Поднять престиж профессии учителя, не забыть об ученике
школа
В апреле чиновников от образования, простых учителей, а также журналистов, пишущих о педагогах, их проблемах, победах и радостях, хорошей погодой и насыщенной программой встречала Москва. В течение трех дней на парламентских слушаниях в Госдуме и на международной конгресс-выставке «Образование без границ – 2010» небезразличные к судьбе отечественных школ всех уровней обсуждали национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», предлагали стратегии развития профобразования, демонстрировали инновационные технологии, призванные помочь развитию сферы.
------
Более тридцати акул пера и микрофона со всей страны на встречу пригласили Министерство образования и науки РФ, коммуникационное агентство АГТ и межрегиональная общественная организация журналистов «PRO Образование», которая с 2007 года выступает организатором дискуссий по актуальным проблемам отрасли, участвует в формировании приоритетов государственной образовательной политики.
Учителей мало, но они не сдаются
Парламентские слушания «Нормативно-правовое обеспечение модернизации системы педагогического образования», организованные комитетом Госдумы по образованию, собрали представителей из 81 субъекта Российской Федерации. Предложения и замечания высказали не только присутствующие в зале, но и жители удаленных от столицы областей – посредством видеосвязи.
Южно-Сахалинск тревожит старение учительского корпуса и нехватка молодых специалистов: в 2009 году в школы региона пришли работать 184 выпускника педвузов, хотя требовалось в два раза больше. Ставрополь ратует за новую национальную программу подготовки и переподготовки учителей. Челябинск – за усиление в процессе обучения роли школьных библиотек и подъем статуса школьного библиотекаря (Челябинская академия культуры и искусств ежегодно выпускает тридцать таких специалистов, но по специальности работает от силы три человека – остальные говорят: не модно). Астрахань в прямом включении высказала пожелание ввести госзаказ на подготовку педагогов для всех субъектов Российской Федерации. Свердловская область предложила участвовать в обновлении сети педагогических вузов.
Сокращение числа учителей в российских школах отметил и директор департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ Игорь Реморенко: «После педагогических вузов работать по профилю остается всего пять процентов выпускников, далеко не самых лучших… Как следствие, снижается роль учителя как наставника, носителя знаний, образца для подражания. Мы понимаем, молодым специалистам нужен стимул. Это могут быть гранты, поддержка в жилищном вопросе, новый механизм аттестации, изменение системы повышения квалификации. Но и от них должна быть отдача».
Не в первый раз комитет Госдумы по образованию слышал предложение по «педагогической интернатуре». Что это значит? До получения диплома будущий выпускник должен год отработать в школе. Если же он отказывается от учительства, пусть возвращает бюджетные средства, потраченные на обучение. В частности, за такое новшество выступает глава Федерального агентства по образованию, депутат Госдумы Григорий Балыхин. Но те, кто разрабатывает педагогические стандарты (Санкт-Петербургский госуниверситет, Московский педагогический университет, Московский психолого-педагогический университет), не поддержали предложение по «учительской интернатуре». Их опасения обоснованы: кто вообще захочет учиться в педвузе при обязательной годовой отработке и угрозе возврата денег?..
Хочется отметить, что участники слушаний впервые зафиксировали в правовом пространстве процедуру возможности совершенствовать педагогические стандарты с учетом обсуждаемых мнений. Все поступившие предложения из регионов будут проанализированы, вынесены на повторное обсуждение в комитет Госдумы по образованию, далее, при положительном исходе голосования, разосланы во все субъекты РФ для исполнения.
Кому
Ташкентский лимон, башкирский мед?..
По-настоящему знаковым событием стала IV международная конгресс-выставка «Образование без границ – 2010». Торжественно ее открыли замминистра образования и науки РФ Владимир Фридлянов, замруководителя Федерального агентства по образованию Евгений Бутко, зампредседателя комитета по образованию Госдумы ФС РФ Ирина Роднина, вице-президент торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин, ректор финансовой академии при правительстве РФ Михаил Эскиндаров и директор образовательных программ корпорации Intel Шелли Шот.
Каждый гость нашел в центральном выставочном комплексе «Экспоцентр» дело по душе. Чиновники участвовали в пленарных заседаниях по обсуждению национальной
образовательной инициативы «Наша новая школа» и развитию педагогического потенциала в процессе обновления образовательной отрасли. У журналистов большой интерес вызвала сама выставка, в которой приняли участие почти двести экспонентов, представившие новейшие технологии и инновации в области образования.
Образовательные программы презентовали Гусевский стекольный колледж – колыбель стекольных дел мастеров, Агинская буддийская академия, где студенты познают тайны тибетской медицины, буддийской живописи и философии, Московский авиационный институт, Всероссийский детский центр «Орленок», Югорский госуниверситет, Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции, Златоустовский индустриальный колледж, Московский государственный технический университет имени Баумана и многие другие.
…Когда Советский Союз запустил спутник, американский президент Кеннеди сказал: «Мы проиграли на школьной скамье…» Участвовавшие в выставке учебные заведения, к большому количеству которых журналисты со всей России оказались, мягко говоря, не готовы (по каждому впору не одну газетную статью написать), наглядно продемонстрировали, что они в какой-то степени – победители! Заинтересовал посетителей выставки неоднократно приезжающий в Москву со своими лимонами и медом Уфимский лесхоз-техникум, готовя-щий специалистов по пчеловодству, лесному и лесопарковому хозяйству, садово-парковому и ландшафтному строительству. Кстати, все места в учебном заведении бюджетные – это редкость для наших дней. Лимонарий в теплице круглогодичного действия и пасека, подаренная уфимцам московским мэром Лужковым, – это и есть учебно-опытное хозяйство техникума, где студенты отрабатывают практику и получают прикладные знания. В лимонарии площадью один гектар вместе с педагогами они выращивают три сорта лимона (Юбилейный, Ташкентский и Зиля; 26 тонн урожая в год!), а также ухаживают за экзотическими для Южного Урала инжиром, гранатом, лавром, кофе, бананом, фейхоа. На пасеке молодежь собирает вкуснейший башкирский мед. Сами выращивают и собирают, сами продают. Вот и развитие еще одного навыка – предпринимательского! Обычно образование выпускники лесхоз-техникума продолжают в Санкт-Петербургской аграрной академии. Специалисты просто класс: могут работать в любой теплице, в любом ландшафтно-дизайнерском бюро.
Разговоры «без галстука»
Еще одним интересным моментом конгресс-выставки стали встречи со столичными коллегами, что называется «без галстука».
О проблемах, возникающих при освещении темы образования, и об их решении рассказал главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец:
– Без учителя общество обречено: именно он закладывает фундамент будущего! Пора переходить от деклараций к реальной поддержке педагога и подъему престижа профессии. У СМИ, как у представителя четвертой власти, есть масса возможностей это сделать. Коллеги, старайтесь привлекать к формированию положительного образа учителя больше субъектов образовательного процесса: детей, родителей, бизнес-сообщество. Общая оценка и даст результат! СМИ могут стать своеобразным каналом связи между педагогами, уникальным сетевым сообществом… Чего всем нам не хватает, так это серьезной аналитики. Готовя материалы, используйте больше срезов информации.
В «Учительскую газету» Положевец вернул такой забытый жанр, как портретный очерк. Об учителях-мужчинах. Раз в месяц на страницах «УГ» публикуется замечательный материал о представителях сильного пола, которых в образовательной сети по пальцам пересчитать, но которые крепки в нравственных ориентирах и обладают большим опытом, коим и делятся с ребятами.
Еще одна встреча состоялась с главным редактором пресс-центра Года учителя Ириной Вилявиной, координирующей работу образовательных порталов
www.uchitel2010.interfax.ru и www.openclass.ru.
– Самый интересный и актуальный раздел официального сайта пресс-центра Года учителя – новостные ленты. Здесь можно познакомиться с событиями федерального и региональных пресс-центров, материалами журналистов о Годе учителя, увидеть анонсы ближайших встреч. На сайте проводятся он-лайн трансляции основных мероприятий знакового для образования 2010 года. На втором сайте активно работают форумы, выложены мастер-классы и подборки конспектов уроков.
Кроме того, команда Ирины Вилявиной запустила на интернет-портале для школьников «Большая перемена» (www.newseducation.ru) акцию «Выпускник Года учителя». Каждый, кто этим летом уходит со школьного порога в большой мир, может распечатать с портала специальный значок и диплом. Значок – на грудь! Диплом – подмышку! И вперед на празднование последнего звонка: пожелания учителей и одноклассников, оставленные на нем и на традиционной алой ленте, сохранят воспоминания о необычном для страны годе выпуска из храма знаний и начале взрослой жизни!
Остается добавить, что все в наших руках: задача правительства – поддержка на высоком уровне, задача журналистов – реагирование не только на положительные моменты, но и на проблемы, «болезни» сферы, задача героев нынешнего года – учителей всех рангов – сохранение уважения к своей профессии и ученикам. Только вместе мы сможем вернуть профессии педагога звание самой благородной.
Фото Евгения МАКУРИНА