы он прошел обряд прихода в этот мир, рождаясь «из смерти в жизнь», и суть его в «овеществлении» человека. Из духа он превращается в «вещное тело», и одновременно с этим заключается договор с природными стихиями о принятии ими его под свою защиту. Дохристианский народный обряд заключения договора со стихиями проводился в течение года неоднократно и именовался «собутка». Собутка, событность – не что иное, как пребывание вместе в одно время, где присутствовала вся община.
Жива – богиня весны в старорусской традиции своим приходом в самом конце мая животворит, оживляет умирающую на зиму природу, дает земле плодородие, жизнь. Недаром в русском языке столько слов с корнем «жи»: живот, жито, жилье… Седьмую букву алфавита так и называли – Живете. И действительно, весна несет живую воду – в бурливых потоках, в шумных ливнях. То небесный страж Ондрон с ковшом ходит да землю поливает, смотрит, чтобы засуха всходы не погубила. Помните древнюю как мир «речевку»: «Божья коровка, полети на небко, попроси у бога дождичка немного – на матушкину рожь, на отцов овес, на дедов ячмень поливай ведром!». В общем, чтобы нам было сытно, надобно б уродиться житу…