От легенды до современности
событие
19 апреля 2010 года АвтоВАЗ отмечал 40-летие легенды — ВАЗ-2101. Этот автомобиль является настоящим символом эпохи. Ездить на нем мечтали сотни тысяч россиян, за него готовы были платить в 100—150 раз больше средней зарплаты. Не случайно этот «ребенок» Волжского автогиганта на рубеже веков получил звание «Российский автомобиль ХХ столетия».
40 лет назад, 19 апреля 1970 года, с главного конвейера Волжского автомобильного завода сошли первые ВАЗ-2101. В то время никто не подозревал, что строительство в 1966 году автозавода на берегах Волги не только положит начало массовому производству доступных отечественных легковых автомобилей и в корне изменит образ жизни многих россиян, но и поспособствует внедрению прогрессивных рыночных механизмов в ряд отраслей промышленности СССР (металлургическую, химическую, электронную и другие).
Считается, что ВАЗ-2101 – это тот же Fiat-124 — лучший мировой автомобиль 1966 года. Но итальянская модель не совсем подходила для дорог СССР. Чтобы максимально ее усовершенствовать, потребовались усилия сотен инженеров и проектировщиков и более 800 изменений, которые внесены в первоначальную конструкцию «итальянца». Серьезной доработки потребовали конструкция двигателя, трансмиссии, подвески, кузова, повысилась активная и пассивная безопасность. В результате на отечественных дорогах появился востребованный, надежный и конкурентоспособный автомобиль.
До сих пор наследники «копейки» — классические модели LADA 2105/07 — считаются одними из самых удачных российских автомобилей по соотношению «цена — качество».
С началом действия госпрограммы утилизации старых автомобилей спрос на вазовскую «классику» вырос настолько, что люди записаны
в очередь до ноября 2010 года.
Минпромторг отмечает: АвтоВАЗ лучше всех подготовился к реализации госпрограммы утилизации — на LADA приходится более 70 процентов выданных свидетельств, а всего АвтоВАЗом получено уже более 100 тысяч заявок на утилизацию и приобретение новых LADA по программе.
Компания не меньше государства заинтересована, чтобы страна «очистилась» от автохлама, а автолюбители пересели со старых машин на современные модели, отвечающие всем требованиям безопасности, экологии, комфорта, такие, как, например, LADA Priora и LADA Kalina. АвтоВАЗ облегчает потребителям процесс утилизации: если выбранная новая LADA есть в наличии, от официального дилера завода можно уехать на новом автомобиле в первый же день — компания берет на себя все заботы по снятию авто-хлама с учета (в дилерских центрах работают специально выделенные сотрудники ГАИ) и по утилизации старых машин.
Кроме того, АвтоВАЗ предлагает воспользоваться свидетельством по утилизации как первоначальным взносом при приобретении автомобиля по фирменной кредитной программе «ЛАДА ФИНАНС – LADA в КРЕДИТ», условия которой максимально выгодны для покупателя (максимальный срок кредитования – пять лет, минимальный взнос – 15 процентов, рекламная ставка – ноль процентов).
Сегодня, стараясь нейтрализовать последствия кризиса, компания активно реализует антикризисную программу, бизнес-план (программу развития до 2020 года), одобренный профильными министерствами и ведомствами и согласованный с правительством РФ.
АвтоВАЗ начал выводить вспомогательные производства в самостоятельные бизнес-единицы, чтобы в итоге из четырех частей, которые сейчас формируют компанию, осталась одна – автомобильное производство. Остальные – автокомпонентные, вспомогательные и обслуживающие производства, непрофильные активы – будут выведены из структуры компании. Социальные объекты завод передал со своего баланса в муниципальную и федеральную собственность.
С помощью правительства РФ АвтоВАЗ создал два 100-процентных дочерних общества – «АвтоВАЗ-Перспектива» и «Реформинг-Центр» для перевода в них временно невостребованного в производственной программе персонала — сегодня здесь работает уже более 6 500 вазовцев. Кроме того, сотрудники компании обеспечены дополнительной работой в связи с успешной реализацией госпрограммы утилизации — из-за большого спроса на «классические» модели LADA 2105/07 в апреле 2010 года их будет изготовлено на 2 500 больше, чем планировалось. Здесь есть и сложности, потому что производство автомобилей – совместная работа завода и поставщиков комплектующих, им тоже пришлось перестраивать производственную программу.
АвтоВАЗ также серьезно занимается улучшением качества комплектующих для автомобилей, для чего совместно с альянсом Renault – Nissan создана структура, которая разрабатывает основные принципы единой панели поставщиков автокомплектов на основе стандартов альянса. Планируется, что локализация производства комплектующих будет доведена до 74 процентов, что позволит создать новые рабочие места.
К 2020 году АвтоВАЗ намерен втрое увеличить объемы производства и выпускать более одного миллиона автомобилей. Как заявил президент АвтоВАЗа 20 апреля 2010 года на встрече с коллективом, через десять лет автозавод будет выпускать девять моделей на четырех платформах; в планах по развитию модельного ряда — выпуск нового автомобиля на собственной платформе Kalina к началу 2012 года, и в этом же году — машины на платформе В0 альянса Renault – Nissan.
Сегодня АвтоВАЗ занимает более 26 процентов отечественного автомобильного рынка; к 2020 году компания планирует как минимум сохранить свои позиции и остаться лидером по производству легковых автомобилей в России.
Фото из архива АвтоВАЗа