Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Память сердца

Слушать новость
Память сердца. .

творчество
Так называется альбом художника-любителя, ветерана Великой Отечественной войны Геннадия Ханжина. Он является единственным ныне живущим тюменским художником – ветераном Великой Отечественной войны. Воевал под Ленинградом, Новгородом, Псковом, освобождал Эстонию, Латвию, Литву, участвовал во взятии Кенигсберга и Берлина. Закончил войну в звании гвардии старшины, был дважды ранен, имеет награды. Сейчас ему уже 93 года...

------

А завтра снова будет бой


В его судьбе отразилась целая эпоха нашей страны, а живо-писью Геннадий Яковлевич стал заниматься уйдя на пенсию. Принимал участие в выставках самодеятельных художников, которые ежегодно проходили в Тюменском музее изобразительных искусств. Художник Ханжин тонко чувствует красоту природы, большинство его картин – пейзажи. Но пройдя Великую Отечественную войну, что называется от звонка до звонка, он не мог не обратиться к такой важной теме. Этих работ немного – всего три, но они дорогого стоят и являются ключевыми в творчестве художника.

«А завтра снова будет бой»... Так словами из знаменитой песни Соловьева-Седого названа картина, где изображены редкие минуты затишья на войне. Художник точно передал впечатления тесного пространства солдатской землянки, огонь, горящий в гильзе от снаряда, свет, падающий на лица.

В центре боец с гармонью, рядом товарищ, слушающий песню, напротив солдат, пишущий письмо родным. Он держит в руке фото молодой девушки: ее же мы увидим на картине «Встреча», на ней изображена будущая супруга художника – Анна Николаевна.

Яркое пятно огня светильника поддержано вьющимся пламенем в печке, сделанной из железной бочки. Точный рассказ о солдатском военном быте не состоялся бы без «говорящих» деталей. На печурке – котелок и кусок хлеба, видны ноги спящих солдат, на стене – оружие. Ящики от снарядов вместо «столов» и «стульев»... В картине все так проникновенно и просто, что всем сердцем понимаешь – это редкие счастливые минуты на войне. Чувствуешь, что значат для бойцов тепло, свет, память о дорогих и близких, за которых сражались с врагом и стояли насмерть наши солдаты.

На прямую наводку


Полотно «На прямую наводку» показывает непосредственный момент боя. Среди заснеженного леса изображен артиллерийский расчет, а в глубине – идущая в атаку пехота. Автор понимает, что создает художественное произведение, поэтому страшных взрывов, убитых, раненых не изображает. Он показал, как смертельно ранены деревья – могучие сосны, белоствольные березы, как страшно изуродована природа. А ведь это сама жизнь! Небо темное от дыма и гари, но в самом верху оно голубое и бездонное. У Геннадия Яковлевича постоянное внутреннее ощущение торжества жизни, невозможности уничтожения красоты. Именно это глубокое внутреннее начало, по-видимому, и помогло ему выжить.

Солдату Ханжину довелось сражаться в страшном месте на Волховском фронте под Ленинградом – Мясной Бор. До сих пор через шесть с лишним десятков лет там работают поисковые отряды и хоронят павших солдат.

В разговорах о войне, в воспоминаниях Геннадий Яковлевич немногословен. Одна лишь фраза, что в болотах Мясного Бора нельзя было поставить ногу, не наткнувшись на убитого бойца, говорит о том, что пришлось там вынести. Сражались в «узком мешке», на четырехстах метрах насквозь простреливаемого пространства, когда кругом был враг. Солдаты говорили: «Кто побывал в Мясном Бору, тому и ад не страшен». На бойцов в композиции Ханжина смотришь с уверенностью – они победят и спасут этот мир.

Окно в сад


«О боях-пожарищах, о друзьях-товарищах» фронтовики помнят всегда. Своему однополчанину Александру Пантелееву, с которым встретился спустя 30 лет после войны, Геннадий Яковлевич посвятил особого рода картину, назвав ее «Память». По своему жанру – это натюрморт, но он составлен по принципам тематического полотна. Со сложным натюрмортом соединен пейзаж, жанровая сцена и часть интерьера комнаты.

Перед нами на плоскости стола лежат памятные вещи, которые, как правило, достают из семейного архива в особый день – 9 Мая. На фото, что на первом плане, два бойца. Это Геннадий Ханжин и его друг, однополчанин Александр Пантелеев, с которым он призывался в 1939 году, сражался под Ленинградом в одной батарее, дошел до Берлина. За фотографиями вырезка из газеты военных лет, со статьей о боевых успехах, грамоты от Верховного главнокомандующего Сталина. Из шкатулки извлечены ордена и медали, по которым можно представить боевой путь солдата. На фронтовом письме-треугольнике – очки: оно было вновь прочитано. Рядом погоны и гвардейский знак – гордость полка. Среди этих дорогих сердцу вещей изображена гильза от снаряда, напоминающая быт солдатской землянки.

Окно распахнуто в сад, цветущий по весне. Там группа ветеранов, которым их внуки дарят букеты. Картина берет за душу своим проникновенным, бесхитростным рассказом о былом. Вновь и вновь вспоминаешь историю нашей державы, историю самого жизнестойкого поколения фронтовиков.

Фото автора

творчество
Так называется альбом художника-любителя, ветерана Великой Отечественной войны Геннадия Ханжина. Он является единственным ныне живущим тюменским художником – ветераном Великой Отечественной войны. Воевал под Ленинградом, Новгородом, Псковом, освобождал Эстонию, Латвию, Литву, участвовал во взятии Кенигсберга и Берлина. Закончил войну в звании гвардии старшины, был дважды ранен, имеет награды. Сейчас ему уже 93 года...

------

А завтра снова будет бой


В его судьбе отразилась целая эпоха нашей страны, а живо-писью Геннадий Яковлевич стал заниматься уйдя на пенсию. Принимал участие в выставках самодеятельных художников, которые ежегодно проходили в Тюменском музее изобразительных искусств. Художник Ханжин тонко чувствует красоту природы, большинство его картин – пейзажи. Но пройдя Великую Отечественную войну, что называется от звонка до звонка, он не мог не обратиться к такой важной теме. Этих работ немного – всего три, но они дорогого стоят и являются ключевыми в творчестве художника.

«А завтра снова будет бой»... Так словами из знаменитой песни Соловьева-Седого названа картина, где изображены редкие минуты затишья на войне. Художник точно передал впечатления тесного пространства солдатской землянки, огонь, горящий в гильзе от снаряда, свет, падающий на лица.

В центре боец с гармонью, рядом товарищ, слушающий песню, напротив солдат, пишущий письмо родным. Он держит в руке фото молодой девушки: ее же мы увидим на картине «Встреча», на ней изображена будущая супруга художника – Анна Николаевна.

Яркое пятно огня светильника поддержано вьющимся пламенем в печке, сделанной из железной бочки. Точный рассказ о солдатском военном быте не состоялся бы без «говорящих» деталей. На печурке – котелок и кусок хлеба, видны ноги спящих солдат, на стене – оружие. Ящики от снарядов вместо «столов» и «стульев»... В картине все так проникновенно и просто, что всем сердцем понимаешь – это редкие счастливые минуты на войне. Чувствуешь, что значат для бойцов тепло, свет, память о дорогих и близких, за которых сражались с врагом и стояли насмерть наши солдаты.

На прямую наводку


Полотно «На прямую наводку» показывает непосредственный момент боя. Среди заснеженного леса изображен артиллерийский расчет, а в глубине – идущая в атаку пехота. Автор понимает, что создает художественное произведение, поэтому страшных взрывов, убитых, раненых не изображает. Он показал, как смертельно ранены деревья – могучие сосны, белоствольные березы, как страшно изуродована природа. А ведь это сама жизнь! Небо темное от дыма и гари, но в самом верху оно голубое и бездонное. У Геннадия Яковлевича постоянное внутреннее ощущение торжества жизни, невозможности уничтожения красоты. Именно это глубокое внутреннее начало, по-видимому, и помогло ему выжить.

Солдату Ханжину довелось сражаться в страшном месте на Волховском фронте под Ленинградом – Мясной Бор. До сих пор через шесть с лишним десятков лет там работают поисковые отряды и хоронят павших солдат.

В разговорах о войне, в воспоминаниях Геннадий Яковлевич немногословен. Одна лишь фраза, что в болотах Мясного Бора нельзя было поставить ногу, не наткнувшись на убитого бойца, говорит о том, что пришлось там вынести. Сражались в «узком мешке», на четырехстах метрах насквозь простреливаемого пространства, когда кругом был враг. Солдаты говорили: «Кто побывал в Мясном Бору, тому и ад не страшен». На бойцов в композиции Ханжина смотришь с уверенностью – они победят и спасут этот мир.

Окно в сад


«О боях-пожарищах, о друзьях-товарищах» фронтовики помнят всегда. Своему однополчанину Александру Пантелееву, с которым встретился спустя 30 лет после войны, Геннадий Яковлевич посвятил особого рода картину, назвав ее «Память». По своему жанру – это натюрморт, но он составлен по принципам тематического полотна. Со сложным натюрмортом соединен пейзаж, жанровая сцена и часть интерьера комнаты.

Перед нами на плоскости стола лежат памятные вещи, которые, как правило, достают из семейного архива в особый день – 9 Мая. На фото, что на первом плане, два бойца. Это Геннадий Ханжин и его друг, однополчанин Александр Пантелеев, с которым он призывался в 1939 году, сражался под Ленинградом в одной батарее, дошел до Берлина. За фотографиями вырезка из газеты военных лет, со статьей о боевых успехах, грамоты от Верховного главнокомандующего Сталина. Из шкатулки извлечены ордена и медали, по которым можно представить боевой путь солдата. На фронтовом письме-треугольнике – очки: оно было вновь прочитано. Рядом погоны и гвардейский знак – гордость полка. Среди этих дорогих сердцу вещей изображена гильза от снаряда, напоминающая быт солдатской землянки.

Окно распахнуто в сад, цветущий по весне. Там группа ветеранов, которым их внуки дарят букеты. Картина берет за душу своим проникновенным, бесхитростным рассказом о былом. Вновь и вновь вспоминаешь историю нашей державы, историю самого жизнестойкого поколения фронтовиков.

Фото автора



В Тюменской области завершились Дни казахской культуры

21 декабря

Обелиск Ермаку и земляной вал в Тобольске отреставрируют в 2025 году

21 декабря