Улетел и не вернется
Премьера на сцене драмтеатра – эпизод-фантазия «Мотылек»
Через месяц Тюменский драматический театр завершит 152-й театральный сезон. За последний творческий год зрители увидели немало новых спектаклей: отличных, хороших, «средней тяжести» и абсолютно непонятных. Появление некоторых я все ж таки оправдала… Но премьера на малой сцене в конце мая – эпизод-фантазия «Мотылек» в постановке лауреата Государственной премии России, заслуженного деятеля искусств РФ Михаила Полякова, что ранее отметился пятью неплохими работами в театре «Ангажемент», – до сих пор вызывает недоумение...
------
Дело не в постановщике, художнике и актерах. Дело в пьесе. От рабочего материала зависит третья часть успеха. И если он, мягко говоря, никакой, то остается посочувствовать… Объяснюсь.
В забытой богом глуши, где зима начинается в октябре, а лето в июле, в военной части случилось не просто ЧП, а ЧП в кубе. Рядовой-первогодка Коля Лебедушкин превратился в девушку. Еще вчера он бросал гранату на восемь метров, носил солдатскую робу, чистил зубной щеткой унитазы и тихо ненавидел примитивный армейский уклад, а сегодня стоит перед полковником в синем сатиновом платье, с длинной рыжей шевелюрой и истерически кричит про то, что нынче он артистка Наталья Сергеевна, которой не место в казарме… Полковник Кинчин (Владимир Орел) негодует. Капитан Багаев (Сергей Осинцев) предчувствует сладкую месть. Остальные солдатские чины (адъютант Ювачев – Юрий Лободенко, военврач Морозов – Константин Антипин) ведут себя как в цирке.
А Коля, ой, Наташа, ничего, освоился. Поскольку домой, дабы не посрамить честь российского армии, не пускают, целыми днями валяется на койке в клубе, пьет «Арабику», пишет пьесы, мечтает о премьере собственного спектакля «Азельма – король пчел», увлекает театром старого одинокого командира Андрея Исаевича. Репетируют вместе: Наташа – Дездемона, полковник – Отелло. Первая слишком эмоциональна, второй никак не может пустить слезу. Первая заламывает руки, давит «талантом». Второй осторожничает. Так бы и играли два года, но случились боевые учения, и Лебедушкин (а), как и следовало ожидать, погиб (ла) под колесами то ли БТР, то ли… Не женское это дело, в армейской технике разбираться. «И житие его (ее) было недолго, но ярко, как у мотылька...» И вроде бы грустно, но смотреть неловко: хочется поскорей выскочить из зрительного зала и бежать без оглядки.
Я не оканчивала театральный вуз. Я всего лишь журналист. Но принцип: если ты что-то затеял, то должен понимать, зачем, – для всех творческих людей един. Что хотел сказать пьесой «Мотылек» автор? Что хотел сказать спектаклем «Мотылек» режиссер? Не уяснила. Не разгадала. Не почувствовала. Висела где-то над сценой малюсенькая такая попытка Полякова намекнуть о чем-то зрителям, но и она, как главный герой, была раздавлена колесами все той же солдафонской, смерть несущей техники. Туда и дорога. Серьезно, никак не возьму в толк, зачем Михаил Давыдович взялся за такую кислятину? Разве мало в мире пьес?
Не стану осуждать актеров. Мы знаем и нежно любим Орла, Осинцева, Антипина по другим постановкам театра. Студенту Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий Юрию Лободенко первый в начале творческой карьеры спектакль, мягко говоря, поднапортил… Сердце кровью обливается, когда видишь, как молодая рыжеволосая актриса Дарья Башкина – Лебедушкин – изображает чрезвычайную нервность, бессмысленную тревожность и манерные поэтические завывания, словно пародируя Беллу Ахмадулину. Вот только Владимира Орла, играющего полковника, невозможно заставить быть фальшивым: у него природная органика, он примет любую роль как родную.
Орел из тех артистов, которых можно вывести на сцену читать телефонную книгу, и зрители все равно будут пищать от восторга, влюбляться без памяти.
…На премьере были цветы. Немного, но были. Букеты хризантем и недавно распустившейся сирени. Без живых цветов вышло б совсем некрасиво.
Фото автора