«Только крепко помнят ветераны то, что называется войной»
Великая Отечественная война для нынешнего поколения осталась лишь в чужих воспоминаниях. Как хорошо, что мы ее не знали. Но знали наши прадеды и деды... Несладко им пришлось. Но выстояли, победили! Поклоны в пояс, до земли до самой. О том, что тревожит ветеранов-поэтов, рассказывают авторы газеты Зинаида Каменева и Вера Кубочкина.
------
Жизнь, воспетая в стихах
Земляки
Участник Великой Отечест-венной войны, ветеран противопожарной службы Иван Арсентьевич Афанасьев – человек с активной жизненной позицией. Стихи в его душе звучали всегда. Они помогали прогонять грусть-уныние и укреплять силу духа. Рождаются прекрасные строфы и сегодня: позади шесть поэтических сборников Афанасьева, к изданию готовится седьмой.
---
«Забыть мы не вправе ни позже, ни ныне»
Детство Ивана прошло в деревне Марай Тюменского района. До сих пор в памяти оживают картинки из той прекрасной поры: крики петухов, шумные вздохи коровы в хлеву, звуки бьющих о подойник струек молока, голос матери, провожающей «кормилицу» в поле. Хранит сердце ветерана историю о том, как вместе с отцом, председателем сельского совета, он маленьким мальчишкой косил густую траву в окрестностях не существующей уже деревни Тачкал:
Трещат, как сороки, там сенокосилки,
Стоят точно в сроки стога у развилки.
Истома нахлынет: и дышат ребята
Иссохшей полынью, духмяною мятой.
Звенящие травы и привкус полыни
Забыть мы не вправе ни позже, ни ныне.
Юношеская беззаботность, как огонек потухшей свечи, исчезла в июне 1941 года. Началась другая жизнь. Колхоз работал для фронта и победы. Один за другим на войну уходили мужчины, а тяжелый физический труд ложился на плечи вчерашних детей.
«Потрудились, будь здоров, на широком поле»
В семнадцать лет Иван стал бригадиром. В бригаде – почти одни девчата. Но от трудностей никто не бегал – комсорг Катя Пашкова умела хорошо организовать работу. Помогали женщины, малые ребята. Оставив домашние дела, забыв об усталости, шли и перевыполняли нормы. Иван Арсентьевич помнит разговор с кузнецом Харитоновым. «Смотри, как народ работает!» – сказал старик восхищенно. А потом заплакал... Двое из трех его сыновей не вернулись с войны. О работе, кажущейся непосильной для ослабленных голодом ребятишек, Афанасьев пишет оптимистично:
Ходит по полю коса, вслед за ней ложится
Трав зеленых полоса – сердце веселится.
Ой, ходи, коса моя, прибавляя силы!
Семеновские края травами красивы.
Пусть мы молоды пока, но работать надо!
Не валяем дурака, взрослые нам рады.
И зимою для коров будет сена вволю.
Потрудились, будь здоров, на широком поле.
Как Ваня-бригадир с Героем обнимался
Как-то в деревню Тачкал на побывку приехал Самуил Репутин. Весть о том, что Самуил Михайлович – Герой Советского Союза, прилетела в эти края еще до того, как он переступил порог родного дома.
Это случилось во время Курской битвы. Батарея, которой командовал капитан Репутин, имея в распоряжении несколько пушек, подбила пятнадцать фашистских танков. Самуила ранили и после госпиталя премировали поездкой на родину. Местные комсомольцы мечтали пообщаться с Героем Советского Союза, но делегировали к нему только самого достойного – семнадцатилетнего бригадира Ваню Афанасьева. Он должен был расспросить Репутина о боях и победах и узнать, скоро ли закончится страшная война.
На жеребце по кличке Заряд ехал Иван от Марая до Тачкала и всю дорогу репетировал речь... Встретились. Разговорились. Самуил, соскучившийся по простой крестьянской работе, расспрашивал Ивана о колхозе, урожае, общих знакомых, а после ответил на вопросы о боях-сражениях. На прощание они обнялись и расцеловались. Ваня приехал домой, подробно рассказал о встрече с Героем... Репутин больше в Тачкал не вернулся – погиб в Прибалтике:
Через преграды, грозные валы
Без страха шел ты в бой святой и правый.
Спокойно спите, русские орлы:
Потомки чтут и множат вашу славу!
«И эхом откликается война…»
А потом героем пришлось стать самому Ивану. Едва ему исполнилось восемнадцать лет, как в дверь постучал почтальон, принесший повестку. Парня зачислили в одиннадцатую окружную снайперскую школу в Камышлове. Учебу он закончил на «отлично».
...Иван дважды ходил врукопашную. Спас от смерти раненого командира. Он утверждает, что на войне страха нет, есть справедливый гнев. По словам Афанась-
ева, в боях его вела ненависть, ведь война забрала отца, дядю, друзей, земляков:
Зимой сорок пятого враг отступал,
Но яростно сопротивлялся.
Забыть невозможно порыва накал,
Как сходу тот бой завязался:
Когда невозможно нам стало стрелять,
То в дело пустили приклады.
И незачем нам никого удивлять –
Фашистам не будет пощады!
На войне как на войне
В 1945 году демобилизованный Афанасьев вместе с другом искал в Тюмени работу. В колхоз возвращаться не хотел. Как-то пришлось заночевать в пожарной части на улице Первомайской, где работал их земляк. Наутро начальник УПО Скрипко вызвал фронтовиков к себе и предложил места. Так Иван Афанасьев вновь вышел на линию огня. На сорок долгих лет.
Сегодня ветеран частый и желанный гость в подразделениях главного управления МЧС России по Тюменской области, в учебных заведениях и трудовых коллективах города. Говорит, что вспоминать о войне тяжело. Потом очень трудно уснуть. Но он уверен, что правду о войне говорить надо. Пока еще живы фронтовики.
Фото автора
------
«Мы в северных снежных краях воевали...»
Память
Боевой путь участник Великой Отечественной войны Сергей Александ-рович Соловьев в составе 368-й Краснознаменной Печенгской стрелковой дивизии прошел от Тюмени до норвежского города Киркенеса. Он участник Парада Победы в Москве 1945 года: в составе сводного оркестра прошел по Красной площади!
---
Вернувшись с войны, окончил вечернюю среднюю школу, затем физико-математический факультет Тюменского пединститута. 45 лет из общего трудового стажа в 65 отдал работе в школе, техникуме, профессиональном лицее.
Кроме того, он музыкант. Руководил народным хором, выступал в роли аккомпаниатора. За творческие успехи имеет около сотни почетных грамот. Особенно дороги первые, подписанные командиром дивизии, генералом Сопенко. Сергей Александрович бережно хранит их в домашнем архиве.
Еще ветеран пишет стихи. О войне, 368-й дивизии, боевых товарищах. Несмотря на солидный возраст, бодр и с оптимизмом смотрит в будущее.
***
За далекой туманною далью,
За годами мирной тишины,
Отливая вороненной сталью,
Стелется свинцовый след войны.
Временем засыпаныворонки,
Травами траншеи заросли
В той далекой памятной сторонке,
Там, где шли кровавые бои.
Там, в одном строю, со смертью рядом,
Позабыв про мирные дела,
Наша юность мужественным шагом
В лагерь ветеранов твердо шла.
Но, пройдя путями боевыми,
Поредел наш комсомольский строй:
Многие остались молодыми
Под фанерной красною звездой.
Время! Время лечит наши раны,
Застилает память сединой...
Только крепко помнят ветераны
То, что называется войной.
***
Как мало нас в живых осталось,
Мои друзья-фронтовики,
Как незаметно жизнь промчалась,
И вот теперь мы старики.
А что на фронте было с нами?
Об этом трудно вспоминать...
Но нас безжалостная память
Вновь заставляет воевать.
Вновь загоняет нас в окопы
И в руки автомат дает,
И командир стрелковой роты
Опять командует: «Вперед!»
И мы, «Ура!» мешая с матом,
Бежим через кромешный ад...
Да, это было все когда-то,
Все было много лет назад.
***
Отгремели молодые годы,
И самим не верится порой,
Что пройдя через «огни и воды»,
Мы пришли с Победою домой!
Залпами салюта раскидало
Всех однополчан – кого куда...
Снова потрудились мы немало
В те послевоенные года:
Строили, учились и служили,
Хлеб растили для страны родной.
И все время, где бы мы ни были,
Помнили о дружбе фронтовой.
***
И пусть всегда, войны не зная,
Осуществляются мечты!
И пусть цветут, не увядая,
Священной памяти цветы!